ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-4/19 от 11.06.2019 Благодарненского районного суда (Ставропольский край)

УИД 26 дело № 11-4/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Благодарный 11 июня 2019 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Билык О.Р., при секретаре судебного заседания Никановой Л.И., рассмотрев в помещении Благодарненского районного суда Ставропольского края в открытом судебном заседании в апелляционном порядке материалы гражданского дела по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Экострой» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов по оплате госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Экострой» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Благодарненского района Ставропольского края с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 542 рубля 42 копейки и судебных расходов по оплате госпошлины в размере 400 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Благодарненского района Ставропольского края от 15 апреля 2019 года, исковые ООО «Экострой» удовлетворены, с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Экострой» взыскана за период с 01 июля 2018 года по 14 марта 2019 года задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 542 (две тысячи пятьсот сорок два) рубля 42 копейки, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 400 (четыреста) рублей.

Не согласившись с решением мирового судьи судебного участка № 2 Благодарненского района Ставропольского края от 15 апреля 2019 года, ФИО1 25 апреля 2019 года подала апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 2 Благодарненского района Ставропольского края от 15 апреля 2019 года отменить и принять новое решение по делу об отказе в исковых требованиях ООО «Экострой».

Считает решение мирового судьи незаконным, не обоснованным, и подлежащим отмене по следующим основаниям: судом принято и рассмотрено исковое заявление ООО «Экострой» в отсутствие доказательств, подтверждающих вручение предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами и проекта договора.

Доводы истца о том, что с 01.07.2018 г. по адресу: <адрес>, вывоз твёрдых коммунальных отходов ООО «Экострой» осуществляет еженедельно по средам, не соответствует действительности, т.к. в период с 01.07.2018 г. ФИО1 не воспользовалась услугами ООО «Экострой». Договор об оказании услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в письменной форме между истцом и ответчиком заключен не был.

Также в деле отсутствуют доказательства того, что договор между истцом и ответчиком был заключен путем совершения конклюдентных действий с её стороны. Следовательно, включение в платежный документ, оформляемый ООО «Экострой» платы за услугу по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, произведено в отсутствие договора с ней, что не может быть признано допустимым. В границах муниципального образования <адрес> контейнеры, бункеры, иные емкости и специальные площадки, предназначенные для складирования твердых коммунальных отходов, отсутствуют, что является нарушением требований п. 10 Постановления № 1156.

Представленные в материалы дела доказательства не содержат существенные условия договора, а именно: планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов. Следовательно, между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Типовая форма Договора, размещенная на сайте ООО «Экострой» в сети «Интернет» содержит раздел III «Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов», утративший юридическую силу 27.12.2018 г., кроме того, противоречит требованиям п. 25 Постановления № 1156. Условия публичного договора не соответствующие требованиям п. 2 ст. 426 ГК РФ, а также обязательным правилам, утвержденным Правительством РФ или иным уполномоченным органом, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (п. п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ).

В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Согласно ч. 3. ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие дачу ООО «Экострой» её согласия на обработку персональных данных, что противоречит принципам и правилам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Следовательно, направленный в её адрес платежный документ для оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сформирован без её согласия на обработку персональных данных (сбор, запись, систематизацию накопление, хранение, уточнение), следствием чего, явилось нарушение её конституционных прав как гражданина РФ. Кроме того, отсутствие вышеуказанного согласия является препятствием для заключения и исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ответчик ФИО1, представитель истца ООО «Экострой» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Суд не располагает сведениями об уважительности причин неявки представителя истца, ответчика в судебное заседание и полагает возможным в силу требования ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

В своих возражениях, поданных мировому судье на апелляционную жалобу ФИО1, представитель истца ООО «Экострой» ФИО2, указала, что в апелляционной жалобе от 25.04.2019 г. ФИО1 ставит вопрос об отмене (изменении) вышеуказанного решения. В качестве обоснования своих требований ФИО1 указывает, что заключение договора и формирование его условий по общему правилу должны носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон. Также ответчик в своей апелляционной жалобе ссылается на доводы, что договор на оказании услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в письменной форме, так и с помощью конклюдентных действий между региональным оператором и ответчиком заключен не был, следовательно, она должна быть освобождена от оплаты данного вида услуг. ФИО1 ссылается, что договор, размещенный на официальном сайте регионального оператора не соответствует нормам права, поскольку там не указан объем, график, место и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, в связи с чем порядок заключения договора не исполнен и договор не имеет ни какой силы. Более того, ФИО1 считает, что ее права, так и нормы ФЗ-152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных» были нарушены, поскольку отсутствие письменного согласия ответчика на обработку персональных данных влечет за собой безосновательное выставление счетов на оплату услуг. Кроме того, отсутствие вышеуказанного соглашения является препятствием для заключения и исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам. ООО «Экострой» полагает, что те обстоятельства, на которые ссылается заявитель жалобы, не дают оснований для удовлетворения данной жалобы в связи со следующим: Исходя из положения п.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов и Благодарненского городского округа осуществляется региональным оператором - ООО «Экострой». Согласно соглашению между Министерством жилищно-коммунальным хозяйством Ставропольского края и ООО «Экострой» №2-34 от 13.04.2018 г., региональный оператор обязан осуществлять свою деятельность на территории Александровского, Новоселицкого районов и Благодарненского городского округа с 01.07.2018 г. В силу п.1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с п. 8(18) Правил заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (в ред. от 15.12.2018 г. - далее Правила), до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с территориальной схемой образования отходов, с 01.07.2018г. по адресу: <адрес>, вывоз твердых коммунальных отходов ООО «Экострой» осуществляет в строгом соответствии с графиком - еженедельно по средам, что подтверждается данными мониторинга Глонасс. Исходя из положения ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благоустройстве населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В силу п.5 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Во исполнение требования п. 8(17) настоящих Правил, ООО «Экострой» через ФГУП «Почта России» разослало предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект договора всем жителям Александровского, Новоселицкого районов и Благодарненского городского округа. Типовой договор на оказание услуги предложение о заключении договора и заявка (заявление) размещены на официальном сайте ООО Экострой» в сети «Интернет» по адресу: <адрес>. Согласно п.8(4) настоящих Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с абз.4 п.8 (17) настоящих Правил, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в | силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Статья 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» - обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между субъектом РФ и региональным оператором и единого тарифа на услуги по обращению с ТКО. Соглашение между субъектом РФ (Министерство ЖКХ Ставропольского края) и региональным оператором (ООО «Экострой») подписано 13 апреля 2018 г., единый тариф на услуги по обращению с ТКО для ООО «Экострой» утвержден с 01.07.2018 г. региональной тарифной комиссией Ставропольского края Постановлением №22/1 от 14.06.2018 г. Следовательно, обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО у потребителей наступила с 01.07.2018 г. Согласно п.5 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. В соответствии с п.9 ст.23 ФЗ-89, расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, потребитель автоматически является плательщиком платы (налога) за негативное воздействие федерального назначения, отчуждаемого региональным оператором в бюджет субъекта РФ. Таким образом, ООО «Экострой» считает, что все обязательства были исполнены перед ответчикам, как направления предложения на заключение договора, так и доступ к необходимой информации. На официальном сайте регионального оператора размещен, как типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, так и информация о нормативах образования объемов ТКО утвержденных Мин ЖКХ СК постановлениями №347 от 26.12.2017 г., №237 от 29.08.2018 г., и информация о тарифе утвержденный Региональной тарифной комиссией СК приказом №15 от 27.03.2019 г.. Также на сайте размещена информация о графике, мести и времени вывоза твердых коммунальных отходов. Исходя из положения п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.07.2016 г. №152-ФЗ «О защите персональных данных» (далее - ФЗ №152-ФЗ) по общему правилу обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Пунктами 2-11 части 1 статьи 6 ФЗ №152-ФЗ установлены основания для обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных. Согласно п.2 ч.1 ст.6 ФЗ №152-ФЗ, обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных легитимна для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; согласно п.7 ч.1 ст.6 ФЗ №152-ФЗ, обработка персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных также допускается, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Изучив материалы дела, суд находит, что апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанции ответчица ФИО1 является собственником домовладения расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались и считаются достоверно установленными (л.д. 18).

В соответствии с территориальной схемой образования отходов, с 01.07.2018 г. по адресу: <адрес>, вывоз твердых коммунальных отходов ООО «Экострой» осуществляет еженедельно по средам, что подтверждается данными мониторинга Глонасс (л.д. 111-154).

Согласно ст.ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Указанным требованиям корреспондирует ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с положениями которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Как установлено в судебном заседании 13 апреля 2018 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и ООО «Экострой» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ООО «Экострой» в качестве регионального оператора принимает на себя функции по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого, Благодарненского районов Ставропольского края с даты заключения соглашения по 30 июня 2027 года. Региональный оператора обязан приступить к исполнению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 июля 2018 года.

Доказательств того, что ООО «Экострой» не выполняло указанные обязательства суду не представлено. (л.д.л.д. 111-154)

Пунктом 8(4) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является, в том числе, предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 региональный оператор в лице ООО «Экострой» направил всем жителям районов, на территории которых он осуществляет деятельность предложение о заключении договора и проект договора, что подтверждается договором возмездного оказания услуги (л.д.л.д. 105 - 110) Типовой договор был размещён на сайте ООО «Экострой» в установленном порядке. То обстоятельство, что ответчик не направил заявку региональному оператору в соответствии с п. 8(17) Правил, не является основанием для утверждения о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, поскольку в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Первоначальные тарифы на ТКО были утверждены приказом МинЖКХ Ставропольского края от 26 декабря 2017 года, а затем изменялись 29 августа 2018 года.

В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы ответчика о нарушении истцом федерального законодательства о персональных данных не основаны на требованиях закона.

Так в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О защите персональных данных» согласие субъекта персональных данных не требуется в случаях обработки персональных данных, осуществляемой на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, а также если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

При таких обстоятельствах, разрешая требования истца с учетом положений ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, ст.ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу ООО «Экострой» задолженности за услугу по обращению с ТКО, а также судебных издержек.

Суд полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при точном соблюдении норм материального и процессуального права.

Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, суд считает, что судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 2 Благодарненского района Ставропольского края от 15 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Экострой» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов по оплате госпошлины оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья О.Р. Билык