ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-417/2015 от 06.10.2015 Котласского городского суда (Архангельская область)

Мировой судья

Исполняющий обязанности

Мирового судьи

судебного участка № 2

Котласского судебного района

Архангельской области

Дело № 11- 417/2015 06 октября 2015 года город Котлас

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Котласский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Матвеевой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 октября 2015 года в городе Котласе дело по апелляционной жалобе ответчика муниципального предприятия «Горводоканал» на решение мирового судьи исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 05 мая 2015 года, по которому:

«исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Муниципального предприятия «Горводоканал» в пользу ФИО1 денежную сумму в размере .....

Взыскать с Муниципального предприятия «Горводоканал» государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования «Котлас» в размере ....»

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась с иском к МП «Горводоканал» о защите прав потребителей, просила взыскать денежную сумму в размере ...., компенсацию морального вреда в размере ...., штраф, обосновывая исковые требования необоснованным взиманием ответчиком платы за опломбировку в квартире истца по адресу: .... прибора учета воды. Данный прибор был установлен впервые в декабре 2012 года. За опломбировку истец уплатила ...., что подтверждается наря.... от __.__.__ и кассовым чеком от __.__.__.

Определением мирового судьи прекращено производство по делу в части заявленного истцом требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с отказом истца от иска в данной части.

При рассмотрении искового заявления мировой судья пришел к выводу о том, что в силу требований п. 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 обязанность по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на исполнителя, в связи с чем проверка, пломбировка и принятие на учет приборов учета является текущей деятельностью МП «Горводоканал».

Поскольку п. 81 (14) 81 - 81(9) указанных установлено, что установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, взимание платы за опломбировку вновь установленного прибора противоречит указанным Правилам, а также ст. 154 ЖК РФ, Федеральному закону РФ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении».

В апелляционной жалобе ответчик МП «Горводоканал» указывает, что считает решение незаконным, так как стомисть услуг по опломбированию приборов учета на 2010 год установлена решением Собрания депутатов МО «Котлас» от 22 декабря 2011 года № 250-523 (в редакции от 17 мая 2012 г.) «Об утверждении порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений органами местного самоуправления МО «Котлас». Считает, что Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» к данным правоотношениям применен быть не может, поскольку отношения по опломбировке счетчика в квартире истца возникли до вступления указанного закона в силу. Просит решение мирового судьи отменить и вынести по делу новое решение.

В судебное заседание ответчик МП «Горводоканал» представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, на доводах жалобы настаивает.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просят решение мирового судьи оставить без изменения а апелляционную жалобу ответчика МП «Горводоканал» без удовлетворения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом апелляционной инстанции установлено следующее. Истец ФИО1 является собственником квартиры по адресу: .... в г. Котласе Архангельской области, ....-А, .... (л.д. 12). В декабре 2012 года работниками МП «Горводоканал» в квартире истца были выполнены работы по регистрации и опломбированию прибора учета воды. Данные работы производились впервые. За выполнение работ по регистрации и опломбированию прибора учета воды истец уплатила ...., что подтверждается наря.... от __.__.__ и кассовым чеком от __.__.__ (л.д.10).

Данные обстоятельства подтверждены материалами гражданского дела и ответчиком не оспариваются.

В декабре 2014 года истица обратилась к ответчику с претензией о возврате денежных сумм, однако денежная сумма ответчиком не возвращена, в связи с чем истица обратилась к мировому судье с иском о взыскании необоснованно, по ее мнению, полученной ответчиком оплатой за услуги по опломбировке счетчика.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, в период опломбировки ответчиком в квартире истца прибора учета воды (07 декабря 2012 года) регламентировались принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 N 354 (вступили в силу с 01.09. 2012 г.).

В силу подпунктов "т", "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 N 354, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В силу п. 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно п. 81(9) Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Исходя из вышеизложенного, деятельность ответчика по взиманию платы с потребителей за приемку в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения обоснованно признана судом первой инстанции незаконной. Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не была предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.13 N 824), действовавшими на момент принятия Собранием депутатов МО «Котлас» решения от 22 декабря 2011 года № 250-523-р, на которое указывает в жалобе ответчик, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354, действовавшими на момент введения прибора в квартире истца в эксплуатацию.

В силу п. 4 названных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной и горячей воды, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 настоящих Правил.

Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета иными нормативно-правовыми актами также не определен. Положения п. п. "г" п. 50, п. п. "в", "г" п. 52, п. п. "д" п. 53 Правил содержат лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет. Платность такой услуги для потребителя не следовала и из ч. 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

Установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, соответственно данная сторона правоотношений несет бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно п. п. "г" п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.

Взимая с потребителя оплату работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает истцу дополнительные платные услуги, нарушая требования п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что в решении суда сделана неправильная ссылка на пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.11 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившего в силу 01.01.13, и регулирующего отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения), которым также установлено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку действовавшими на момент спорного правоотношения нормативно-правовыми актами, в частности Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации производить ввод приборов учета в эксплуатацию без взимания платы с потребителя.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В связи с изложенным, предусмотренные законом, (ст. 330, 362 – 364 ГПК РФ), основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения либо его изменения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

решение мирового судьи исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 05 мая 2015 года по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному предприятию «Горводоканал» о взыскании денежной суммы оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика муниципального предприятия «Горводоканал» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.В. Котова