ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-33/19 от 15.07.2019 Альшеевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 11-33/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с. Раевский 15 июля 2019 года

Судья Альшеевского районного суда Республики Башкортостан в составе ФИО1,

При секретаре Ишбульдиной Р.Р.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО2, Государственного казенного учреждения службы весового контроля Республики Башкортостан на решение мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения службы весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжелого груза,

установил:

Государственное казенное учреждение службы весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжелого груза. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 134 км <адрес> сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: тягач грузовой седельный марки <данные изъяты> регистрационный номер , с полуприцепом марки <данные изъяты>, модель , регистрационный номер , принадлежащего Ответчику, под управлением водителя Богославского. Ю.А. В ходе про верки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного 1.1 ст. 31 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 16 009,20 руб. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.

Истец просил взыскать с ответчика в пользу бюджета Республики Башкортостан денежные средства в размере 16 009,20 руб. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акта превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. В ФИО2 взыскан ущерб в размере 16 009,20 руб., государственная пошлина в размере 640,37 руб.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить в связи с неверным расчетом осевой нагрузки и неправильным применением норм материального права.

В апелляционной жалобе ГКУ Служба весового контроля РБ просит решение мирового судьи изменить, в связи с технической ошибкой в акте от ДД.ММ.ГГГГ, уменьшив взысканную сумму до 15 661 руб.

Согласно ч. 1 ст. 335.1 ГПК Российской Федерации апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, были вызваны в судебное заседание для проверки доводов апелляционной жалобы, ответчик в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, при этом пояснил суду, что в справке от ДД.ММ.ГГГГ указано неверное распределение груза. Представитель истца ФИО3 доводы апелляционной жалобы ответчика не признал, просил снизить сумму вреда с учетом уточненных требований.

В силу ч. 3 ст. 335.1 ГПК Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса, а также в случае, если судом апелляционной инстанции признаны обоснованными приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, суд апелляционной инстанции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.

Указанных оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.

В соответствии со ст. ст. 29, 30, 31 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пользователям автомобильными дорогами запрещается: осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ст. 29).

Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи(ст. 31).

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в частности: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации (ст. 30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с п. 5 указанных Правил «тяжеловесный груз» - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению .

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее Правила).

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: допустимой массы транспортного средства: допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5).

В соответствии с п. 6 Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управлением дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденном Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на автомобильных дорогах <адрес> регионального и межмуниципального значения с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.

Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1.1.2.2 Порядка по результатам взвешивания транспортного средства составляется акт, в котором указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/ межмуниципального/ местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан совместно с сотрудниками ГИБДД при осуществлении весового контроля на 134 км автодороги <адрес> произведено взвешивание транспортного средства:

Тягач грузовой сдельный марки <данные изъяты> регистрационный номер , с полуприцепом марки <данные изъяты>, модель <данные изъяты>, регистрационный номер принадлежащий ответчику. Управление данным транспортным средством и полуприцепом осуществлял водитель ФИО2

Взвешивание производилось на весовом оборудовании: СДК.Ам системы дорожного контроля фирмы ТЕНЗОР, модификации (модель) заводской номер .

Весы признаны пригодными к применению, что удостоверено паспортом на весовое оборудование и свидетельством о поверке от ДД.ММ.ГГГГ срок действия ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось.

В акте имеется объяснения водителя: «взвешивание с нарушением постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ, машина с подьемн.осью». От подписи водитель отказался.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального межмуниципального значения Республики Башкортостан составила 16 009,20 руб.

ГКУ Служба весового контроля РБ в адрес ответчиков направило претензию от ДД.ММ.ГГГГ с требованием уплаты суммы ущерба, которая оставлена без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статьей 1082 ГК Российской Федерации предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Под убытками, согласно статье 15 ГК Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.

Таким образом, при предъявлении требований о возмещении материального ущерба, причиненного истцу, в порядке ст. 56 ГПК Российской Федерации и по смыслу ст. 15 ГК Российской Федерации, надлежало доказать факт наступления имущественного вреда и его размер, причинно-следственную связь с действиями ответчика, а также виновный характер этих действий.

Установив факт превышения транспортным средством допустимых нагрузок на ось автомобиля, и, как следствие, причинения вреда автодороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, как собственник транспортного средства, обязан возместить ущерб, причиненный автомобильной дороге при использовании принадлежащего ему транспортного средства, в размере 16 009,20 руб.

Плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в ст. ст. 15, 1064 ГК Российской Федерации.

Ссылка ответчика на применение Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» отклоняется судом апелляционной иснатнции.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения», утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.

Движение транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий не прекращается, а ограничивается весовыми (в весенний период) и временными (в летний период) показателями.

Вместе с тем, если транспортные средства, относящиеся к указанной категории, осуществляют в период временного ограничения движения перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, к ним в любом случае применяются нормы, установленные Правилами возмещения вреда.

В данном случае, как правильно указал суд, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, осуществляется в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, поскольку федеральным законом установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке таких грузов.

Ссылка ответчика на справку от ДД.ММ.ГГГГ, где неверно указано распределение груза в данном случае правого значения для данного дела не имеет, поскольку требования истца основаны на акте от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем в апелляционной жалобе истца приведен новый расчет причиненного вреда. Так в акте указана допустимая нагрузка на 3 ось в размере 7,65 т, а не 9,18 т, что произошло по технической ошибке оператора, который занимался составлением акта от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данная ошибка не исключает факта превышения осевой нагрузки на 3 ось в размере 0,08 т с учетом 2% погрешности. Согласно уточненному расчету размера вреда составляет 15 661 руб. Поскольку факт превышения транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось истцом подтвержден актом от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не доказано наличие у него специального разрешения на провоз тяжеловесного груза на день производства взвешивания, суд приходит к выводу о возложении на ФИО2 обязанности по оплате соответствующей компенсации в пользу ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан.

В силу положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, обязанность по опровержению доказательств лежит на ответчике. Между тем, ФИО2 в судебном заседании каких-либо письменных возражений о не согласии с произведенным стороной истца расчетом причиненного ущерба не представил.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает необходимым решение суда изменить в части взыскания суммы ущерба и государственной пошлины, взыскав с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан ущерб в размере 15 661 руб., а также госпошлину в доход местного бюджета в размере 626,44 руб.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, установленных требованиями статьи 330 ГПК Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 335.1 ГПК Российской Федерации, судья апелляционной инстанции

определил:

решение мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения службы весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжелого груза изменить в части взыскания суммы ущерба и государственной пошлины.

Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан ущерб в размере 15 661 руб.

Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход местного бюджета в размере 626,44 руб.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения службы весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжелого груза - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2,- без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.

Судья Альшеевского районного суда

Республики Башкортостан п/п ФИО1