ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-49/2021 от 24.12.2021 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14МS0023-01-2021-002138-30

Мировой судья Слепцова К.Е. Дело № 11-49/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 декабря 2021 года г. Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 50 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Мирнинскому районному Совету депутатов МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов на проезд, которым п о с т а н о в л е н о :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Мирнинскому районному Совету депутатов МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов на проезд отказать.

Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с материалами дела, выслушав доводы представителей сторон по делу,

у с т а н о в и л :

05.07.2021 ФИО1 обратилась мировому судье судебного участка Мирнинского района Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Мирнинскому районному Совету депутатов МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании в возмещение расходов, связанных с исполнением депутатской деятельности, 41 663 руб.

В обоснование иска указано, что в период с 24.09.2018 по настоящее время истица является депутатом Мирнинского районного Совета депутатов 4-го созыва, председателем постоянной комиссии по социальным вопросам; с 01.04.2019 по настоящее время местом ее постоянного проживания является <адрес>. Участие истца как депутата в работе сессий районного Совета и Президиума Мирнинского РСД обеспечивается служебными поездками из места постоянного проживания по вышеуказанному адресу в г. Мирный Республики Саха (Якутия). 11.03.2021 в г. Мирный состоялась очередная 20-ая сессия Мирнинского РСД, в работе которой истица принимала участие. Ранее, 27-28.02.2021 для участия в подготовке и проведении сессии истица осуществила служебную поездку от места фактического проживания к месту проведения сессии Мирнинского РСД; 20.03.2021 по окончании сессии и участия в оформлении ее решений истица уехала обратно к месту своего постоянного проживания. Проездные документы представила на рассмотрение Председателю Мирнинского РСД для оформления распоряжения на возмещение расходов на сумму 32963 руб. Однако до настоящего времени расходы не возмещены.

Мировым судьей вынесено вышеуказанное решение, с которым сторона истца по делу не согласилась, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с неприменением закона, подлежащего применению, с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить в полном объеме.

В ходе судебного заседания представитель заявителя (истец по делу) ФИО1 – ФИО2 изложенные в апелляционной жалобе доводы и требование поддержал, просит удовлетворить.

Представители ответчика ФИО3, председатель Мирнинского РСД ФИО4 в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласились, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, просят решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Выслушав доводы участников процесса, ознакомившись с материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, а также доводов стороны ответчика по делу в силу следующего.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Муниципальное образование в лице его органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального образования условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутата представительного органа.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-3 № 631-IV (ред. от 07.04.2021) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 10.11.2010 3 № 632-IV) установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, гарантируются: компенсация транспортных расходов, почтовых и телеграфных отправлений, связанных с осуществлением полномочий, в порядке и на условиях, которые определяются муниципальными правовыми актами (п. 2 ч. 2 ст. 1).

Финансирование расходов, связанных с предоставлением гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, установленных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, осуществляется за счет средств местного бюджета (ч. 3 ст. 1).

В силу ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Статьей 36 Устава МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) депутату районного Совета депутатов гарантируется: условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий; обязательное рассмотрение предложений депутата на сессии, заседаниях органов районного Совета депутатов и иных органов местного самоуправления муниципального образования; выступление в местных средствах массовой информации по вопросам своей деятельности; возмещение расходов, понесенных депутатом при осуществлении депутатских полномочий, в соответствии с нормативным правовым актом районного Совета депутатов: иные гарантии, предусмотренные настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

Правовые акты органов местного самоуправления обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования (п. 3 ст. 57 Устава МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)).

Разделом 3 Положения о порядке предоставления депутатам Мирнинского районного Совета гарантий и компенсации и выплат, связанных с осуществлением ими депутатских полномочий (л.д. 18-22) предусмотрены основания и порядок возмещения расходов, связанных с исполнением депутатской деятельности.

Так, возмещению подлежат, в том числе расходы на служебные поездки для участия в заседаниях сессий и Президиума районного Совета депутатов, в работе постоянных депутатских комиссий, с учетом работы с избирателями в депутатском округе из места нахождения депутата районного Совета депутатов в отпуске, предоставленному ему по основному месту работы, и обратно, а также в случае постоянного проживания депутата РСД за пределами Мирнинского района (п. 3.1 Положения).

Условием возмещения понесенных депутатом расходов для участия в заседаниях сессий и Президиума районного Совета депутатов и депутатских комиссиях является постоянное проживание депутата районного Совета депутатов за пределами Мирнинского района РС(Я).

Как следует из материалов дела и установлено, что истец ФИО1 является депутатом районного Совета депутатов 4-го созыва с 24.09.2018 сроком на 5 лет. До 12.05.2020 последняя осуществляла свою трудовую деятельность в НГОК Управление ГОК Персонал при руководстве в должности ведущего специалиста по общим вопросам, уволена по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников; работнику при увольнении были предложены вакансии, от которых она отказалась, также поступило личное заявление на увольнение по истечении срока предупреждения.

Согласно справке от 19.03.2021 администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ответу главы Вурман-Сюктерского сельского поселения от 17.08.2021, ФИО1 с 01.04.2019 по настоящее время на постоянной основе проживает без регистрации на территории поселения по адресу: <адрес>

Согласно характеристике, выданной ст. УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по Чебоксарскому району К, ФИО1, <дата> г.р., проживает в <адрес> со своим супругом Б, <дата> г.р., пенсионером, ветераном труда России. По месту жительства на ФИО1 жалоб, заявлений и сообщений не поступало, на профилактических учетах не состоит, к уголовной и административной ответственности не привлекалась, компрометирующими материалами отношении ФИО1 не располагает.

Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы ОМВД МВД по Республике Саха (Якутия) от 05.08.2021, ФИО1, <дата> г.р. уроженка <адрес>, значится зарегистрированной по месту жительства с 03.04.2008 г. в <адрес>.

Согласно информации ГУ-УПФ по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском улусе (районе) на судебный запрос, ФИО1, <дата> г.р. (страховой номер индивидуального лицевого счета 039-269-772 00), является получателем страховой <данные изъяты> в Мирнинском районе Pеспублики Саха (Якутия), установлена фиксированная выплата страховой <данные изъяты> в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» в размере <данные изъяты>., суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет <данные изъяты> коп.

11.03.2021 в г. Мирный Мирнинского района Республики Саха (Якутия) состоялась очередная 20-я сессия Мирнинского районного Совета депутатов, в работе которой ФИО1 принимала участие.

Согласно представленным на рассмотрение председателю Мирнинского РСД для оформления распоряжения на возмещение расходов на сумму 32 963 руб. проездным документам, 27-28.02.2021 ФИО1 осуществила перелет по маршруту: <данные изъяты>, 20.03.2021 по маршруту: <данные изъяты>. 19.04.2021 дополнительно представила проездные документы, связанные с участием в очередной 21-й сессии районного Совета 21.04.2021, на сумму 8 700 руб.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.

Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).

В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242- 1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма {поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, (ст. 3 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Место жительства гражданина совпадает с местом его регистрационного учета (часть четвертая статьи 2 и часть вторая статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Аналогичные нормы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Согласно Закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и указанным Правилам, гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме; снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства; регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Применительно к вышеприведенным правовым нормам формой сообщения гражданина государству о месте своего постоянного проживания является его регистрация по месту жительства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от <дата>», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Исходя из вышеизложенных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что доказательств наличия регистрации (временной регистрации) по месту жительства (пребывания) в Чувашской Республике истица суду не представила. Представленные истцом документы в виде справки администрации поселка в <адрес> в подтверждение проживания на территории Республики Чувашии, не могут являться достаточными доказательствами для установления факта проживания истца в <адрес> на законных основаниях, поскольку истица сохраняет регистрацию по месту постоянного проживания в городе <адрес> Республики Саха (Якутия).

Кроме того, судом первой инстанции были приняты во внимание доводы стороны ответчика о том, что истец ФИО1, как действующий депутат Мирнинского районного Совета депутатов 4-го созыва, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам, вправе и имеет возможность участвовать в работе сессии через систему видеоконференцсвязи, учитывая, что за 2021 год ФИО1 участвовала очно в сессиях 2 раза, через ВКС - 4 раза, в президиумах очно - 2 раза, через ВКС - 3 раза, в работе комиссии по социальным вопросам: очно - 3 раза, через ВКС – 2 раза, в работе комиссии по законодательству: очно - 2 раза, через ВКС - 4 раза, а также доводы стороны ответчика о том, что имеет место быть злоупотребление истцом правом в личных интересах (в случае ежемесячной компенсации расходов на проезд на одного депутата расходы на возмещение составят около 500 000 руб. за один год, при компенсации расходов 10 депутатам, сумма составит более 5 000 000 руб., что может повлиять на местный бюджет района, повлечь нарушение прав местного населения Мирнинского района республики, т.к. местный бюджет является публичной офертой), при возложении обязанности ежемесячной оплаты проезда депутату, проживающему в другом регионе России, при этом сохраняющему регистрацию и соответственно проживающему по месту постоянного проживания в <адрес>, является злоупотребление правом и нарушает права и интересы местного населения, в интересах которого призваны работать избранные этим населением депутаты; в данном случае, действия депутата ФИО1, являющейся председателем постоянной комиссии по социальным вопросам, не может считаться добросовестной, т.к. целью вышеуказанных действий истца фактически является получение ежемесячной компенсации расходов на проезд с места жительства до места работы, и не может расцениваться как служебные поездки для осуществления непосредственных полномочий депутата.

В опровержение изложенного и установленного стороной истца по делу каких-либо допустимых и относимых законодательством доказательств в силу требований статьи 56 ГПК РФ представлено не было.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно абзацу 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-Ф3, депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Соответственно депутаты муниципального образования должны действовать в интересах муниципального образования и местного населения, проживающего на его территории.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Таким образом, спор судом первой инстанции разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, суд не усматривает, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения, отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

о п р е д е л и л :

Решение мирового судьи судебного участка № 50 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Мирнинскому районному Совету депутатов МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов на проезд оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Иванова С.Ж.