А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая 2017 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Шестеровой О.М.,
с участием истца прокурора Крат О.Н., представителя ответчика Русских В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Братска Иркутской области в интересах Смирновой М.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов по оплате стоимости проезда пенсионера к месту отдыха и обратно, по апелляционной жалобе ответчика,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор города Братска Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Смирновой М.И. к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области), в котором просит суд взыскать с ответчика в пользу Смирновой М.И. компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 12 200 руб..
В обоснование иска истец указал, что Смирнова М.И. является получателем пенсии по старости, имеет право на бесплатный проезд один раз в два года согласно ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Реализуя предоставленное право, Смирнова М.И. в июне-июле 2016 года выезжала на отдых в пос. Коршуново, Иркутской области. Проезд по маршруту Братск-Усть-Кут-Братск осуществлялся пенсионером железнодорожным транспортом, по маршруту Усть-Кут – Коршуново – Усть-Кут внутренним водным транспортом.
Решением *** от 11.08.2016 ответчик частично оплатил расходы по проезду пенсионера железнодорожным транспортом по маршруту Братск-Усть-Кут-Братск на сумму 1905,40 руб.
В уведомлении о принятом решении ответчик указал, что ФИО1 отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда внутренним водным транспортом по причине отсутствия в представленных билетах на право проезда водным транспортом обязательных реквизитов – наименования судна, времени его отправления, даты и времени прибытия, категории речного судна, категории и номера каюты, номера места.
Отказ ФИО1 в компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно является незаконным и нарушает принцип равенства прав и свобод гражданина, ущемляет ее право относительно действующего законодательства.
Решением мирового судьи судебного участка № 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 10.03.2017 требования прокурора города Братска Иркутской области в интересах ФИО1 были полностью удовлетворены, с ответчика в пользу ФИО1 была взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно размере 12 200 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что билеты, представленные пенсионером, не отвечают требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам проездного документа, а именно: билет по маршруту Усть-Кут-Коршуново не содержит: наименования судна, пункт и время отправления, пункт, дату и время прибытия, категорию каюты, номер и место, дату продажи, имя и отчество пассажира сокращены; билет по маршруту по маршруту Коршуново - Усть-Кут не содержит: дату и время прибытия в пункт назначения, категорию и номер каюты.
Истец прокурор г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указал на то, что доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области являются несостоятельными. Представленными проездными документами доказан факт нахождения пенсионера на отдыхе и понесенных затрат в связи с поездкой к месту отдыха и обратно.
В судебном заседании истец прокурор Крат О.Н. иск поддержала, просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.
В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер подает по установленной форме с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В силу п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: внутренним водным транспортом – в каюте III категории речного судна всех линий сообщений.
Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости с 03.04.2009 бессрочно, проживает в г. Братске по адресу: <адрес>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается пенсионным удостоверением на имя ФИО1, записями в ее трудовой книжке, штампом о регистрации по месту жительства в паспорте.
В июне-июле 2016 года истец выезжала в пос. Коршуново Иркутской области, самостоятельно организовав свой отдых, оплатив проезд к месту отдыха и обратно, что подтверждается проездными документами на ее имя.
Решением *** от 11.08.2016 ответчик частично оплатил расходы по проезду пенсионера железнодорожным транспортом по маршруту Братск-Усть-Кут-Братск на сумму 1905,40 руб.
В уведомлении о принятом решении ответчик указал, что ФИО1 отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда внутренним водным транспортом по причине отсутствия в представленных билетах на право проезда водным транспортом обязательных реквизитов – наименования судна, времени его отправления, даты и времени прибытия, категории речного судна, категории и номера каюты, номера места.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, мировой судья исходил из того, что истец является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по возрасту, проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно раз в два года.
В соответствии с п. 9 разъяснений о применении «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18.03.2016 № 118н, возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Форма и структура проездного документа на водном транспорте определены Приказом Минтранса РФ от 05 мая 2012 года № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте».
Доводы ответчика о том, что ФИО1 не имеет право на компенсацию стоимости проезда, в связи с отсутствием в билетах обязательных реквизитов наименования судна, время отправления, дата и время прибытия, категории каюты, номер, место, суд находит несостоятельными, поскольку судом достоверно установлен факт следования ФИО1 по маршруту Усть-Кут – Коршуново – Усть-Кут. Установлено, что именно истцом понесены расходы, что подтверждается представленными билетами. При этом право истца на компенсацию фактически произведенных расходов не может быть поставлено в зависимость от соблюдения или несоблюдения транспортной организацией установленных правил оформления проездных документов. Кроме того, согласно ответу на запрос ООО «ЛЕНА ТУРФЛОТ-СПК» от 01.03.2017, по маршруту Усть-Кут – Коршуново и обратно в период навигации 2016 года следовало скоростное судно, на котором не предусмотрены категории посадочных мест, т.е. стоимость оплаченного проезда не превышает стоимости проезда внутренним водным транспортом в каюте III категории речного судна в соответствии с пп. «б» п. 10 Правил.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела, были предметом оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных фактических обстоятельств по делу и не ставят под сомнение правильные выводы суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Нарушение мировым судье норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 10.03.2017 по гражданскому делу по иску прокурора г. Братска Иркутской области в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов по оплате стоимости проезда пенсионера к месту отдыха и обратно оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.В. Вершинина