ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-41/18 от 15.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

« 15 » мая 2018 года г.Тамбов

Апелляционная инстанция Ленинского районного суда г.Тамбова в составе: Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11 - 41/18 по апелляционной жалобе Кудрина В.М. на решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года по иску Кудрина В.М. к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

14.09.2017 года Кудриным В.М. была заказана в ФГУП «Почта России» (отделение почтовой связи № 36 в г.Тамбове) услуга по доставке двух заказных писем с простыми уведомлениями адресатам ФИО3 и ФИО4, почтовые идентификаторы *** и ***.

За указанную услугу Кудрин В.М. заплатил 158 руб. 20 коп., что подтверждается кассовыми чеками.

22.11.2017г. Кудрин В.М. обратился к мировому судье с иском к Управлению Федеральной почтовой связи Тамбовской области о взыскании убытков в сумме 316 руб., штрафа в размере взысканной суммы, компенсации морального вред в сумме 40000 руб., указав в обоснование требований, что 14.09.2017г. в почтовом отделении № 36 г.Тамбова от него были приняты два заказных письма для пересылки в г.Тамбове с уведомлением о вручении. За отправление и конверты в кассу отделения им было уплачено 158,2 руб. Почтовая корреспонденция в пределах областного центра должна быть доставлена в течение двух дней. Однако уведомления о доставке почтовой корреспонденции ему возвращены не были; на сайте отслеживания почтовых отправлений также не имелось информации о движении почтовой корреспонденции. В связи с чем, он обратился к руководителю Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области с претензией о розыске почтовой корреспонденции, на которую 23.10.2017г. получил ответ о том, что почтовые отправления были вручены адресатам, однако никакого документального подтверждения этому представлено не было; уведомления о вручении почтовой корреспонденции ему также не доставлены.

Решением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года в удовлетворении исковых требований Кудрину В.М. отказано.

Не согласившись с решением мирового судьи, Кудрин В.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года отменить и принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кудрин В.М. указал, что с решением не согласен, так как оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются Федеральным законом «О почтовой связи», Федеральным законом «О связи», Законом «О защите прав потребителей», гражданским законодательством, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Ссылка в решении мирового судьи на п.57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, несостоятельна, поскольку указанные Правила не действуют.

В соответствии с подп. «б» п.10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014г. N 234, регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться как просто регистрируемые («заказные»), принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату с подтверждением факта вручения распиской в получении, и с уведомлением о вручении (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление). Таким образом, в любом случае заказное письмо вручается адресату под роспись. Оператор почтовой связи обязан уведомить отправителя о вручении почтовой корреспонденции. Указанные обязательства ответчиком не выполнены. Ссылки в решении суда на показания свидетелей ФИО3, ФИО4 и ФИО2 являются несостоятельными, поскольку свидетели ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании не допрашивались, а свидетель ФИО5, хотя и была допрошена в судебном заседании, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний не предупреждалась. После состоявшегося судебного решения в ознакомлении с материалами дела и протоколом судебного заседания ему было отказано, поскольку протокол судебного заседания не был изготовлен, как и материалы дела.

УПФС Тамбовской области - филиалом ФГУП «Почта России» поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых оно указало, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, просили оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

14.09.2017г. между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг почтовой связи; в отделении почтовой связи 392036 В.М. Кудриным заказаны услуги по пересылке двух регистрируемых почтовых отправлений - заказных писем *** - ФИО3 и *** - ФИО4 с простыми уведомлениями, по г.Тамбову на сумму 158,2 рублей. Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции определены постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции». Срок пересылки письменной корреспонденции на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня без учета дня приема, то есть исчисляется со дня, следующего за днем приема отправления. Указанные РПО, согласно календарным штемпелям отделений почтовой связи 392036, проставленным на накладной доставочного отделения, поступили в доставочное ОПС 392036 г.Тамбова 16.09.2017, контрольный срок пересылки РПО составил 2 дня, что соответствует установленным постановлением срокам. В силу п.20.2 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п, регистрируемые почтовые отправления доставляются по указанным на них адресам (кроме дефектных почтовых отправлений и РПО с описью вложения) или выдаются на объектах почтовой связи. В соответствии п.34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. 05.10.2017 оператор почтовой связи после заполнения извещения ф.22 выдал указанные отправления ФИО3 и ФИО4. Согласно п.32 Правил в почтовые абонентские ящики опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, простые уведомления о вручении почтовых отправлений. Указанные простые уведомления к РПО *** - ФИО3 и *** - ФИО4 в соответствии с Правилами опущены в указанный на них почтовый абонентский ящик (расположенный по указанному отправителем в уведомлении адресу).

На основании вышеизложенного нарушения порядка пересылки и доставки письменной корреспонденции не установлено.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не имеют, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Ошибочное указание в решении на Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, не действующие в настоящее время (Правила действуют в новой редакции Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи), является несущественным и не влияющим на правомерность выводов судебного решения.

Таким образом, выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. Судом обоснованно постановлено решение об отказе истцу в удовлетворении его исковых требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда.

На основании положения части 5 статьи 330 ГПК РФ определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 03.05.2018г. апелляционная инстанция перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанцииКудрин В.М. доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, и просил решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме. При этом пояснил, что 14.09.2017 года он направил адресатам ФИО3 и ФИО4два заказных письма с простыми уведомлениями, которые адресаты должны были получить в течение двух дней, а ему должны быть вручены уведомления о получении адресатами указанной корреспонденции. Корреспонденция адресатам своевременно не вручена, уведомления о вручении ему не возвращены, информация о вручении почтовых отправлений на сайте ОАСУ РПО также не была размещена. В связи с чем, просит взыскать с ответчика убытки в сумме 316 руб., в том числе стоимость конвертов и услуг почтовой связи в сумме 158 руб., неустойку, предусмотренную ФЗ «О почтовой связи», в сумме 158 руб., штраф в размере взысканной суммы, компенсацию морального вред в сумме 40000 руб. в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Представитель ФГУП «Почта России» в лице УПФС Тамбовской области-филиала ФГУП «Почта России», по доверенности ФИО1, возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение мирового судьи без изменения, пояснив, что 14.09.2017 года от отправителя Кудрина В.М. отделением почтовой связи № 36 в г. Тамбове приняты два заказных письма с простыми уведомлениями ***, *** для направления адресатам ФИО3 и ФИО4 Указанные почтовые отправления 14.09.2017г. были переданы в участок по обработке сортировочной почты Тамбовского почтамта, где 15.09.2017г. были обработаны, сформированы накладные. 16.09.2017г. письма поступили в ОПС № 36 и в тот же день вручены адресатам. Сведения о вручении корреспонденции адресатам из-за ошибки оператора не были размещены на сайте ОАСУ РПО. Уведомления о вручении были опущены в почтовый ящик истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО5, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

По смыслу положений ст. ст. 48, 49 ГК РФ приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал является обособленным подразделением юридического лица, правоспособностью юридического лица не обладает.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При этом предъявление иска к обособленному подразделению юридического лица не имеет особого значения, поскольку ответчиком во всяком случае является юридическое лицо, интересы которого в силу своего правового положения может представлять это подразделение и закон не связывает возможность предъявления иска по месту филиала юридического лица с тем, что сам филиал должен обладать правоспособностью юридического лица.

Согласно ст. 36 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГПК РФ для реализации права на судебную защиту необходима процессуальная дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю, которые принадлежат в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Пунктом 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Поскольку филиалы организаций не являются юридическими лицами, не обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью, исключается возможность их самостоятельного вовлечения в процесс.

Таким образом, поскольку предъявление иска к филиалу юридического лица не предусмотрено действующим законодательством, филиал ФГУП «Почта России» является ненадлежащим ответчиком по делу.

В силу абзаца четвертого статьи148 и пункта 4 части 1 статьи150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопрос о замене ненадлежащего ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

Между тем мировой судья не выполнил эти требования норм процессуального права, подлежащих применению в данном случае, не определил состав лиц, участвующих в деле, не поставил на обсуждение сторон вопрос о замене ненадлежащего ответчика и принял решение по исковым требованиям, заявленным к ненадлежащему ответчику.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что мировой судья разрешил дело в отсутствие лиц, не привлеченных к участию в деле.

Данное обстоятельство в силу части 5 статьи 330 ГПК РФ является основанием для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Частью 4 ст.330 ГПК РФ законодателем установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, одним из которых является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с чем, решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года подлежит безусловной отмене.

Отказывая Кудрину В.М. в удовлетворении исковых требований к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений; срок оказания услуги почтовой связи - совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В силу ст.19 Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»,

права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Пользователи услуг почтовой связи самостоятельно определяют сумму оценки вложения почтового отправления с объявленной ценностью и выбирают упаковку в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.

Статьей 34 указанного Федерального закона предусмотрена ответственность операторов почтовой связи, в силу которой за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах: в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Порядок оказания услуг почтовой связи, в том числе доставки (вручения) почтовых отправлений, регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234.

В соответствии с подп. «б» п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения.

Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

Согласно п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.

В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Как следует из п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Согласно п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.

Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

В соответствии с подпунктом "б" п.6 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006г. N160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2дня.

В соответствии со статьёй 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 14.09.2017 года Кудриным В.М. была заказана в ФГУП «Почта России» (отделение почтовой связи № 36 в г.Тамбове) услуга по доставке двух заказных писем с простыми уведомлениями адресатам ФИО3 и ФИО4, почтовые идентификаторы *** и ***.

За указанную услугу Кудрин В.М. заплатил 158 руб. 20 коп., что подтверждается кассовыми чеками.

02.10.2017г. Кудрин В.М. обратился в Управление Федеральной почтовой связи Тамбовской области с претензией, в которой указал, что 14.09.2017г. в почтовом отделении № 36 г.Тамбова от него были приняты два заказных письма для пересылки в г.Тамбове с уведомлением о вручении. За отправление и конверты в кассу отделения им было уплачено 158,2 руб. Почтовая корреспонденция в пределах областного центра должна быть доставлена в течение двух дней. Однако до настоящего времени письма адресатам не вручены, уведомления о доставке ему также не возвращены. Просил возместить ему расходы в сумме почтовых отправлений и убытки от утраченной корреспонденции в сумме 20000 руб.

Согласно ответу заместителя начальника почтамта УПФС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» № 9915892-05-К-254/16 от 23.10.2017г., заказное письмо с почтовым идентификатором ***, направленное по адресу ***, ФИО4, вручено 05.10.2017г. лично адресату; заказное письмо с почтовым идентификатором ***, направленное по адресу ***, ФИО3, вручено 05.10.2017г. лично адресату.

Как следует из ответа заместителя директора по операционному управлению УПФС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» № 9953-05/1353 от 25.10.2017г., почтовое отправление с почтовым идентификатором *** вручено 05.10.2017г. лично адресату. Информация о вручении письма по техническим причинам не отразилось на сайте ОАСУ РПО. В свиязи с тем, что простые отправления пересылаются без сопроводительных документов и опускаются согласно адресным данным в почтовый ящик без заполнения извещения ф.22, выяснить место его нахождения не представляется возможным.

Допрошенная в судебном заседании апелляционной инстанции в качестве свидетеля ФИО5 показала, что работает почтальоном в ОПС № 36. 16.09.2017г. она доставляла два заказных письма с простыми уведомлениями от отправителя Кудрина В.М. адресатам ФИО3 и ФИО4 по адресу: ***. Поскольку Кудрин В. М. всегда закрывает калитку, она прошла во двор соседнего ***, куда позвала ФИО3 и ФИО4, и вручила последним заказные письма. ФИО3 и ФИО4 расписались в получении ими письменной корреспонденции в простых уведомлениях о вручении, которые она, ФИО5, вернула в ОПС, положив в определенное место для дальнейшего внесения оператором соответствующей информации на сайт. С 18.09.2017г. по 02.10.2017г. она находилась в очередном отпуске. Когда она 02.10.2017г. вышла из отпуска, то узнала, что Кудрин В.М. обратился с претензией о невручении указанной корреспонденции. Для подтверждения факта вручения данной корреспонденции она 05.10.2017г. пришла домой к ФИО3 и ФИО4, где по их просьбе сама заполнила почтовые извещения о вручении ф.22, поставив дату 05.10.2017г., в которых ФИО3 и ФИО4 собственноручно расписались. В ходе рассмотрения дела мировым судьей и в связи с возникшими претензиями в том, что извещения заполнены ее рукой, она вновь пошла к ФИО3 и ФИО4 для того, чтобы они лично заполнили почтовые извещения, что они и сделали, поставив в них дату 05.10.2017г.

В материалах дела имеются почтовые извещения № 168 от 05.10.2017г., № 169 от 05.10.2017г., из которых следует, что ФИО3 лично вручено заказное письмо ***; ФИО4 лично вручено заказное письмо ***.

Таким образом, указанные почтовые отправления вручены адресатам в порядке и сроки, предусмотренные п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234, согласно которому письменная корреспонденция хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку в соответствии с имеющимися в материалах дела накладными (л.д.20,21,22), письменная корреспонденция ***, ***, отправленная 14.09.2017г. из ОПС № 36 г. Тамбова, поступила в доставочное ОПС № 36 - 16.09.2017 г.

Таким образом, ФГУП «Почта России» полностью соблюдены положения статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 6 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N160.

Доводы апелляционной жалобы Кудрина В.М. о невручении ему уведомлений, равно как и доводы о том, что он отправлял заказную корреспонденцию с заказными уведомлениями, суд апелляционной инстанции также считает несостоятельными по следующим основаниям.

Пунктом 4.7 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, предусмотрено, что регистрируемые почтовые отправления могут быть приняты с простым или заказным уведомлением о вручении ф. 119. При этом РПО сопровождаются бланком уведомления о вручении ф. 119.

В силу п. 23.4 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, оформленные уведомления о вручении ф.119 передаются для проверки и подписи руководителю ОПС или ответственному лицу, затем работник отделения почтовой связи проводит операцию "вручение" РПО в ИС и передает на отправку с припиской к накладной поименной ф.16 с указанием номера ШПИ заказного уведомления о вручении.

Простые уведомления о вручении РПО передаются на отправку без приписки к накладной поименной ф.16.

Уведомления о вручении ф.119 пересылаются вместе с исходящей письменной корреспонденцией.

Анализируя указанные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что уведомления о вручении следуют судьбе письменной корреспонденции.

В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от дата N 234, простые почтовые отправления определяются как принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении.

В соответствии с п. 32 указанных Правил, почтовое отравление, пересылаемое в категории "простое", не регистрируется на всем этапе прохождения и доставляется в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Простые почтовые отправления опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Кроме того, как следует из имеющегося в материалах дела приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.11.2016г. № 480-К Ф« Об установлении тарифов на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, почтовых отправлений «отправления 1-го класса» и почтовых переводов», тариф на простое уведомление о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений составляет 23 руб. 60 коп.; на заказное уведомление – 56 руб. 54 коп.

Как следует из кассовых чеков об оплате ФИО6 услуги ФГУП «Почта России» (л.д.84), за каждое из двух регистрируемых почтовых отправлений им было оплачено по 71 руб.60 коп., в том числе 23 руб. 60 коп. – за простое уведомление. Также им оплачена стоимость конвертов в сумме 15 руб.

При данных обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг почтовой связи, в том числе недоставление адресатам почтовой корреспонденции, нарушение контрольных сроков пересылки и неуведомление отправителя почтовой корреспонденции о ее доставке представлено не было, суд приходит к выводу о необоснованности требований Кудрина В.М.

Поскольку ФГУП «Почта России» не нарушило взятые на себя обязательства по оказанию услуг почтовой связи, суд приходит к выводу о том, что права истца, как потребителя не нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова от 18 января 2018 года отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кудрина В.М. к ФГУП «Почта России» о взыскании убытков, компенсации морального вреда отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия судом апелляционной инстанции.

Судья: подпись С.Л.Сорокина

Копия верна

Судья С.Л.Сорокина

Секретарь с/з Е.С.Сытина