ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-49/20 от 28.05.2020 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 11-49/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020 года г. Уфа РБ

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,

при секретаре Ахмеровой Г.Р.,

с участием истца Свирид Е.Н., представителя ответчика ПАО «Аэрофлот»- Кузнецова А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев гражданское дело по апелляционной жалобе истца Свирид Е.Н. на решение мирового судьи судебного участка №3 по Октябрьскому району г. Уфы РБ от 24 октября 2019 года, вынесенное в порядке упрощенного судопроизводства, по гражданскому делу по иску Свирид Е.Н. к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителей, которым постановлено:

в удовлетворении иска Свирид Е.Н. к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителей, отказать.

У С Т А Н О В И Л:

Свирид Е.Н. обратилась к мировому судье с иском к ПАО «Аэрофлот» о взыскании в ее пользу 22410 рублей в качестве убытков, компенсации морального вреда в размере 45000 рублей, и штрафа в размере 50% от присужденной суммы.

В обоснование исковых требований Свирид Е.Н. указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею с ПАО «Аэрофлот» заключен договор международной воздушной перевозки по маршруту Прага-Москва-Уфа и в обратном направлении Уфа-Москва-Прага. Тариф авиабилета - невозвратный. В счет оплаты перевозки в безналичном порядке уплачено 21382 руб. В аэропорту вылета по маршруту Прага-Москва-Уфа произведена доплата в сумме 1946 чешских крон за перевозку животного. Согласно расписанию, вылет рейса из Праги в Москву в 16 часов 45 минут, прилет в Москву - в 21 час 25 минут. Время в пути - 2 часа 40 минут. По прибытии в промежуточный аэропорт «Шереметьево-2» истец должна была попасть сначала в международный терминал D, а уже оттуда - в терминал В, чтобы пересесть на самолет внутреннего рейса Аэрофлота для завершающего перелета по маршруту Москва-Уфа. В соответствии с расписанием, время вылета рейса - 22 часа 45 минут местного московского времени. Таким образом, согласно расписанию, разница во времени между прибытием рейса в Москву и вылетом рейса из Москвы в Уфу составила 1 час 20 минут. В соответствии с купленным авиабилетом ДД.ММ.ГГГГ рейсом истец вылетела из Праги в Москву. По прибытии в «Шереметьево-2» пассажиры рейса перевозились от самолета к международному терминалу D автобусами. В размещенной на официальном сайте авиаперевозчика информации для транзитных пассажиров прибытие в аэропорт «Шереметьево» указано другое: перемещение авиапассажиров из салона самолета в здание терминала D осуществляется с помощью телетрапа. Попав в терминал D, истец незамедлительно направилась в сторону терминала В, откуда рейсом должна была вылететь в Уфу. В терминале В на табло вылетов истец не увидела номер выхода на посадку. Сотрудница компании «Аэрофлот» написала на посадочном талоне номер выхода, объяснив, что выход закрывается через 4 минуты. Пройдя предполетный досмотр, истец добежала до выхода на посадку, но он уже был закрыт, табло погашено. Находившийся у соседнего выхода сотрудник Аэрофлота предложил ей выйти из зоны посадки, чтобы до момента взлета самолета багаж и истца сняли с рейса. При выходе из зоны посадки посадочный талон был аннулирован. В результате опоздания на рейс истец не была допущена ответчиком не только к предусмотренному договором перевозки перелету в г.Уфу, но и к назначенному на ДД.ММ.ГГГГ по тому же авиабилету международному перелету по маршруту Уфа-Москва-Прага. То есть авиабилет ответчиком аннулирован. Провозная плата не возвращена. Полагает такие действия ответчика неправомерными. Свои обязательства по договору истец выполнила - установленную договором плату за проезд и провоз животного уплатила. В то же время, отказав истцу в дальнейшей перевозке по авиабилету по маршрутам <адрес> ПАО «Аэрофлот таким образом в одностороннем порядке отказалось от исполнения данного договора перевозки. Полагает, что опоздание на рейс произошло не по вине истца, а вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком тех своих обязательств, что позволяли истцу в нормальном режиме и своевременно прибыть к выходу на посадку на рейс Своевременная посадка на рейс стала невозможной ввиду опоздания рейса а также применения более затратного по времени способа перемещения пассажиров из салона самолета в здание терминала D аэропорта «Шереметьево-2». Поскольку истец не смогла улететь в Уфу рейсом ей пришлось обратиться к работникам операционного офиса ПАО «Аэрофлот» по поводу переоформления авиабилета на другой рейс в Уфу, в чем ей было отказано. В этой связи ей пришлось приобрести новый авиабилет на рейс Москва-Уфа. Цена билета составила 7969 руб., произведена доплата за провоз животного - 3750 руб. Убытки, связанные с отказом перелета по маршруту Уфа-Москва-Прага по авиабилету , определяются как 50% стоимости авиабилета по маршрутам Прага-Москва-Уфа и Уфа-Москва-Прага, что составляет 10691 руб. Общий размер убытков составил 22410 руб.

Мировым судьей постановлено указанное решение, истец в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести новое решение.

В судебном заседании истец Свирид Е.Н. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Кузнецов А.В. в судебном заседании показал, что решение считает законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Разрешая спор, мировой судья на основе всестороннего анализа представленных доказательств, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.

В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Рассматривая дело, суд должен установить правоотношения сторон, определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56, статья 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела суд должен определить, какие обстоятельства имеют значение для разрешения спора, распределить обязанность их доказывания; при вынесении решения суд должен правильно применить нормы материального права.

Совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию, определяется исходя из содержания заявленных требований, доводов и возражений сторон с учетом норм материального права, подлежащих применению.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Из преамбулы к Закону о защите прав потребителей следует, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании пункта 1 статьи 1 указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации.

Правоотношения сторон по воздушной перевозке регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).

Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (пункт 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Согласно пункт 1 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

В силу части 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В статье 120 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 (далее Правила воздушных перевозок).Согласно пункту 6 Правил воздушных перевозок перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. В соответствии с пунктом 77 Правил воздушных перевозок, для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пункту 81 Правил воздушных перевозок регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка. При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация (пункт 84 Правил воздушных перевозок). Пунктом 90 Правил воздушных перевозок предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Согласно пункту 91 Правил воздушных перевозок пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру. В соответствии с пунктом 92 Правил воздушных перевозок, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка. Права, обязанности и ответственность ПАО "Аэрофлот", а также граждан, пользующихся услугами данного перевозчика, устанавливаются Правилами воздушных перевозок и багажа ПАО "Аэрофлот", утвержденными приказом Генерального директора ПАО "Аэрофлот" от 12 октября 2016 года N 352 (далее Правила, Правила ПАО "Аэрофлот"). Пункт 6.1. Правил регламентирует порядок регистрации пассажиров и посадки на борт воздушного судна, пункт 6.3. - порядок обслуживания пассажиров в аэропорту. В соответствии с подпунктом 6.1.1 Правил при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. Посадочный талон пассажиру необходимо предъявить при посадке на борт воздушного судна. При изменении выхода на посадку по производственным или иным причинам информация о фактическом номере выхода на посадку доводится до пассажиров посредством аудио- и видео средств аэропорта вылета. Подпункт 6.1.2. Правил предусматривает, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт ВС не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру. Согласно пункту 6.3.1. Правил ПАО "Аэрофлот" (обслуживающий агент) обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанных в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, Свирид Е.Н. через веб-сайт ПАО «Аэрофлот» был оформлен авиабилет на рейсы ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> по тарифу бюджет-эконом, невозвратный. Полная стоимость билета составила 21382 руб. Пассажир был зарегистрирован на рей ДД.ММ.ГГГГ Москва-Уфа путем сквозной регистрации в пункте Прага. Стыковка между рейсами ДД.ММ.ГГГГ составила 1 час 08 минут. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Аэрофлот» рейс ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Прага - Москва (а/п Шереметьево) был выполнен на ВС по графику (время местное). Отправление из аэропорта Праги фактически в 16 часов 39 минут, прибытие в аэропорт Шереметьево фактически в 21 час 37 минут. Время задержки по прибытию составило 12 минут из-за ограничений УВД в аэропорту Шереметьево. Указанные сведения согласуются со справкой директора департамента наземного обеспечения перевозок ПАО «Аэрофлот» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что пассажир Свирид Е. следовала маршрутом <адрес>. Отправление рейса ДД.ММ.ГГГГ направлением Москва-Уфа в 22 часа 45 минут, начало посадки на выходе в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. Пассажир Свирид Е. была зарегистрирована на рейс направлением Москва-Уфа с 17 часов 04 минуты ДД.ММ.ГГГГ по Московскому времени путем сквозной регистрации в пункте Прага. Стыковка на маршруте Прага-Москва-Уфа между рейсами составила 01 час 08 минут при минимальном стыковочном времени 01 час 05 минут. Пассажир Свирид Е. был аннулирован с рейса /ДД.ММ.ГГГГ направлением Москва-Уфа в 22:26/ДД.ММ.ГГГГ по причине неявки на посадку, соответствующая информация была внесена в пассажирскую запись в исторической части системы регистрации. Согласно представленным ответчиком сведениям, регистрация и контроль посадки на рейс ДД.ММ.ГГГГ были закончены в соответствии с технологическим трафиком ПАО «Аэрофлот». Истцом в исковом заявлении указано о том, что опоздание на посадку произошло вследствие доставки пассажиров в здание аэропорта автобусом, а не с помощью телетрапа. Однако, предоставление телетрапа для транспортировки пассажиров с воздушного судна в здание аэропорта не предусматривается законодательством и не является обязательным. Способ транспортировки пассажиров в здание аэропорта при завершении выполнения каждого конкретного рейса определяется в соответствии с производственной загруженностью аэропорта Шереметьево. Кроме того, на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» указывается на возможность перевозки пассажиров к терминалу на автобусе. Кроме того, согласно распечатке детализированной информации по пассажирам, на рейсе 30.11.2018 Москва-Уфа были пассажиры, имеющие аналогичную стыковку, которые прибыли на посадку и были отправлены указанным рейсом в пункт назначения. К выходу пассажиры Хабирова Р. прибыла в ДД.ММ.ГГГГ, Пономарев Д. и Пономарева Р. прибыли к выходу в ДД.ММ.ГГГГ. Неявкой на посадку Свирид Е.Н. в одностороннем порядке расторгла договор перевозки по собственной инициативе. В соответствии с п.27 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

Данные о том, что после расторжения договора в одностороннем порядке, истец уведомила ответчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрутах в суд не представлены, в связи с чем, аннулирование бронирования на все оставшиеся неиспользованные участки маршрута со стороны ПАО «Аэрофлот» соответствуют действующему законодательству.

Исходя из положений приведенных норм, а также ст.ст.13, 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», следует, что пассажир (потребитель) и перевозчик несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенного договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая требования, мировой судья исходил из того, что перевозчиком соблюдено минимальное стыковочное время между рейсами, что Свирид Е.Н., при отсутствии объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности в установленное перевозчиком время явиться к выходу на посадку , прибыла на посадку на борт воздушного судна позднее установленного перевозчиком времени, в связи с чем регистрация ее на рейс была аннулирована, Свирид Е.Н. не представлено доказательств наличия вины авиаперевозчика за опоздание истца на посадку на рейс Москва-Уфа и незаконного аннулирования бронирования на неиспользованные участки маршрута, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно с установленным обстоятельствам дела, оценив представленные доказательства в совокупности, мировой судья пришел к правомерному выводу о том, что со стороны ответчика до сведения истца была своевременно и надлежащим образом доведена полная и достоверная информация о времени начала и окончания посадки, номере выхода на посадку, изменении номера выхода на посадку.

Мировой судья обоснованно исходил из того, что истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о причинении ему ущерба в связи с действиями ответчика, о наличии причинно-следственной связи между действиями данного ответчика и наступившими последствиями, не установлена вина ответчика.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая спор, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене либо изменению постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 335.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Мирового судьи судебного участка № 3 по Октябрьскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 24 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Свирид Е.Н. - без удовлетворения.

Резолютивная часть апелляционного определения объявлена 28 мая 2020 года.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2020 года.

Судья: Е.Г.Баженова