ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-40/2016 от 18.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Мировой судья Липатова Е.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 18 июля 2016 года

Мотивированный текст изготовлен 25 июля 2016 года город Орск

Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А., при секретаре Мальгиной В.А., с участием

истца -Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» в лице представителей ФИО1, ФИО2,

лица, в защиту прав и интересов которого подан иска, ФИО4, представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью « ЛКС-2» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной общественной организации « Защита прав потребителей по Оренбургской области в интересах ФИО4,

на решение мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Орска по иску Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» в интересах ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью « ЛКС-2» о возмещении убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация «Защита прав потребителей по Оренбургской области», действуя в защиту прав и законных интересов ФИО4, обратилась в суд с иском к ООО «Ленинский коммунальный сервис-2» ( далее ООО ЛКС-2»), в котором просила взыскать с ООО « ЛКС-2» в пользу ФИО4 <данные изъяты> рублей, убытки в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

В обоснование иска указала, что 30 апреля 2015 года между собственниками жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома <адрес> и ООО «ЛКС-2» заключен договор управления многоквартирным домом , по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги по перечню, указанному в Приложении № 5 к договору.

В целях обеспечения исполнения обязательств ответчик взял обязательство заключить соответствующие договоры ресурсоснабжения (п. 3.1.15 договора).

Однако с 30 апреля 2015 года по настоящее время свои обязательства не исполняет - договоры ресурсоснабжения не заключены (исходя из информации на сайте, находятся в стадии оформления).

Как следствие, предоставление коммунальных услуг осуществляется непосредственно ресурсоснабжающими организациями, которые являются исполнителями коммунальных услуг, этими же организациями производится начисление платежей и выставление платежных документов.

Учитывая изложенное, предоставление коммунальных услуг осуществляется в настоящее время ресурсоснабжающими организациями, которые являются исполнителями коммунальных услуг ( п.15, п.17 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), этими же организациями производится начисление платежей и выставление платежных документов.

Данный факт свидетельствует о ненадлежащем оказании услуги по управлению многоквартирным домом, а именно абз. 5 (организация работ по приему, расчету и учету платежей граждан за коммунальные услуги), абз. 20 (заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями) Приложения - 3 к договору управления.

Стоимость услуги по управлению стороны согласовали в размере <данные изъяты> руб/кв.м, в месяц.

К отношениям, вытекающим из договора управления многоквартирным домом применяется

законодательство о защите прав потребителей.

Как следует из ст.4 закона РФ от 07февраля 1992 года № 2300-1 « О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. Более того, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

Невыполнение управляющей организацией обязательств, предусмотренных законом ( ч.12 ст.161 ЖК РФ, пп. «б» п.31 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п.п. «д» п.4 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 « О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и договором управления от 30 апреля 2015 года ( п.3.1.15) по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями является недостатком услуги по управлению многоквартирным домом.

В силу ст.29 Закона о защите прав потребителей, потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы ( оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы ( оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст.39 Закона о защите прав потребителей последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 « Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утверждены Правила изменения размера платы по договору управления многоквартирным домом. Пунктом 10 указанных Правил утверждена формула, в соответствии с которой подлежит расчету размер платы, подлежащий снижению.

Согласно п.10 Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле: размер уменьшения платы = стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей)/ количество календарных дней в месяце х количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и ( или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Таким образом, размер платы по договору управления многоквартирным домом подлежит снижению в сумме 323,07 рублей. Поскольку ответчик оказывает услугу ненадлежащего качества, при расчете следует применять формулу, указанную в п. 10 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ. 491 от 13 августа 2006 года).

Расчет: <данные изъяты>

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в платежном документе за январь 2016 года, выставленном ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», плата за электроэнергию на ОДН начислена собственнику квартиры <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно п.44 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354

Расчет произведен по формулам № 11-14 Приложения № 2 к Правилам, то есть объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределен между

потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого (нежилого) помещения.

Однако, с учетом требований абз. 2 п.З п. 44 Постановления «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю ( находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения к настоящим Правилам.

Вместе с тем, руководствуясь при расчетах абз 2,3 п 44 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ( в части порядка расчета платы на ОДН управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг), Приложением № 4 Постановления Правительства Оренбургской области от 17 августа 2012 года № 686-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области», Приложением № 5 к договору управления от 30 апреля 2015 года ( в части отсутствия насосного оборудования и лифтов), а также при условии надлежащего выполнения управляющей организацией своих обязательств, плата за электроэнергию на ОДН (за январь 2015 года) для собственника квартиры составила бы <данные изъяты> рублей (то есть не более норматива, с применением формулы № 10 Приложения № 2 к Правилам).

Расчет: <данные изъяты>

<данные изъяты>

Коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, при наличии управляющей организации, фактически представляют собой энергоресурсы, затраченные именно управляющей организацией в процессе оказания ей собственникам помещений услуг и выполнения работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, иных назначений использования таких ресурсов не имеется.

Объем таких энергоресурсов определяется как разница между объемом по показанию общедомового прибора учета и объемом начисленной потребителям по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативу.

Факт использования энергоресурсов на ОДН при оказании услуг и выполнении работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества, законом презюмируется.

В настоящее время ООО «ЛКС-2» фактически использует энергоресурсы при исполнении своих обязательств в рамках договора управления, однако расчеты с поставщиками за такие энергоресурсы не производит, за ООО « ЛКС-2» эти затраты вынужденно несут собственники

мещений.

Расходы на ОДН, понесенные собственниками сверх установленных нормативов (при управлении домом управляющей организацией), являются убытками собственников, поскольку в соответствии с абз 3 Правил 354- объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного ( общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

В результате длительного неисполнения Обществом своих обязательств по договору управления многоквартирным домом от 30 апреля 2014 года по заключению договора ресурсоснабжения с ОАО « ЭнергосбыТ Плюс», ответчиком была ненадлежащее оказана услуга по управлению многоквартирным домом, чем в январе 2016 года потребителю причинены убытки в размере <данные изъяты> рублей.

Расчет убытков потребителя: <данные изъяты>. Эта сумма, по мнению истца, также должна быть взыскана с ООО « ЛКС-2».

В соответствии со ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) своими силами и третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу ( услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в 10- дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Потребителем ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО « ЛКС-2» предъявлена претензия с требованиями: произвести уменьшение цены услуги управления многоквартирным домом в составе платы по договору управления на <данные изъяты> рублей, возместитьубытки за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

По настоящее время претензия оставлена без ответа.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО «ЮУЭСК» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Решением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Орска Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» в защиту прав и законных интересов ФИО4 о взскании убытков и компенсации морального вреда отказано.

Истец, не согласившись с решением мирового судьи, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Считает решение незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям.

Выполнение иных услуг, работ в составе услуги «управление» по перечню, поименованному в Приложении № 3, за исключением услуги по заключению договоров ресурсоснабжения (абзац 20 Приложения № 3) и осуществлением расчета, учета, приема платежей за коммунальные услуги (абзац 5 Приложения № 3) истцом и сторонами не оспаривалось.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" урегулирован порядок и сроки выполнения обязательства управляющей организации по заключению договоров ресурсоснабжения.

Согласно п. 5 Правил 124, исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе

управляющей организации.

Из п.11 Правил 124 следует, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе, настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Согласно п.14 Правил 124 Представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения.

Таким образом действия ООО «ЛКС-2», принявшего на себя обязательство по договору управления многоквартирным домом заключить договоры ресурсоснабжения, в направлении только 02 ноября 2015 года (по истечении 6 месяцев) в ОАО «Энергосбыт Плюс» заявки о заключении договора ресурсоснабжения не могут свидетельствовать об отсутствии вины ООО «ЛКС-2», так же как и не могут свидетельствовать о принятии всех зависящих мер по соблюдению требований закона и договорных обязательств с птребителем.

Более того в материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие об отсутствии вины в длительном неисполнении принятых обязательств перед потребителем по договору.

-Не может быть признано невиновным бездействие ООО «ЛКС-2» в ненаправлении заявки в ОАО «Энергосбыт Плюс» более 6 месяцев с даты заключения договора управления; причин, которые препятствовали столь длительное время обратиться с заявкой ответчиком в судебном заседании не озвучено. В том числе, действуя правомерно, ответчик мог реализовать свое право на понуждение ОАО «Энергосбыт Плюс» в судебном порядке заключить договор ресурсоснабжения, в случае уклонения последнего от его заключения под видом требования недостающих документов.

Вышеперечисленное свидетельствует об умышленном бездействии ответчика, что и образует его вину.

Мотивируя решение, суд указал, что Приложением № 3, помимо спорных услуг предусмотрены еще 22 позиции, которые ответчиком исполнялись.

Однако судом не счтено следующее - перечень работ и услуг, поименованный в Приложении № 3 к договору управления, образующих услугу «управление многоквартирным домом» не является закрытым, так как в силу требований ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующий этим требованиям.

Обязательно минимально-необходимые требований к услуге «управление

многоквартирным домом» содержатся в Правилах №416, ч.1 ст. 157 ЖК РФ.

Таким образом не выполнять требования закона об обязанности заключить договор ресурсоснабжения, в порядке предусмотренном Правилами №124 и не осуществлять начисления, учет, расчеты потребителям за коммунальные услуги (а не только за управление, содержание и текущий ремонт) ответчик не мог.

Неисполнение указанной обязанности образует недостаток услуги управления в целом.

Отдельно стоимость действий ООО «ЛКС-2» по заключению договоров ресурсоснабжения и действий по начислению, учету, расчетам платы за коммунальные услуги в договоре управления не указаны и сторонами не согласовывались, следовательно, при выявлении недостатка услуги управления, снижение платы подлежит в объеме (стоимости) самостоятельной услуги, а не отдельного действия.

- Неисполненные договорные обязательства ООО «ЛКС-2» предусмотрены в составе услуги по управлению многоквартирным домом, самостоятельными услугами не являлись. Услуга по управлению многоквартирным домом является самостоятельной услугой, которая включает в себя весь комплекс услуг и отдельных действий, в результате исполнения которых для потребителя

образуется полезное благо (достигаются цели управления многоквартирным домом, ст. 161 ЖК РФ).

- Понятие «недостатокуслуги» раскрыто в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Ненадлежащее исполнение части услуг, действий, предусмотренных в составе услуги «управление многоквартирным домом» по договору управления многоквартирным домом образуют недостатки указанной услуги и влекут последствия предусмотренные законодательством о защите прав потребителя.

-Вывод суда о том, что часть иных услуг, работ, действий указанных в Приложении №3 к договору оказан, следовательно не смотря на то, что другая часть услуг, действий не оказана, в целом услуга «управления многоквартирным домом» не может быть признана сказанной с недостатками, противоречит фундаментальным основам, принципам и требованиям законодательства о защите прав потребителя и гражданского законодательства.

Фактически суд, установив, что в услуге имеется недостаток, отказывается применять последствия, предусмотренные законодательством о защите прав потребителя к исполнителю.

Тот факт, что иные услуги, работы, действия исполнителя входящие в состав услуги «управление», были оказаны, юридического значения не имеет и не освобождает исполнителя от надлежащего выполнения всех принятых на себя обязательств в составе услуги «управление» перед потребителем.

-Судом не дана надлежащая оценка представленному в дело акту о нарушении качества услуги управления многоквартирным домом от 04.03.2016года, составленного в порядке ч.Ю ст. 156 ЖК РФ.

Учитывая, что на письменную претензию потребителя ООО «ЛКС-2» не среагировал в сроки, указанные в законе, время проведения проверки с потребителем не согласовывал, потребителем самостоятельно составлен акт от 04.03.2016года.

Сведения указанные в акте, как и порядок его составления ответчик не оспаривал. Таким образом, изложенный в акте от 04.03.2016года факт нарушения условий договора управления в части оказания услуги «управление» с недостатками, не оспаривал. Доводы ответчика сводились только к заявлению, что все услуги им оказаны надлежаще, однако договоры ресурсоснабжения не заключены своевременно не по его вине.

В силу прямого указания закона (п.15 Правил № 491) акт от 04 марта 2016 года является основанием для снижения размера платы, и такой документ, представленный в дело, подлежал обязательной оценке. Не опровергая указанное доказательство, невозможно сделать вывод об отсутствии оснований для снижения размера платы по договору управления. Следовательно, выводы суда об отсутствии оснований для снижения платы не основаны на материалах дела.

В судебном заседании Региональная общественная организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» в лице представителей ФИО1, ФИО2; лицо, в защиту прав и интересов которого подан иск, ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме

Представитель ответчика ООО « ЛКС-2» ФИО3 ( доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ) возражал против удовлетворения жалобы истца, просил оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица ПАО « ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В письменном отзыве просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Пояснил, что судом верно дана оценка тому факту, что действия ПАО « ЭнергосбыТ Плюс» не противоречат действующему законодательству.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1,2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в обжалуемойчасти, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания и обоснованными, а решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 30 апреля 2015 года между собственниками жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома <адрес> и ООО «ЛКС-2» заключен договор управления многоквартирным домом №1, по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги по перечню, указанному в Приложении № 5 к договору.

В целях обеспечения исполнения обязательств ответчик взял обязательство заключить соответствующие договоры ресурсоснабжения (п. 3.1.15 договора).

Договор ресурсоснабжения в целях предоставления собственникам помещений дома коммунальных услуг с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», а также с иными ресурсоснабжающими организациями не заключен.

Начисления, расчет, прием, учет платежей за коммунальную услугу «электроснабжение» осуществляется ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

За иные коммунальные услуги начисления производятся соответствующими ресурсоснабжающими организациями (ПАО «Т Плюс», ООО «Орск Водоканал и др.).

ООО «ЛКС-2» обеспечено начисление, расчет, учет, прием платы за услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту путем заключения договора с платежным агентом ЗАО «ЮУЭСК»

Услуга «управление многоквартирным домом» включает в себя комплекс услуг, работ и отдельных действий, которые перечислены в Приложении № 3 к договору управления многоквартирным домом.

Выполнение иных услуг, работ в составе услуги «управление» по перечню, поименованному в Приложении № 3, за исключением услуги по заключению договоров ресурсоснабжения (абзац 20 Приложения № 3) и осуществлением расчета, учета, приема платежей за коммунальные услуги (абзац 5 Приложения № 3) сторонами не оспаривается.

С 30 апреля 2015 года по настоящее время договоры ресурсоснабжения не заключены (исходя из информации на сайте, находятся в стадии оформления).

В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правительством Российской Федерации установлены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, услуга

по управлению многоквартирным домом выделяется как самостоятельная услуга.

Из пункта п.3.43 ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 года N 543-ст следует, что услуга управления многоквартирным домом- это деятельность по организации процессов, работ и услуг, обеспечивающих безопасную эксплуатацию многоквартирного дома, решения вопросов пользования и содержания общего имущества, предоставление потребителям коммунальных услуг и увеличение капитализации многоквартирного дома и помещений расположенных в нем.

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п.2 Правил №416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом услуга «управление многоквартирным домом» заключается в выполнении стандартов, установленных в Правилах 416 и в решении общего собрания собственников помещений.

В соответствии с Правилами №416 услуга по заключению договоров ресурсоснабжения, в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, с ресурсоснабжающими организациям входит в состав услуг в рамках услуги «управление», как предусмотренная законом (пп. «д» п.4 Правил) и обеспечивает решение вопроса предоставления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» урегулирован порядок и сроки выполнения обязательства управляющей организации по заключению договоров ресурсоснабжения.

Исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации ( пункт 5 Правил №124).

В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения ( пункт 11 Правил №124 ).

Представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения ( пункт 14 Правил №124).

Как видно из материалов дела, заявка на заключение договора ресурсоснабжения в связи с выбором собственниками помещений многоквартирных домов способа управления

управляющей организацией ООО «ЛКС-2» в адрес ресурсоснабжающей организации ОАО « ЭнергосбыТ Плюс» по адресу: <адрес> направлена 02 ноября 2015 года ( л.д. 174).

Таким образом ответчиком нарушен пункт 5 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин длительного необращения с заявкой в установленный законом срок, каких-либо препятствиях, ответчиком суду не представлено.

Действуя правомерно, ответчик мог реализовать свое право на понуждение ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебном порядке заключить договор ресурсоснабжения, в случае уклонения третьего лица от его заключения под видом требования недостающих документов.

Таким образом, имеет место длительное бездействие, непринятие всех зависящих от ответчика мер по соблюдению требований закона и договорных обязательств с потребителем.

Указанное обстоятельство образует вину управляющей компании в неисполнении указанной услуги потребителю.

Приложением № 3 к договору управления многоквартирным домом от 30 апреля 2015 года, помимо спорных услуг, предусмотрены еще 22 позиции, которые ответчиком исполнялись.

Суд учитывает, что перечень работ и услуг, указанный в Приложении № 3 к договору управления, образующих услугу «управление многоквартирным домом», не является исчерпывающим, поскольку в силу требований ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующий этим требованиям.

Минимально необходимые требования к услуге «управление многоквартирным домом» содержатся в Правилах №416, ч.1 ст.157 ЖК РФ.

Таким образом, невыполнение обязанности заключить договор ресурсоснабжения, в порядке предусмотренном Правилами №124 образует недостаток услуги управления в целом.

Отдельно стоимость действий ООО «ЛКС-2» по заключению договоров ресурсоснабжения и действий по начислению, учету, расчетам платы за коммунальные услуги в договоре управления не указана, сторонами не согласовывалась.

Следовательно, при выявлении недостатка услуги управления, снижение платы подлежит в объеме стоимости самостоятельной услуги, а не отдельного действия.

Неисполненные договорные обязательства ООО «ЛКС-2» предусмотрены в составе услуги по управлению многоквартирным домом, самостоятельными услугами не являются.

Услуга по управлению многоквартирным домом является самостоятельной услугой, которая включает в себя весь комплекс услуг и отдельных действий, в результате исполнения которых для потребителя образуется полезное благо достигаются цели управления многоквартирным домом, ст. 161 ЖК РФ).

Понятие «недостаток услуги»дано в преамбуле Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300- 1 «О защите прав потребителей». Под недостатком понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию

Следовательно, ненадлежащее исполнение части услуг, действий, предусмотренных в составе услуги «управление многоквартирным домом» по договору управления многоквартирным домом образует недостатки указанной услуги и влечет последствия, предусмотренные

законодательством о защите прав потребителя.

Факты оказания иных услуг, входящих в состав услуги «управления» не освобождают исполнителя от надлежащего выполнения всех принятых на себя обязательств в составе услуги «управление» перед потребителем.

В силу ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Факт неисполнения обязательства, предусмотренного договором и законом, материалами дела установлен.

Доказательств отсутствия вины в неисполнении обязательства ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы ( оказанной услуги) своими силами и третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу ( услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в 10- дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Потребителем 02 марта 2016 года в адрес ООО « ЛКС-2» предъявлена претензия с требованиями: произвести уменьшение цены услуги управления многоквартирным домом в составе платы по договору управления на <данные изъяты> рублей, возместитьубытки за январь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с ч.Ю ст.156 ЖК РФ, изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, настоящие Правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - изменение размера платы).

Услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством, в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (п.З Правил 491).

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу (п.7 Правил №491).

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устное заявление, обязано в течение 2-х рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа (п.9 Правил №491).

В адрес ООО «ЛКС-2» истцом направлена претензия о нарушении условий договора управления многоквартирным домом и снижении размера платы, которая получена ООО ЛКС-2» 02 марта 2016 года вх. ( л.д.174)

Претензия не рассмотрена в установленные сроки, отказ в уменьшении размера платы представлен истцу после обращения в суд.

Согласно п п.15, 16 Правил № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и ( или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В силу п.108,110 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многвартирных домах и жилых домов", время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.

Поскольку на письменную претензию потребителя ответчик своевременно не среагировал в сроки, указанные в законе, время проведения проверки с потребителем не согласовывал, потребителем самостоятельно составлен акт от 04 марта 2016 года, который представлен истцом в материалы, дела при обращении в суд.

Указанный акт ответчиком в суде первой инстанции не оспаривался, в силу прямого указания закона (п.15 Правил 491) является основанием для снижения размера платы.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

Расчет объема коммунальной услуги и начисление платы ОАО «Энергосбыт Плюс» как исполнителем, влечет за собой обязанность потребителя оплатить в пользу ресурсоснабжающей организации и личное потребление и ОДН и сверхнормативный ОДН. Несоблюдение договорных обязательств и требований закона по включению договора ресурсоснабжения, влечет за собой возложение сверхнормативного ОДН на потребителя, а не на управляющую организацию, что является убытком потребителя.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 « Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утверждены Правила изменения размера платы по договору управления многоквартирным домом.

Пунктом 10 Правил утверждена формула, в соответствии с которой подлежит расчету размер платы, подлежащий снижению.

Суд соглашается с расчетом размера платы, подлежащей снижению, произведенной истцом <данные изъяты>

Согласно сведениям, содержащимся в платежном документе за январь 2016 года, выставленном ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», плата за электроэнергию на ОДН начислена собственнику квартиры <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей.

В результате длительного неисполнения Обществом своих обязательств по договору

управления многоквартирным домом от 30 апреля 2014 года по заключению договора ресурсоснабжения с ОАО « ЭнергосбыТ Плюс», ответчиком ненадлежащим образом оказана услуга по управлению многоквартирным домом, чем в январе 2016 года причинены убытки в размере <данные изъяты> рублей.

Суд соглашается с расчетом убытков потребителя: <данные изъяты> Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу потребителя услуг.

По требованию о компенсации морального вреда.

В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда и осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 45 Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 года при решении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, характер нравственных страданий истца и степень вины причинителя вреда, длительность периода неисполнения обязательства по договору ( более 6 месяцев), суд считает необходимым удовлетворить требования ФИО4 о компенсации морального вреда в части в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.,46 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 года при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду ( пункт 6 ст. 13 Закона).

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей в РФ» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом, в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам

Общая сумма, взысканная с ООО «ЛКС-2» в пользу потребителя, составила <данные изъяты>

Таким образом, размер штрафа составляет <данные изъяты> рублей, из которого подлежит взысканию в пользу ФИО4 - <данные изъяты> рублей, в пользу Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области»- <данные изъяты> рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В данном случае, истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.4 п.2 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии с пп.1, 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, при наличии требований имущественного и неимущественного характера, составляет 600 рублей, который подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области в интересах ФИО4, удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Орска 28 апреля 2016 года - отменить.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ленинский коммунальный сервис- 2» в пользу ФИО4 323,07 рублей, убытки в размере 39,60 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей,

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « Ленинский коммунальный сервис-2» штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере (1 362,67 рублей) /2 = 681,33 рублей, из которого

в пользу ФИО4 - 340, 66 рублей,

в пользу Региональной общественной организации « Защита прав потребителей по Оренбургской области»- 340,66 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛКС-2» в муниципальный бюджет города Орска государственную пошлину в размере 600 рублей.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Н.А. Гук