Бандалак Е.В. Дело № 11-35/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Дроздовой Н.В. при секретаре Поповой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 65 судебного района города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от ДД.ММ.ГГ по иску ПАО «ДЭК» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК»- Дальэнергосбыт к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился к мировому судье с указанным иском к ответчикам, в обосновании иска указал, что между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения и задолженность за период с апреля 2020- июнь 2020, январь 2021 года задолженность за потребленную электрическую энергию составила в размере 5611,84 рублей, расходы в размере 400 рублей.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, расчет задолженности производился по среднему начислению, а далее по нормативу, оплата не поступала, просила взыскать задолженность за указанный период и расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что плановая проверка всех бытовых приборов учета, которые по поддержке граждан на начало 2021 года, и ресурсоснабжающие организации до ДД.ММ.ГГ обязаны принимать показания всех приборов учета в том числе и с любым истекшим сроком поверки.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, рассмотрено в ее отсутствие.
Решением мирового судьи судебного участка №65 судебного района города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от ДД.ММ.ГГ в солидарном порядке с ФИО1, ФИО2 в пользу ПАО «ДЭК» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» взыскана задолженность за потребленную электроэнергию за период с апреля 2020 по июнь 2020 года, январь 2021 года в размере 5611,84 рублей. Также с ФИО1, ФИО2 в пользу ПАО «ДЭК» взыскана государственная пошлина в размере 200 руб.
На указанное решение суда представителем ответчика ФИО1 подана апелляционная жалоба, согласно которой считает решение суда не законным и необоснованным, ссылаясь на то, что со стороны ответчика каких-либо недобросовестных действий не было, истцом не предоставлено и в материалах дела нет доказательств, что срок поверки электросчетчика XXXX вышел в первом квартале 2020 года, нет самого акта допуска в эксплуатацию прибора учета XXXXДД.ММ.ГГ год, и квитанции за январь 2020 со средними начислениями. Начисления за апрель и май 2020 были проведены исходя из повышенного норматива потребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Оплачены квитанции за апрель и май 2020 года по показаниям электросчетчика и мировой судья не обратил внимание на пункт 5 Постановления Правительства РФ XXXX от ДД.ММ.ГГ и разъяснения Верховного Суда РФ на что, неоднократно ответчиком было заявлено в судебных заседаниях. Мораторий установлен действует в отношении неустоек (пеней, штрафов) подлежащих начислению за период просрочки с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ независимо от расчетного периода поставки коммунального ресурса. Существующий специальный повышенный тариф к нормативу потребления коммунальных услуг- это штрафная санкция за отсутствие или неиспользование электросчетчика. Считает, что решение нельзя признать законным и обоснованным и подлежащим отмене полностью.
Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, по основаниям, изложенным в возражениях. Просила оставить решение мирового судьи без изменения.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, рассмотрено в отсутствие.
Суд, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, считает, что решение мирового судьи подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: г.Уссурийск, XXXX. и ответчик ФИО2 зарегистрирована в данной квартире.
ПАО «ДЭК» является поставщиком электроэнергии, в том числе по указанному адресу, для бытовых целей.
Заявляя требования о взыскании с ответчиков задолженности за потребленную электроэнергию, истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГ истек межповерочный интервал прибора учета, установленного в квартире ответчиков, в связи с чем, истцом не принимались показания прибора учета, расчет платы за потребленную электроэнергию с января по март 2020 года производился исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, с апреля по май 2020 года производился по нормативу потребления электрической энергии, установленному Постановлением Департамента по тарифам в Приморском крае №34/6 от 20.07.2016 и в соответствие с положениями п.60 Постановления Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 с применением повышающего коэффициента 1,5.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, мировой судья исходил из положений статей 539, 540, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153 – 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", пунктов 80, 81, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и пришел к выводу, что законодательством, действовавшим в период спорных правоотношений, обязанность по учету потребляемой электроэнергии возложена на абонента. В связи с пропуском срока поверки счетчика истец начислил ответчикам задолженность исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента.
Вместе с тем, мировым судьей не учтены положения Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно пункту 1 которого постановлено приостановить до 01.01.2021 действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81 (12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148 (23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Судом первой инстанции не учтено, что в спорный период не действовал пункт 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.
Мораторий, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года №424, действует в отношении неустоек (пеней штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунальной ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данным в письме от 19 мая 2020 года N 18848-ОЛ/04 приостановление действия подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.
Мировой судья отклонил довод ответчика о том, что ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424.
Из материалов дела следует, что исковые требования истца затрагивают период действия Постановления N 424, положения которого предписывало гарантирующему поставщику с 6 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года принимать показания приборов учета.
В связи с чем, мировому судье следовало проверить расчет на применение к периоду с апреля по май 2020 года повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам" внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление N 354 пункт 80 (1) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.".
В пункте 80 (2) абзац первый изложен в следующей редакции: "80 (2). Установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГ или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГ, а в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГ или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГ С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80 (1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев".
Неприменение норм материального права, подлежащих применению и неправильное применение норм материального права, повлекло принятие неверного решения.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об оставлении исковых требований без удовлетворения.
По изложенному, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л
Решение мирового судьи судебного участка № 65 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу по иску ПАО «ДЭК» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК»- Дальэнергосбыт к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования ПАО «ДЭК» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» - Дальэнергосбыт к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период апрель 2020-июнь 2020, январь 2021 года в размере 5 611,84 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 мая 2022 года.
Председательствующий Н.В. Дроздова