Дело № 11-378/2019 Судья Рыбакова М.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Малоедовой Н.В. судей Хорошевой О.Н., Чаус И.А. при секретаре Гуня К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2019 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 сентября 2018 года по иску ФИО1 к Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» о признании незаконными действий по начислению взноса на капитальный ремонт, возложении обязанности прекратить начисление взноса. Заслушав доклад судьи Хорошевой О.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истца ФИО1, его представителя ФИО2, возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском к Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее - СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области»), с учетом уточнения требований, о признании незаконными действий по начислению взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для жилого помещения по адресу: ***, возложении обязанности прекратить начисление взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для данного жилого помещения. В обоснование требований указано, что истец является собственником квартиры № *** в жилом доме ***. Данный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества после ее актуализации, решение о способе формирования фонда капитального ремонта собственниками не принималось, постановление администрации Копейского городского округа | ||
Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 3246-П «О принятии решения о способе формирования фонда капитального ремонта», согласно которому способ формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: ***определен на счете регионального оператора - СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» отменено постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 08 мая 2018 года № 1133-п. В феврале 2018 года ответчиком истцу выставлен счет-извещение о начислении взносов на капитальный ремонт в размере 2 060 руб. 64 коп. с учетом перерасчета - 1 880 руб. 82 коп. Действия ответчика по начислению истцу взноса на капитальный ремонт общего имущества полагает незаконными (л.д. 31-34). Истец ФИО1, его представитель ФИО3 в судебном заседании поддержали исковые требования. Представитель ответчика Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» при надлежащем извещении в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований. Решением суда первой инстанции исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признаны незаконными действия Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по начислению взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для жилого помещения по адресу: ***. На Специализированную некоммерческую организацию - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» возложена обязанность прекратить начисление взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для жилого помещения по адресу: ***. Со Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей. В апелляционной жалобе СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» просит решение суда отменить, принять новое | ||
2 | ||
решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в Законе Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 (в редакции от 05 апреля 2018 года) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» не предусмотрен момент возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта. Однако в силу ч. 1 ст. 7-1 данного закона для всех собственников независимо от года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Отмена постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области «О принятии решения о способе формирования фонда капитального ремонта» от 16 декабря 2017 года № 3246-П не влечет отмену начислений на капитальный ремонт, поскольку в нарушение ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений многоквартирного дома не приняли и не реализовали решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, в то время как с момента актуализации региональной программы капитального ремонта, в которую включен дом истца, прошло более восьми месяцев. В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции полагает законным и обоснованным. Представитель ответчика СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен, не явился, причины неявки не сообщил. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено материалами дела и дополнительно запрошенными судебной коллегией документами, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: *** (л.д. 18). Многоквартирный жилой дом по адресу: Челябинская область, | ||
з | ||
***введен в эксплуатацию 21 июля 2014 года, что следует из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 196-П, утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы (далее - региональная программа). Постановлением Правительства Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 740-П утверждены изменения, которые вносятся в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 196-П «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 -2043 годы», согласно которым жилой дом по адресу: ***включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 г. г. Постановлением Администрации города Копейска Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 3246-п принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта для многоквартирного жилого дома по адресу: ***на счете Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее - Региональный оператор). Данное постановление вынесено в связи с тем, что собственники помещений многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и порядок его реализации. 01 февраля 2018 года Региональный оператор присвоил жилому помещению истца лицевой счет и в марте 2018 годы выставил истцу квитанцию на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, начиная с 01 марта 2017 года (л.д. 104, 106-107,9). Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 08 мая 2018 года № 1133-п постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 3246-п «О принятии решения о способе формирования фонда капитального ремонта» отменено (л.д. 44). Однако после отмены постановления ответчик продолжает совершать | ||
4 | ||
действия по начислению истцу взносов на капитальный ремонт общего имущества. Разрешая спор, суд исходил из того, что поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме № ***решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта не принято, срок для принятия данного решения не истек, а постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 3246-П «О принятии решения о способе формирования фонда капитального ремонта» на счете Регионального оператора отменено, действия ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для жилого помещения по адресу: *** являются незаконными. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В силу ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 указанного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 этого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Сроки возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт установлены частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ, от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, действовавшей на момент включения спорного дома в региональную программу) - по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 указанного Кодекса. Как следует из части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, | ||
5 | ||
возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. На территории Челябинской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» (далее - Закон № 512-30). В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области Постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года № 196-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы (далее - региональная программа). На момент рассмотрения дела судом первой инстанции Законом Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, определен не был. Поскольку сроки возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, установленные ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (не позднее чем в течение пяти лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации), не истекли, иной срок нормативным актом субъекта Российской Федерации не был определен, суд, проанализировав федеральное и региональное законодательство, пришел к правильному выводу об отсутствии у истца обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. | ||
6 | ||
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что Законом Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-30 внесены изменения в Закон Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области». В соответствии с ч. 1-1 ст. 7-1 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» (в редакции Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-30) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в данную программу при ее актуализации, возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта. Статьей 6 Жилищного кодекса РФ определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2). В соответствии со статьей 2 Закона Челябинской области от 02 октября 2018 года № 772-30 он вступает в силу со дня официального опубликования (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018, № 7400201810030018). Норме, устанавливающей срок наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, обратная сила не придана. Таким образом, обязанность по внесению платы за капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в данную программу при ее актуализации, не могла возникнуть ранее внесения изменений в Закон Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30. Судебная коллегия не усматривает оснований для начисления ответчиком взносов на капитальный ремонт и после внесения таких изменений в Закон Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30. | ||
7 | ||
Статьей 44 Жилищного кодекса РФ предусмотрены правомочия общего собрания собственников в многоквартирных домах по принятию решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, по принятию решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт, выборе лица уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, по другим вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Конституционный Суд РФ в пункте 7 Постановления от 12 апреля 2016 года № 10-П «О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.). Согласно статье 170 Жилищного кодекса РФ уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3). | ||
8 | ||
Проверяя конституционность положений частей 6 и 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано. По смыслу приведенных законоположений, принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома. Таким образом, волеизъявление самих собственников многоквартирного жилого дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта является приоритетным. Отсутствие у собственников возможности принять такое решение до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт противоречит положениям ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, из содержания которой следует, что не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение об уплате средств на капитальный ремонт в порядке и размере, установленных жилищным законодательством. Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома № ***решение общего собрания о способе формировании фонда капитального ремонта не принято, поскольку Законом № 512-30 не был определен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, принятом в эксплуатацию после утверждения региональной программы, при её актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. | ||
9 | ||
Поскольку ч. 1-1 ст. 7-1 Закона Челябинской области от 27 июня 2013 года № 512-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» введена в действие с 03 октября 2018 года, судебная коллегия исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ) приходит к выводу о том, что обязанность по уплате взносов у истца возникает по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором внесены изменения в Закон № 512-30, то есть с июля 2019 года. Соответственно, согласно ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, собственники помещений в данном многоквартирном доме должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. По вышеприведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отмену решения суда повлечь не могут. Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушений, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено. Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» - без удовлетворения. | ||
Председательствующий: | ||
Судьи: | ||
ю | ||