ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-37/2022 от 20.05.2022 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

Дело №11-37/2022

(2-1399/2021-15-1)

УИД 54MS0081-01-2021-001663-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» мая 2022 года г. Искитим

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.

При секретаре Миллер Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Национальная система платежных карт» на решение мирового судьи 2-го судебного участка Искитимского судебного района <Адрес> от 17.12.2021г. по гражданскому делу по иску Гусельниковой Т. А. к АО «Национальная система платежных карт» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Гусельникова Т.А. обратилась в суд с иском к АО «Национальная система платежных карт» о защите прав потребителей.

Решением мирового судьи от Дата. исковые требования истицы удовлетворены частично, с АО «Национальная система платежных карт» в пользу Гусельниковой Т. А. взыскана задолженность по выплате кэшбэка в размере 9061,00 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 4530,50 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С данным решением ответчик не согласился, подал апелляционную жалобу, считает указанное решение мирового судьи 2 судебного участка Искитимского судебного района <Адрес> от Дата незаконным и необоснованным, нарушающим нормы материального права и подлежащем отмене в связи с тем, что выводы мирового судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, мировой судья не разобрался в правовой природе рода деятельности АО «НСПК», что привело к принятию незаконного и необоснованного решения, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебное заседание истец Гусельникова Т.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ее интересы представляет Зубченко О.В.

Представитель Зубченко О.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрения дела в отсутствие истца, поддержала доводы письменных возражений на апелляционную жалобу, в которых считает решение мирового судьи от Дата. законным и обоснованным, апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению.

Представитель ответчика АО «НСПК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц ООО «Комфорт Букинг», ООО Санаторий «Озеро Карачи» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что оснований для отмены решения мирового судьи 2 судебного участка Искитимского судебного района <Адрес> от Дата. не имеется.

При этом суд исходит из следующего:

Согласно ст. 327.1.ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Из ст.328 ГПК РФ следует, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

При рассмотрения дела мировым судьей установлено, что в целях стимулирования в Российской Федерации внутреннего туризма в 2020 была введена краткосрочная программа, в рамках которой АО «НСПК» предоставлена субсидия на возмещение туристам части стоимости туристской услуги (путевки), оплаченной банковской картой «Мир» (п. 1 Распоряжения Правительства РФ от ДатаНомер-р; п. п. 1, 5, 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДатаНомер).

Правила акции Оператора АО «НСПК» «Стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги в рамках Программы лояльности для держателей карт «Мир» являются договором присоединения и регламентируют условия участия в программе лояльности, способы и порядок осуществления расчетов, а так же определяют прав, обязанности, функции и ответственность субъектов программы лояльности. Правила являются договором присоединения.

Правила и стандарты программы лояльности являются обязательными для исполнения всеми субъектами программы лояльности. Правила размещаются оператором на информационных ресурсах в сети интернет по адресу: https://privetmir.ru/, а так же в личном кабинете клиента.

Мировым судьей установлено, что в период Дата-Дата проводился второй этап Акции.

Информация об Акции, операторе АО «НСПК», Правила программы лояльности размещались на официальном сайте АО «НСПК».

Также, истец имела возможность ознакомиться с условиями Акции и Правилами программы лояльности на официальном сайте санатория https://okarachi.ru/ru/.

Так, в п. 1.1.Правил программы лояльности для держателей карт «Мир» (действующих с Дата, версия 3.2) указано, что Правила программы лояльности регламентируют условия участия в Программе лояльности для Держателей карт «Мир», способы и порядок взаимодействия между Субъектами Программы лояльности, включая порядок осуществления расчетов, также определяют права, обязанности, функции и ответственность Субъектов Программы лояльности. Правила являются договором присоединения, предусмотренным ст. 428 ГК РФ. Присоединение к Правилам осуществляется в порядке, определенном Правилами. Присоединение к Правилам означает принятие полностью всех условий Правил и Стандартов Программы лояльности без каких-либо изъятий и (или) ограничений. Правила и Стандарты Программы лояльности являются обязательными для исполнения всеми Субъектами Программы лояльности.

Правила размещаются Оператором на информационных ресурсах в сети Интернет по адресам: https://privetmir.ru (далее – Сайт) и (или) https://support.nspk.ru (далее – Портал), а также в Личном кабинете Клиента / Личном кабинете Партнера (том 1, л.д. 142-187).

Таким образом, Гусельниковой Т.А. была предоставлена возможность ознакомиться с Правилами, размещенными на официальном сайте АО «НСПК», реализовав которую, истец заключила с ответчиком договор присоединения, приняв на себя, в том числе, обязательства соблюдать его условия и требования без каких-либо изъятий и (или) ограничений.

Мировым судьей достоверно установлено, что между АО «НСПК» и ООО «Комфорт Букинг» Дата заключено Соглашение об информационно-технологическом взаимодействии в рамках программы лояльности для держателей карт «Мир» (т. 2, л.д.25).

Из раздела 1 заявления о заключении Соглашения следует, что исполнитель туристской услуги указан в приложении к заявлению от Дата.

Из раздела 2 заявления следует, что в качестве привлеченного Исполнителем третьего лица выступает ООО «Комфорт Букинг» (т.2, л.д. 23).

Перечень организаций – исполнителях туристской услуги, указан в приложении: Информация об Исполнителях, и включает в себя, в том числе, ООО Санаторий «Озеро Карачи» (т.2, л.д. 26-104).

Дата между ООО Санаторий «Озеро Карачи» и Гусельниковой Т.А. заключен договор Номер на оказание услуг санаторно-курортного лечения, предметом которого являлось оказание заказчику санаторно-курортных услуг. Стоимость услуг составляла 45305 рублей (том 1, л.д. 13).

Дата услуги в виде санаторно-курортного лечения в ООО Санаторий «Озеро Карачи» были оплачены Гусельниковой Т.А. на официальном сайте санатория в полном объеме, с использованием банковской карты «Мир» (том 1, л.д.10-12).

Из информации, указанной в листе бронирования (бронь Номер) выданным ООО Санаторий «Озеро Карачи» следует, что кассовый чек в электронном виде будет представлен компанией ComfortBooking (том1, л.д.12).

Кроме того, из представленной в материалы дела выписке из лицевого счета Гусельниковой Т.А. следует, что Дата была произведена транзакция, сумма операции 45305,00 рублей, получатель денежных средств - ComfortBooking, терминал 802128 (том 1, л.д.18), то есть исполнитель туристской услуги, с которым у АО «НСПК» заключено Соглашение об информационно-технологическом взаимодействии в рамках Программы лояльности для держателей карт «Мир», что в полном объеме соответствует требованиям АО «НСПК».

Таким образом, мировым судьей установлено, что денежные средства, поступившие от Гусельниковой Т.А. в счет оплаты туристской услуги, зачислены на счет ComfortBooking, с которым у АО «НСПК» заключено Соглашение об информационно-технологическом взаимодействии в рамках программы лояльности для держателей карт «Мир». Каких либо иных информационно-технологических взаимодействии между ответчиком и третьим лицом компанией ComfortBooking не имеется, такие данные стороной ответчика и указанного третьего лица суду не представлены.

В рамках Программы лояльности Гусельникова Т.А. зарегистрировавшись в Программе лояльности до даты оплаты туристской услуги с учетом срока для оплаты, указанного в пункте 6.2 Правил Акции, произвела оплату туристской услуги единовременно и в полном объеме с использованием карты «Мир», зарегистрированной в Программе лояльности, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронного терминала, что соответствует общим требованиям для начисления кэшбэка, установленным п. 7.2. Правил Акции.

Так, согласно терминам и определениям, закрепленным в Правилах Акции, электронный терминал – устройство, предназначенное для оплаты Туристских услуг с использованием карты «Мир» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставленное Кредитной организацией (эквайрером) для оплаты Туристских услуг, соответствующих требованиям Постановления Правительства и Соглашения, на основании договора на осуществление расчетов по операциям оплаты Туристских услуг, совершаемым с использованием карт «Мир», идентификатор которого в целях учета оплаченных Туристских услуг и обеспечения расчета Выплаты зарегистрирован в аппаратно-программных комплексах Кредитной организации-участника платежной системы «Мир» и Программы лояльности для держателей карт «Мир», обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между Кредитными организациями-участниками платежной системы «Мир», а также между Кредитными организациями-участниками платежной системы «Мир» и АО «НСПК» (т.1, л.д.252).

В соответствии с п. 7.2 Правил Акции кэшбэк начисляется Клиенту при выполнении Клиентом в совокупности следующих условий:

7.2.1. Клиент зарегистрировался в Программе лояльности до даты оплаты Туристской услуги с учетом Срока для оплаты, указанного в пункте 6.2 настоящих Правил;

7.2.2. Карта «Мир» зарегистрирована в Программе лояльности до даты оплаты Туристской услуги с учетом Срока для оплаты, указанного в пункте 6.2 настоящих Правил;

7.2.3. Туристская услуга соответствует требования Постановления Правительства и настоящих Правил;

7.2.4. Туристская услуга приобретена в период Срока для оплаты, указанного в пункте 6.2 настоящих Правил;

7.2.5. оплата Туристской услуги осуществлена в полном объеме с использованием карты «Мир», зарегистрированной в Программе лояльности, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством Электронного терминала;

7.2.6. Туристская услуга приобретена исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (том 1, л.д.253).

Из условий п. 7.3. Правил Акции следует, что кэшбэк начисляется оператором, т.е. АО «НСПК» и выплачивается в порядке, установленном Правилами программы лояльности (том 1, л.д.253).

Приложение Номер Правил программы лояльности регулирует начисление Кэшбэка - вида Премии, начисленный с учетом пункта 2.5 настоящего Приложения и представляющий собой денежное поощрение в виде возврата Клиенту части средств, затраченных Клиентом на приобретение Товаров по Акции с использованием действующей Карты «Мир», зарегистрированной в Программе лояльности.

Пунктом 3.4 приложения Номер Правил программы лояльности установлены условия, при выполнении которых Клиенту начисляется кэшбэк:

- клиент является действующим участником Программы лояльности;

- клиент присоединился к Акции (в соответствии с подразделом 3.2.7 Правил);

- товар, приобретаемый по Акции, оплачивается с использованием действующей карты «Мир», зарегистрированной в Программе лояльности, при этом отсутствуют ограничения на совершение операций с ее использованием (например, ограничение на оплату с использованием Карты «Мир» в сети Интернет). Начисление кэшбэка при оплате Товара с использованием кобейджинговой карты осуществляется исключительно при наличии технической возможности Оператора;

- товар приобретен в срок проведения Акции (т.е. в момент оплаты Товара с использованием действующей карты «Мир», зарегистрированной в Программе лояльности, срок проведения Акции не окончен, не приостановлен);

- иные условия, установленные Акцией (том 1, л.д. 177).

Подразделом 3.2.7. Правил установлены условия участия в Акции, а именно, клиент может участвовать в Акциях, информация о которых (включая порядок и условия их проведения) размещена на Сайте и/или в Личном кабинете Клиента.

В целях участия Клиента в Акции и в случае если такая необходимость предусмотрена правилами Акции необходимо, чтобы Карта «Мир», используемая для оплаты Товара по Акции, была зарегистрирована в Программе лояльности в соответствии с подразделом 3.2.5 Правил.

В случае если Карта «Мир» зарегистрирована в Программе лояльности, повторная регистрация Карты «Мир» для участия Клиента в Акции не требуется.

Клиент присоединяется к Акции путем приобретения Товара в соответствии с условиями, установленными в Акции.

Присоединение Клиента к Акции означает принятие Клиентом полностью всех условий Акций без каких-либо изъятий и (или) ограничений.

В случаях, когда Партнер оказывает содействие Оператору при присоединении физического лица к Правилам в соответствии с подразделом 3.2.2.2 Правил и (или) регистрации Карты «Мир» в Программе лояльности в соответствии с подразделом 3.2.5 Правил, физическое лицо присоединяется к Акции при присоединении к Правилам Программы лояльности.

Присоединение физического лица к Акции означает принятие им полностью всех условий Акций без каких-либо изъятий и (или) ограничений.

Мировой судья, исходя из совокупности фактических обстоятельств дела, счел, что

Дата, Гусельникова Т.А., зарегистрированная в Программе лояльности до даты оплаты Туристской услуги, с использованием карты «Мир» зарегистрированной в Программе лояльности до даты оплаты Туристской услуги, в период установленного Срока для оплаты туристской услуги, осуществив оплату Туристской услуги в полном объеме с использованием карты «Мир», в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством Электронного терминала и приобретя Туристскую услугу исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, выполнила указанные в Правилах Акции и в Правилах программы лояльности требования, при выполнении которых потребителю услуги начисляется кэшбэк, в полном объеме. Денежные средства получены агрегатором - ComfortBooking, с которым у АО «НСПК» заключено Соглашение об информационно-технологическом взаимодействии в рамках программы лояльности для держателей карт «Мир».

Однако, кэшбэк в размере 20% от стоимости оплаченной Туристской услуги, Гусельниковой Т.А. начислен не был.

ДатаГусельниковой Т.А. в адрес АО «НСПК» направлена претензия, с требованием выплатить сумму кэшбэка в размере 9061,00 рублей (том 1, л.д.8).

Дата в адрес Гусельниковой Т.А. направлен ответ на претензию, которым Гусельниковой Т.А. отказано в выплате кэшбэка в связи с нарушением обязательных условий Акции, а именно п. 7.2.5 Правил Акции (том 1, л.д. 8-9,138).

Как следует из ответа на претензию от ДатаНомер, партнер по акции – ООО «Комфорт Букинг» сообщил о том, что при оформлении заказа на проживание Гусельниковой Т.А. был выбран способ оплаты без отметки о возможности начисления кэшбэка, т.е. не акционный способ оплаты.

Мировым судьей оценены возражения ответчика относительно предъявленных исковых требований, которые в целом основаны на том, что правилами проводимой акции однозначно установлено, что электронный терминал предназначен для оплаты «акционным» способом в целях возможности начисления кэшбэка по идентификаторам, предоставленным Исполнителем в целях учета оплаченных туристских услуг и обеспечения расчета выплаты. По мнению ответчика, только оплата на специальном электронном терминале позволяет АО «НСПК» достоверно определить «акционную» транзакцию, в связи с чем, условие об оплате посредством электронного терминала является одним из обязательных. По мнению ответчика, истцом выбран неверный «не акционный» способ оплаты, при оформлении на проживание турист выбрал способ оплаты без отметки о возможности начисления кэшбэка, в связи с чем, оплата (транзакция) прошла по ленным в акцию идентификаторам MID 787023 и TID 789036. Учитывая, что правилами проводимой акции однозначно установлено требование о необходимости осуществления оплаты туристской услуги посредством электронного терминала, считает, что истец не выполнил обязательное условие акции, в связи с чем у АО «НСПК» отсутствовали правовые основания для начисления и выплаты кэшбэка в рамках Постановления Правительства РФ.

На сайте ООО Санаторий «Озеро Карачи» в период проведения акции была предусмотрена возможность оплаты как «акционным», так и не «акционным» способом. При этом, способ для оплаты электронным терминалом с идентификаторами TID и MID заявленными ООО «Комфорт Букинг» для участия в акции, был реализован на сайте ООО Санаторий «Озеро Карачи» при условии проставления отметки о возможности начисления кешбэка.

Мировым судьей отклонены доводы представителя ответчика в связи со следующим.

В п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДатаНомер «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением участников процесса, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчиком доказательств, свидетельствующих о том, что до Гусельниковой Т.А., не обладающей специальными познаниями в области программно-технических устройств, в доступной форме было доведено требование о необходимости при проведении оплаты за Туристскую услугу, проставления отметки о возможности начисления кэшбэка, либо с Гусельниковой Т.А. заключались иные договоры, устанавливающие порядок участия в Акции и способы оплаты акционной услуги, в материалы дела не представлено, мировой судья правильно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Гусельниковой Т.А.

Выводы мирового судья подробно мотивированы в решении.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Суд считает, что, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобы не имеют правового значения, были предметом рассмотрения в мировом суде. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу, оснований для которой апелляционная инстанция не усматривает.

Поскольку обстоятельства по делу мировым судьей установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется, суд не считает возможным отменить решение мирового судьи.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи 2-го судебного участка Искитимского судебного района <Адрес> от 17.12.2021г. по гражданскому делу по иску Гусельниковой Т. А. к АО «Национальная система платежных карт» о защите прав потребителей оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «НСПК» без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий подпись Л.Г. Мишкова