Дело № 11-37/2021
2-1312/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7декабря 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Берчатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 135 в Емельяновском районе Красноярского края от 17.06.2021 по исковому заявлению ФИО1 к ИП ФИО2 о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ИП ФИО2 о защите прав потребителей, мотивируя требования тем, что 19.03.2021 заключил с ответчиком договор розничной купли-продажи наушников Samsung Buds Live, черные (RFANC1F6LXX). Стоимость товара составила 9990 рублей. Товар оплачен полностью и в срок. После доставки товара он обнаружил, что приобретенный товар не подходит его супруге по размеру. В связи с этим 24.03.2021 года он обратился к ответчику с просьбой обменять на товар подходящего размера. Ответчик отказал в удовлетворении законного требования потребителя, в результате утратил интерес к исполнению договора купли-продажи и отказывается от его исполнения. 24.03.2021 обратился к ответчику с требованием вернуть денежные средства. Его требования остались без удовлетворения. В соответствии с п. 67 таблицы 1 ГОСТа 27418-87 «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Термины и определения» термин «стереофонические наушники (наушники) относятся к вспомогательным устройствам и представляет собой два телефона с оголовьем, предназначенные для подключения к бытовым радиоэлектронным аппаратам. Термин «вспомогательное бытовое устройство» определяется данным ГОСТом как радиоэлектронное устройство, расширяющее потребительские возможности бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Согласно Общероссийскому классификатору продукции «ОК 005-93», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301, вышеуказанная продукция (наушники) имеет код ОКП 65 8640 стереотелефоны, код которой относится к группе продукции «Громкоговорители» (ОКП 65 8600). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качестве, не подлежащих обмену. В данный перечень включены технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года. Продукции с наименованием «Стереофонические наушники» (стереотелефоны) в данном перечне нет. Наушники не являются технически сложным товаром, а относятся к вспомогательным устройствам, согласно ГОСТу 27418-87 «Аппаратурарадиоэлектронная бытовая. Термины и определения», то продавец при обращении потребителя с соответствующим требованием должен обменять непродовольственный непродовольственный надлежащего качества (наушники) на аналогичный товар, а в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу - вернуть потребителю денежную сумму уплаченную за данный товар. Наушники не являются гигиеническим товаром (предметом личной гигиены), на что ссылается продавец. Таким образом, при продаже товара ответчиком нарушены права потребителя, ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 26 Правил продажи отдельных видов товара, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55. Стоимость товара в размере 9990 рублей истец просит взыскать с ответчика. Кроме того, за составление искового заявление истцом было оплачено 2000 рублей, которые истец просит взыскать с ответчика. В результате действий ответчика истец испытал негативные эмоции, возмущение, негодование, обиду, в связи с этим компенсацию морального вреда истец оценивает в 5000 рублей. Также просит взыскать штраф в размере 50% за отказ в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя.
Решением мирового судьи судебного участка № 135 в Емельяновском районе и п. Кедровый Красноярского края от 17.06.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением мирового судьи судебного участка № 135 в Емельяновском районе и п. Кедровый Красноярского края от 17.06.2021 истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы истец указал, что не согласен решением суда, поскольку считает его незаконным и необоснованным в виду неправильного определение обстоятельств, имеющих значение для гражданского дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для гражданского дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам гражданского дела. Считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что наушники являются технически сложным товаром, нормы действующего законодательства судом не учтены. Наушники не являются технически сложным товаром, а относятся к вспомогательным устройствам согласно ГОСТУ 27418-87 «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Термины и определения», поэтому продавец при обращении потребителя с соответствующим требованием должен обменять непродовольственный товар надлежащего качества (наушники) на аналогичный товар, а в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу – вернуть потребителю денежную сумму, уплаченную за данный товар.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал. Истец и ответчик в суд не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
В силу статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
На основании п. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Исходя из положений п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 года "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Положениями пункта 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Как следует из пункта 2 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам) на этикетках, маркировкой или иным способом, принятых для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Пунктом 6 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 дата N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», к технически сложным товарам отнесено оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
Согласно п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», не подлежат обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
На основании положений п. 3 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
Согласно ГОСТ 27418-87 "Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Термины и определения " стереофонические наушники (наушники) - два телефона с оголовьем, предназначенные для подключения к бытовым радиоэлектронным аппаратам. Наушники относятся к подвиду Аппаратуры радиоэлектронной бытовой.
Как установлено судом, ФИО1 19.03.2021 приобрел у ИП ФИО2 беспроводные наушники SamsungBudsLive, черные (RFANC1F6LXX) стоимостью 9990 рублей, что следует из товарного чека № 7670.
Своей подписью ФИО1 подтвердил, что с условиями гарантийного и сервисного обслуживания ознакомлен и согласен, с условиями возврата и обмена товара ознакомлен и согласен, товар проверен и осмотрен в его присутствии, им получен.
24.03.2021 года истец обратился к ответчику с претензией, в которой потребовал возврата денежных средств, уплаченных за покупку по товарному чеку № 7670 от 19.03.2021, указав причину возврата: не подходят по форме ушей.
В ответе на претензию ИП ФИО2 указал, что оснований для возврат денежных средств нет, поскольку беспроводные наушники SamsungBudsLiv-являются технически сложным устройством, поскольку обладают двумя и более функциями и имеют гарантийный срок 1 год, также товар имеет индивидуально-гигиенические особенности, поскольку для эксплуатации его необходимо поместить в ухо, тем самым устройство имеет постоянный контакт с кожей владельца, что могло бы создать потенциальную угрозу для будущего владельца данного устройства в период пандемии. Недостатков в приобретенном товаре нет, устройство исправно и выполняет свои функции в полном объеме. Кроме того, удобство эксплуатации достигается путем подбора силиконовых насадок нужного размера. При этом товар, который хотел вернуть покупатель, имеет следы эксплуатации (потертости, царапины), что также исключает возможность его возврата за исключением заводского брака.
На основании исследованных доказательств мировой судья пришел к правильному выводу, о том, что со слов истца и по тексту искового заявления, наушники приобретались для супруги, наушники надлежащего качества, однако, данные наушники не могут быть ею использованы по назначению, поскольку не удовлетворили запросу его супруги, которая визуально определила, что они ей не подходят по размеру. Учитывая, что наушники «SamsungBudsLive» являются радиоэлектронным оборудованием беспроводного приема/передачи голосовых сообщений посредством Bluetooth, относятся к технически сложным товарам, который не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Под существенным недостатком товара (работы, услуги), согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другой подобный недостаток.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - это недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Доводы истца о том, что его супруга наушники не примеряла, а визуально определила, что они ей не подходят по размеру, судом не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку приобретенные наушники «SamsungBudsLive» не имели недостатков, приводящих к невозможности или недопустимости использования товара по его прямому назначению.
Таким образом, стороной ответчика обоснованно отказано в удовлетворении претензии о возврате денежных средств по основанию, указанному в претензии, с учетом того, что наушники относятся к технически сложным товарам, надлежащего качества.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных законом, для отмены решения мирового судьи не имеется; нарушений процессуальных норм права, судом апелляционной инстанции не установлено; решение мирового судьи является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательств, при правильном толковании и применении норм материального права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 135 в Емельяновском районе Красноярского края от 17.06.2021 года по исковому заявлению ФИО1 к ИП ФИО2 о защите прав потребителей оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное определение изготовлено 7.12.2021