ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-36/2021 от 29.09.2021 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

Мировой судья Казаринова Т.В. 11-36/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

гор. Великий Устюг 29 сентября 2021 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н., при секретаре Козулиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 26 от 12 июля 2021 года, которым с ФИО1, ФИО2, ФИО3 в солидарном порядке в пользу ООО «АкваЛайн» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 11236,20 рублей и в возмещение расходов по госпошлине в размере 449,44 рублей, всего в размере 11685 рублей 64 копейки, в остальной части иска отказано,

установил:

Жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., принадлежит на праве собственности ФИО1.

Ответчики ФИО1 (с 24 марта 2017 года), ФИО3, ФИО2 (с 16 ноября 2017 года) зарегистрированы по адресу: ..., по настоящее время. Ответчик ФИО3 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: ..., на срок с 06 октября 2020 года по 12 марта 2022 года.

Ответчики ФИО2, ФИО1, ФИО3 являются потребителями коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.

С 01 января 2019 года согласно договору публичной оферты истец общество с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» (далее – ООО «АкваЛайн») является региональным оператором, осуществляющим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с любым физическим лицом на территории восточной зоны Вологодской области, в том числе по названному выше адресу.

За период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года у ответчиков образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами в размере 11646,06 рублей.

ООО «АкваЛайн» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование исковых требований указано, что ответчиками являются лица, которые несвоевременно и не в полном объеме осуществляют оплату, просят взыскать с ответчиков солидарно задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 11236,20 рублей, а также расходы по оплате госпошлины.

В процессе рассмотрения данного гражданского дела исковые требования истцом были уточнены, просили взыскать задолженность по адресу: ..., за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 11239,92 руб., а также расходы по оплате госпошлины.

Представитель истца ООО «АкваЛайн» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании не согласился с иском, пояснив, что в доме проживает он, супруга и младший сын, старший сын не проживает с сентября 2020 года, так как обучается в .... Услугами ООО «АкваЛайн» не пользуются, договора не заключали, контейнер для сбора мусора на улице, где они проживают, не установлен, другие контейнеры более чем в 100 метрах от их дома.

Ответчики ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки в суд неизвестна.

Представители третьих лиц администрации ГП «Город Великий Устюг» и Государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки в суд неизвестна.

Мировым судьей постановлено приведенное выше решение. Ответчик ФИО1 обратился в Великоустюгский районный суд Вологодской области с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указав, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, поскольку в период с 01 января 2019 года по 30 октября 2019 года коммунальные слуги по обращению с твердыми коммунальными отходами им не были оказаны. Согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ближайшая контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов от их дома ... находится по адресу г.В.Устюг пересечение улиц М.Горького и ФИО4 на расстоянии 516 м.. Сама контейнерная площадка около их дома была установлена только 30 октября 2019 года. Согласно п.4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерной площадки до индивидуального жилого дома должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Вместе с тем, нормативное расстояние до ближайшей контейнерной площадки превысил в 4 раза. Других способов сбора ТКО региональным оператором предоставлено не было, что противоречит государственной программе «Комфортная городская среда». В связи с чем начисление платы за коммунальные услуги за период с 01 января 2019 года по 30 октября 2019 года необоснованно. Кроме того, в платежных извещениях нет подписи главного бухгалтера, нет печати ООО «АкваЛайн», а также отсутствует акт выполненных работ.

В настоящем судебном заседании ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы и ее обоснование поддержал.

Ответчики ФИО3, ФИО2 не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представитель истца ООО «АкваЛайн» в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу, которую просит оставить без удовлетворения, решение мирового судьи – без изменения.

Представители третьих лиц администрации ГП «Город Великий Устюг» и Государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав ответчика ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Руководствуясь статьями 153, 154, 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, мировой судья пришел к выводу об удовлетворении требований истца ООО «АкваЛайн» и взыскании в его пользу в солидарном порядке с ответчиков задолженности за коммунальные услуги за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 11236,20 рублей и расходов по уплате госпошлины в размере 449,44 рублей, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Отсутствие заключенного с ответчиками письменного договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не являются обстоятельством, в силу которого ответчики могли быть освобождены от уплаты по утилизации отходов, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами ответчиками не представлено, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена, с 1 января 2019 года ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восточной зоны Вологодской области. Таким образом, в спорный период коммунальные услуги по сбору ТКО на территории города Великий Устюг были оказаны истцом.

С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека �?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?

Согласно статье 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные для заключения управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой. При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 (4) указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Судом установлено, что ответчики ФИО1 (с 24 марта 2017 года), ФИО3, ФИО2 (с 16 ноября 2017 года) зарегистрированы по адресу: ..., по настоящее время; ответчик ФИО3 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: ..., на срок с 06 октября 2020 года по 12 марта 2022 года и являются потребителями коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами.

С 1 января 2019 года ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Восточной зоны Вологодской области и в соответствии с п. 1 ст. 24.6 и п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, для чего заключать договоры с собственниками отходов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года места (площадки) накопления твердых бытовых отходов в месте жительства ответчиков имелись.

Так, из ответа администрации ГП «Город Великий Устюг» следует, что согласно реестру мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГП «Город Великий Устюг», утвержденного постановлением администрации ГП «Город Великий Устюг» от 06.11.2018 №755, вступившее в законную силу с 01 января 2019 года, место накопления твердых коммунальных отходов для жилого дома ... расположено по адресу: ..., с 31 октября 2019 года.

Помимо того, как следует из материалов дела, в период с 01 января 2019 года по 30 октября 2019 года ближайшая контейнерная площадка к жилому дому находилась по адресу: г.Великий Устюг, пересечение ул.М.Горького и ул.ФИО4. До установки контейнеров сбор бытовых отходов ООО «АкваЛайн» осуществлялся без контейнерным способом.

Ответчик ФИО1 не оспаривал, что в процессе их жизнедеятельности образовывались твердые бытовые отходы, вместе с тем, сам мусор они не имели право утилизировать самостоятельно. Доказательств утилизации твердых бытовых отходов не нарушающим санитарного законодательства, другим законным способом либо заключения соответствующих договоров с иными лицами ответчиками не представлено. Претензий по качеству оказываемых услуг по вывозу твердых коммунальных отходов от ответчиков не поступало, письменных отказов от получения услуг от данной организации ответчики не заявляли. Оплату оказываемых услуг ответчики не производили, в связи с чем у них образовалась задолженность.

Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что услуги по обращению с ТКО оказывались обществом с 01 января 2019 года, то есть с момента когда региональный оператор приступил к исполнению своих обязанностей.

Расчет мировым судьей проверен и является верным.

Доводы ответчика, что в платежных извещениях нет подписи главного бухгалтера, нет печати ООО «АкваЛайн», а также отсутствует акт выполненных работ, суд находит не обоснованными.

Учитывая нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения и подлежащие применению в данном деле, применение положений ФЗ «О бухгалтерском учете» не приемлемо, поскольку действие настоящего Федерального закона не распространяется на возникшие правоотношения.

При этом суд первой инстанции верно указал, что отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором, нахождение контейнеров по собору бытовых отходов в отдаленности от дома ответчиков, не свидетельствует о том, что услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которая включает в себя сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, не оказывалась либо оказывалась ненадлежащим образом и не влечет освобождение ответчиков от обязанности по оплате оказанных услуг.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.

Оснований для иной оценки исследованных доказательств суд не усматривает.

Таким образом, решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 26 от 12 июля 2021 года является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 26 от 12 июля 2021 года по иску ООО «АкваЛайн» к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2021 года.

Судья: Н.Н.Нагаева