ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-439/18 от 13.02.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2019 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Фаградян Ж.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области на решение мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Липецка от 17.10.2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к ФИО1 л взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период: март 2017 года – май 2017 года, июль 2017 года – август 2017 года, октябрь 2017 года – март 2018 года включительно – отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в доход бюджета г.Липецка госпошлину в сумме 477 руб.

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился с иском к ФИО1 о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с марта 2017 года по май 2017 года, с июля 2017 года по август 2017 года, с октября 2017 года по март 2018 года в общей сумме 11 933,35 руб. В обоснование требований истец указал, что ответчик является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>. Указанный дом включен в областную программу капитального ремонта. Поскольку ответчик обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт в добровольном порядке не исполняет, образовалась задолженность в сумме 11 933,35 руб., которую истец просит взыскать в судебном порядке.

Мировой судья постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

Не согласившись с решением мирового судьи, представитель истца - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился в суд с апелляционной жалобой, указав, что судом не учтено, что положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения с июля 2015 года. Пункт 7 ст. 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ об обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении 5 лет с даты включения многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта введен Законом Липецкой области № 471-ОЗ от 15.12.2015 г., вступающим в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Многоквартирный <адрес> включен в областную программу капитального ремонта при ее актуализации 09.09.2014 года, то есть до принятия закона, предусматривающего начало оплаты взносов по истечении пятилетнего срока. Фонд капитального ремонта указанного дома формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области. Следовательно, обязанность собственников помещений многоквартирного <адрес> по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении 8 календарных месяцев после утверждения областной программы капитального ремонта, то есть с 01.06.2015 года. В связи с изложенными обстоятельствами истец просил решение мирового судьи отменить и удовлетворить исковые требования о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области апелляционную жалобу поддержала по доводам, в ней изложенным.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: - оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения; - отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации (ст. 178 ЖК РФ).

К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ).

Мировым судьей установлено, что ответчик ФИО1 является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2014 года.

На основании разрешения о вводе жилого дома в эксплуатацию указанная квартира была передана застройщиком в собственность ответчика по акту приема-передачи от 06.02.2014 года.

Из искового заявления и представленного расчета задолженности следует, что истец начисляет собственнику <адрес> ФИО1 к оплате взносы на капитальный ремонт.

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528 была утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы.

В данном случае, многоквартирный жилой <адрес> включен в областную программу капитального ремонта при ее актуализации постановлением администрации Липецкой области № 389 от 09.09.2014 года «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014 - 2043 годы».

В соответствии с постановлением Администрации г. Липецка от 30.04.2014 г. № 978 «О формировании Фонда капитального ремонта на счет регионального оператора» сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.

Согласно Постановлению администрации г. Липецка № 1983 от 30.10.2015 г. о внесении изменений в вышеуказанное постановление фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого <адрес> также формируется на счете регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес>.

Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» введена в действие и вступила в силу с 30.06.2015 года часть 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, которая устанавливает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с положениями ч. 1 – ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В данном случае Федеральный закон РФ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ не предусматривает применение положений части 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу.

Следовательно, положения ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ применяются в отношении собственников помещений, расположенных в тех многоквартирных домах, которые включены в региональную программу при ее актуализации после 30 июня 2015 года.

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» № 211-ОЗ от 08.10.2013 года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ от 08.10.2013 года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения областной программы капитального ремонта и включенном в областную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Часть 7 была внесена в статью 5 Законом Липецкой области от 15.12.2015 г. № 471-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», и в соответствии со статьей 2 вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона.

Закон Липецкой области от 15.12.2015 г. № 471-ОЗ был опубликован в "Липецкой газете" от 19 декабря 2015 г. N 244 и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region48) 22 декабря 2015 года.

Следовательно, часть 7 статьи 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ вступила в действие после включения многоквартирного жилого дома № 29 по ул. Фрунзе г. Липецка в областную программу капитального ремонта.

Исходя из вышеизложенных правовых норм, поскольку многоквартирный жилой <адрес> включен в областную программу капитального ремонта при ее актуализации 09.09.2014 года, то есть до вступления в силу ч. 7 ст. 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ от 08.10.2013 года, то на собственников помещений в указанном многоквартирном доме, не распространяются положения ч. 7 ст. 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ, устанавливающие обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении 5 лет с даты включения многоквартирного дома в областную программу капитального ремонта.

Таким образом, обязанность ответчика ФИО1, как собственника <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, по уплате взносов на капитальный ремонт возникла в соответствии с п. 6 ст. 5 Закона Липецкой области № 211-ОЗ от 08.10.2013 года по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом, то есть по истечении 8 месяцев после 09.09.2014 года, следовательно, с 01.06.2015 года.

Доводов о том, что истец возложил на собственников помещений указанного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ранее 01.06.2015 года, ответчик ФИО1 не заявлял.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

В силу ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Исходя из требований жилищного законодательства и вышеуказанных нормативных положений, ФИО1, являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, обязан нести расходы по оплате взносов на капитальный ремонт.

В силу ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

Истцом заявлена ко взысканию задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период, включающий 11 месяцев: с марта 2017 года по май 2017 года, с июля 2017 года по август 2017 года, с октября 2017 года по март 2018 года, в общей сумме 11 933,35 руб.

Из представленного истцом расчета следует, что ответчик ФИО1 не уплатил взносы на капитальный ремонт за период: с марта 2017 года по май 2017 года, с августа 2017 года по март 2018 года в общей сумме 11 933,35 руб. (1 084,85 руб. х 11 мес.)

Ответчик доказательств уплаты указанной задолженности либо иного ее размера не представил.

Поскольку ответчик обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт своевременно и в полном объеме не исполнил, образовавшаяся задолженность в сумме 11 933,35 руб. подлежит взысканию с ФИО1 в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области в судебном порядке.

Так как истцом было заявлено ходатайство об отсрочке от уплаты госпошлины за подачу иска и за подачу апелляционной жалобы, исковые требования удовлетворены, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика ФИО1 госпошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме 627 руб.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Липецка от 17.10.2018 года по гражданскому делу по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт отменить и постановить новое, которым:

взыскать с ФИО1 в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период: с марта 2017 года по май 2017 года, с августа 2017 года по март 2018 года в сумме 11 933,35 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г. Липецка госпошлину в размере 627 руб.

Судья А.Н. Малыхина

Мотивированное определение

составлено 18.02.2019 г.