Дело№ Па-4150/2016 Судья: Тугаева О.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Зариповой Ю.С., судей Загайновой А.Ф., Сапрыгиной Л.Ю., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Челябинске «22» марта 2016 года в зале суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Карталинского городского поселения Челябинской области к Совету депутатов Карталинского городского поселения Челябинской области о признании незаконными бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения с апелляционной жалобой администрации Карталинского городского поселения Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 15 декабря 2015 года. Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Карталинского городского поселения ФИО1, судебная коллегия установила: администрация Карталинского городского поселения обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Карталинского городского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения внеочередного заседания депутатов по рассмотрению вопроса об утверждении генерального плана Карталинского городского поселения, возложении обязанности провести внеочередное заседание депутатов по рассмотрению вопроса об утверждении генерального плана Карталинского городского поселения. В обоснование заявленных требований указано, что администрацией Карталинского городского поселения 30 сентября 2015 года в адрес Совета депутатов направлено письмо о рассмотрении на очередном заседании Совета депутатов вопроса об утверждении генерального плана Карталинского городского поселения. 23 октября 2015 года, 26 октября 2015 года, 27 октября 2015 года посредством электронной почты Совету депутатов были представлены дополнительные материалы по данному вопросу. Данный вопрос был включен в повестку дня очередного заседания Совета депутатов на 28 октября 2015 года. Однако в ходе работы комиссии Совета депутатов данный вопрос было предложено перенести на очередное заседание ориентировочно на 27 ноября 2015 года. Затем было предложено рассмотреть данный вопрос на внеочередном заседании 3 ноября 2015 года. Между тем, администрацией 29 октября 2015 года, 3 ноября 2015 года направлялись письма о проведении внеочередного заседания по данному вопросу. 5 ноября |
2015 года, 13 ноября 2015 года администрацией были представлены дополнительные материалы. На 19 ноября 2015 года назначено внеочередное заседание Совета депутатов, требуемый вопрос был включен в повестку дня, но не рассматривался, протокольного решения принято не было. Согласно Уставу Карталинского городского поселения Глава поселения вправе требовать внеочередного проведения заседания депутатов по вопросам, внесенных Главой городского поселения. Совет депутатов обязан собрать внеочередное заседание депутатов по вопросам, вносимых на обсуждение Главой поселения. Несмотря на то, что Главой поселения 30 сентября, 29 октября, 3 ноября 2015 года ставился вопрос о внеочередном заседании депутатов по вопросу утверждения генерального плана поселения, имеющего стратегически важный характер для развития поселения, решение принято депутатами не было. Бездействием депутатов нарушается право Главы Карталинского городского поселения требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов. Представитель административного истца администрация Карталинского городского поселения - ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Представители административного ответчика Совета депутатов Карталинского городского поселения - ФИО2, ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Суд постановил решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Не согласившись с данным решением, администрация Карталинского городского поселения обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что на неоднократные обращения главы администрации к Совету депутатов о рассмотрении спорного вопроса решение об утверждении генерального плана так и не принято. При этом в жалобе приводит хронологию событий. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что по итогам внеочередного заседания 19 ноября 2015 года какого-либо решения по спорному вопросу Советом депутатов принято не было. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии возражений главы по невынесению вопроса об утверждении генерального плана на заседание 19 ноября 2015 года, при этом указывает, что глава не обладает правом голоса при принятии решений комиссией, а его возражения занесены в протокол заседания комиссии. Считает, что Советом депутатов нарушены требования части 6 статьи 20 Регламента Совета депутатов и части 3 статьи 20 Устава Карталинского городского поселения, согласно которым внеочередное заседание должно быть созвано в течение 2 недель после подачи письменного предложения главы поселения, в связи с чем, нарушено право главы требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов. |
В возражениях на апелляционную жалобу Совет депутатов Карталинского городского поселения указал на законность и обоснованность решения суда. Представитель административного истца администрации Карталинского городского поселении ФИО1 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель административного ответчика Совета депутатов Карталинского городского поселения, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела. Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя администрации Карталинского городского поселения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, |
государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения. Согласно статье 17 Устава Карталинского городского поселения (далее Устав) в структуру органов местного самоуправления входят: Совет депутатов- представительный орган Карталинского городского поселения; Глава Карталинского городского поселения - высшее должностное лицо Карталинского городского поселения; администрация Карталинского городского поселения - исполнительно-распорядительный орган Карталинского городского поселения; ревизионная комиссия Карталинского городского поселения - контрольный орган Карталинского городского поселения. Совет депутатов Карталинского городского поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом и регламентом Совета депутатов (статья 19 Устава). Статья 29 Устава относит к полномочиям Главы поселения требование созыва внеочередного заседания Совета депутатов, внесение для принятия Советом депутатов проектов программ, планов экономического и социального развития поселения, организацию их исполнения. Статья 20 Регламента Совета депутатов Карталинского городского поселения устанавливает порядок созыва заседаний Совета депутатов. Из содержания данной статьи следует, что председатель Совета депутатов не позднее, чем за 5 дней до заседания доводит информацию до сведения депутатов и до лиц, ответственных за подготовку вопросов повестки дня. Аппарат Совета депутатов уведомляет участников заседания не позднее, чем за 5 дней до его проведения, а также информирует население о предстоящем заседании через доски объявлений, СМИ, Интернет, либо иным способом. Лица, ответственные за подготовку заседания, не позднее чем за 7 дней передают Председателю Совета депутатов справочные материалы и проекты решений по выносимым на заседание вопросам. В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. |
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка и порядок внесения вопросов на заседание Совета депутатов установлены статьей 15 Регламента. Внеплановые вопросы готовятся инициатором их внесения. Проекты решений могут вноситься главой поселения и представляются главой поселения не менее чем за 15 дней до заседания Совета депутатов. После регистрации проект решения Совета депутатов изучается аппаратом Совета депутатов (статья 16 Регламента). Предварительное рассмотрение проекта решения Совета депутатов производится на заседании постоянной комиссии Совета депутатов в порядке, установленном Положением о постоянных комиссиях (статья 17 Регламента). Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не установил незаконного бездействия со стороны Совета депутатов поселения, при этом исходил из того, что вопрос об утверждении генерального плана поселения не был включен в повестку заседания внеочередного заседания Совета депутатов на законных основаниях, в связи с нарушением срока и порядка проведения публичных слушаний. Оснований не соглашаться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллеги не имеется, поскольку они сделаны на основании анализа федерального законодательства, приведенного в решении. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 сентября 2015 года Главой Карталинского городского поселения в адрес Совета депутатов Карталинского городского поселения было направлено письмо с приложением протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана Карталинского городского поселения от 25 сентября 2015 года для утверждения на очередной сессии Совета депутатов. Предлагалось утвердить повестку дня по проекту генерального плана на очередной сессии Совета депутатов. 23 октября 2015 года, 26 октября 2015 года, 27 октября 2015 года посредством электронной почты Совету депутатов представлены дополнительные материалы: протокол публичных слушаний, решение об утверждении генерального плана, заключение о результатах публичных слушаний, материалы по обоснованию, положение о территориальном планировании, информация по проекту генерального платна. |
Из протокола заседания комиссии по законодательству и местному самоуправлению, мандатной и по депутатской этике от 27 октября 2015 года усматривается, что был установлен факт предоставления документов по утверждению генерального плана в нарушение сроков предоставления, установленных Регламентом, не в полном объеме и было решено перенести рассмотрение данного вопроса на 3 ноября 2015 года на внеочередном заседании депутатов. 03 ноября 2015 года Главой Карталинского городского поселения в адрес Совета депутатов Карталинского городского поселения было направлено письмо с предложением назначить внеочередное заседание Совета депутатов городского поселения для принятия решения об утверждении проекта Генерального плана Карталинского городского поселения. 05 ноября 2015 года И.о. Главы поселения были направлены материалы по обоснованию генерального плана Карталинского городского поселения, что следует из письма Главы от 5 ноября 2015 года № 1900. 06 ноября 2015 года председателем Совета депутатов на имя главы администрации направлено сообщение, согласно которому о дате проведения внеочередного заседания депутатов ему будет сообщено дополнительно. 10 ноября 2015 года председатель Совета депутатов направил Главе запрос № 291 о необходимости подготовки пояснений, касающихся утверждения генерального плана. 16 ноября 2015 года главе администрации направлена повестка заседания внеочередного заседания Совета депутатов на 19 ноября 2015 года на 11-00 часов. В данную повестку был включен вопрос о принятии генерального плана с учетом того, что пакет документов был представлен 05 ноября 2015 года. 19 ноября 2015 года на четвертом внеочередном заседании Совета депутатов Карталинского городского поселения вопрос об утверждении генерального плана не был внесен в повестку заседания и не рассматривался. Согласно статье 28 Градостроительного кодекса РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Статья 11 Устава Карталинского городского поселения определен порядок проведения публичных слушаний. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний уставом не определен. |
Установлено, что постановление администрации Карталинского городского поселения от 16 июня 2015 года № 360 «О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Карталинского городского поселения» опубликовано 18 июня 2015 года в газете «Вектор». В соответствии с пунктом 3.9 Порядка организации и проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Карталинского городского поселения заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее 10 дней со дня проведения публичных слушаний. Заключение по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана Карталинского городского поселения в газете «Вектор» опубликовано 29 октября 2015 года, что составило более трех месяцев. Публичные слушания были проведены 25 сентября 2015 года, следовательно, срок опубликования заключения составил более 1 месяца. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что при установленных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным бездействия Совета депутатов Карталинского городского поселения, выразившегося в уклонении от проведения внеочередного заседания депутатов по рассмотрению вопроса об утверждении генерального плана поселения, и как следствие, для возложения обязанности провести внеочередное заседание депутатов. Вопреки доводам жалобы, наличие возражений Главы поселения по невынесению вопроса об утверждении генерального плана на внеочередном заседании Совета депутатов 19 ноября 2015 года, не опровергает правильность выводов суда, поскольку не рассмотрение данного вопроса принято в соответствии с требованиями закона и не противоречит Уставу и Регламенту. Отсутствие протокольного решения по спорному вопросу по итогам внеочередного заседания 19 ноября 2015 года, вопреки доводам жалобы, не влияет на правильность выводов суда и не свидетельствует о бездействии Совета депутатов Карталинского городского поселения. Доводы жалобы о нарушении Советом депутатов нарушены требования части 6 статьи 20 Регламента Совета депутатов и части 3 статьи 20 Устава Карталинского городского поселения, согласно которым внеочередное заседание должно быть созвано в течение 2 недель после подачи письменного предложения главы поселения с указанием вопросов, выносимых на обсуждение, несостоятельны. Так письменное предложение Главы поселения о проведении внеочередного заседания было направлено 03 ноября 2015 года, что подтверждается материалами дела. |
Из письма от 30 сентября 2015 года не следует, что Главой поселения предлагалось рассмотреть вопрос об утверждении генерального плана на внеочередном заседании депутатов, что не оспаривается стороной административного истца. Внеочередное заседание Совета депутатов было проведено 19 ноября 2015 года. Как следует из материалов дела, основной причиной не включения в повестку дня внеочередного заседания Совета депутатов вопроса об утверждении генерального плана явилось то, что общий срок проведения публичных слушаний генерального плана составил более трех месяцев. Судебная коллегия принимает также во внимание, что 18 ноября 2015 года Главой Карталинского городского поселения У.М.А. было издано постановление № 926 о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Карталинского городского поселения на 21 декабря 2015 года. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии бездействия Совета депутатов Карталинского городского поселения в уклонении от проведения внеочередного заседания депутатов по рассмотрению вопроса об утверждении генерального плана Карталинского городского поселения. Остальные доводы жалобы не влияют на правильность решения суда, поскольку установлено отсутствие нарушенных прав административного истца - администрации Карталинского городского поселения. Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств по делу, аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия определила: решение Карталинского городского суда Челябинской области от декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Карталинского городского поселения Челябинской области -без удовлетворения. Председательствующий Судьи |