Апелляционное дело № 11-5/2017
Мировой судья Титов Г.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2017 года с. Аликово
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Н.И. Сядаровой,при секретаре Сергеевой С.В., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты за уход,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка №1 Аликовского района Чувашской Республики от <ДАТА>,которым постановлено:
«Исковые требования Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты за уход, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 пользу иску Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) излишне выплаченную ежемесячную компенсационную выплату за уход за периоды с<ДАТА> по <ДАТА> в размере 44 000 (Сорок четыре тысячи) рублей, государственную пошлину в размере 1 520 (Одной тысячи пятьсот двадцать) рублей.
У С Т А Н О В И Л:
Суд, изучив апелляционную жалобу ответчика ФИО2, выслушав представителя истца по доверенности ФИО1, приходит к следующему.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты за уход, указав, что <ДАТА> ответчик обратился к истцу с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты по осуществлению ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет <ФИО>1. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики ФИО2 назначен опекуном малолетнего <ФИО>1, <ДАТА> года рождения. Решением Управления ПФР от <ДАТА> ФИО2 назначена ежемесячная компенсационная выплата за уход в размере 5 500 рублей 00 коп с <ДАТА> на период осуществления ухода. <ДАТА> Управлением ПФР в ходе камеральной проверки выявлен факт излишней выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком –инвалидом за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 44 000 рублей в связи с осуществлением ответчиком оплачиваемой работы по договору о передаче несовершеннолетнего ребенка на воспитание в приемную семью от <ДАТА>. представитель истца просит удовлетворить исковые требования.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Аликовского района Чувашской Республики от <ДАТА> исковые требования удовлетворены.
Ответчик ФИО2, не согласившись с данным решением принес апелляционную жалобу, где указывает, что на момент обращения в Управление ПФР о назначении ежемесячной выплаты <ДАТА> ФИО2 уже являлся приемным родителем на основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от <ДАТА>. При решении вопроса о назначении ежемесячной компенсационной выплаты ФИО2 истец должен был быть осведомлен о том, что оснований для ее назначения не имеется, затребовав выписку из индивидуального лицевого счета из информационной базы персонифицированного учета органов ПФР, поскольку с получаемого ответчиком вознаграждения, выплачиваемого ему как приемному родителю, перечислялись страховые взносы на его же индивидуальный лицевой счет, однако истец не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, не выяснив данные обстоятельства на момент принятия решения об установлении указанных выплат.
На судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, извещен в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
Представитель Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) по доверенности ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, признав его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика ФИО2 – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав сторону истца, суд приходит к следующему.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1.3 Правил предоставления средствиз республиканскогобюджета Чувашской Республики на выплатувознаграждения, причитающегося приемному родителю, утвержденныхпостановлениемКабинета МинистровЧувашской Республикиот 29.12.2010 N 539 вознаграждение, причитающееся приемному родителю, выплачивается отделом казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по месту жительства приемных семей в размерах и на условиях, установленныхстатьей 6 Закона Чувашской Республики "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" и в соответствии с договором о приемной семье, заключаемым между приемными родителями (приемным родителем) и органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" N 48 от 24 ноября 2004 года (с дополнениями и изменениями).В соответствии с п. 10 ст. 6 данного Закона, на содержание ребенка опекуну (попечителю), одному из приемных родителей, патронатному воспитателю выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в порядке и размерах, которые установлены Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 46 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".В этом же пункте указано, если ребенок воспитывается в приемной семье, одному из приемных родителей (опекуну (попечителю), осуществляющему опеку на возмездной основе) (далее - приемный родитель) устанавливается вознаграждение в зависимости от количества взятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета: за воспитание одного-двух детей - 3295 рублей, за воспитание трех и более детей - 4680 рублей.
За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю, увеличивается на сумму, составляющую 50 процентов минимального размера оплаты труда.
Судом установлено, что с <ДАТА> решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аликовском районе Чувашской РеспубликиФИО2 назначена ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за ребенком-инвалидом.
В соответствии с п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ.
На основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 01.01.2009ФИО2 назначен приемным родителем несовершеннолетних <ФИО>2, <ДАТА> года рождения и <ФИО>1, <ДАТА> года рождения, и ему предоставлены денежные выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством для приемных семей, на основании которого истцу на счет перечисляются соответствующие денежные выплаты.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 СК РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 СК РФ усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
Из материалов дела усматривается, что протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм ежемесячной выплаты от <ДАТА> установлен факт переплаты ежемесячной денежной компенсации, осуществляемой в связи с уходом за ребенком-инвалидом, за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 44 000 руб. и ФИО2 предложено возвратить в пенсионный орган излишне выплаченные денежные средства. Основанием для принятия указанного решения явилось то обстоятельство, что истец является получателем вознаграждения по договору о передаче детей в приемную семью.
Суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования Управления ПФР, исходил из того, что Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", предусматривающий ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, принят в целях установления социальной защищенности неработающих граждан способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными гражданами. При этом суд указал, что согласно договору от <ДАТА> о передаче детей на воспитание в приемную семью, ФИО2 выполняет оплачиваемую работу, является получателем ежемесячного вознаграждения, в связи с чем, по мнению суда, не имеет право на получение компенсационной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Согласно п.5.2 Договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от 01.01.2009, ежемесячно отдел социальной защиты населения Аликовского района Чувашской Республики обязуется производить оплату труда приемных родителей и отчисления во внебюджетные фонды в размере, предусмотренном сметой расходов на содержание «Приемной семьи».
Вознаграждение приемным родителям не относится согласно статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчислениястраховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу. Между тем право на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеют только неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах суд полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права судом применены правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=A580947FA91512F3B88F06FCEB61CA8343DE67D5C19C471DB9CBF9C3B9413BDAC4373C75BFv8G9I"328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Красноармейского района Чувашской Республики от <ДАТА> иску Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) к ФИО2 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты за уход, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Мотивированное апелляционное определение вынесено 26 июня 2017г.