ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-5/2021 от 15.03.2021 Усинского городского суда (Республика Коми)

Мировой судья Рахманова С.И. Дело № 11-5/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Усинск 15 марта 2021 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Гатиатуллиной М.Э.,

рассмотрев гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение исполняющего обязанности мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми, мирового судьи Пармского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 13.11.2020,

которым с ФИО1 в пользу Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ... (доля в праве ?) за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1 906,46 рублей и судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 400,00 рублей; в удовлетворении остальных исковых требований отказано, в связи с истечением срока исковой давности,

УСТАНОВИЛ:

НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась к мировому судье Девонского судебного участка г. Усинска РК с иском (с последующим уточнением) к ФИО1, проживающему по адресу: ... и являющемуся собственником ? доли указанного жилого помещения, о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт в многоквартирном доме по ... за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 2 522,35 рублей и расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска мировому судье, в размере 400,00 рублей.

В обоснование иска указано, что многоквартирный дом по ... включен в Региональную программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, утвержденную постановлением Правительства РК от 30.12.2013 № 572.

В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные неналоговые платежи собственников помещений в таких домах.

Сумма подлежащего уплате ежемесячного платежа определяется как произведение площади помещения и минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлениями Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575, от 02.10.2017 № 519, № 616.

При этом у регионального оператора капитального ремонта не возникает права собственности на денежные средства, уплаченные собственником помещения в фонд капитального ремонта многоквартирного дома, либо убытков в случае их неуплаты.

Ответчик не исполняет свою обязанность по уплате данных обязательных платежей, в связи с чем образовалась указанная задолженность.

Мировым судьей принято вышеуказанное решение.

Не согласившись решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, поскольку мировой судья необоснованно пришел к выводу о том, что приложенная к иску копия доверенности представителя истца заверена надлежащим образом; что закон не обязывает истца представлять к расчету взыскиваемой суммы первичные бухгалтерские документы; на право истца на обработку персональных данных ответчика, при этом не дана оценка действиям истца по незаконному сбору и получению персональных данных ответчика. Мировой судья принял уточнение исковых требований от представителя истца, полномочия которого ничем не подтверждены; ему, как ответчику, не вручены копии документов от дд.мм.гггг., приобщенные мировым судьей в качестве доказательств по делу; при рассмотрении дела был нарушен принцип состязательности сторон, так как мировой судья самостоятельно собирал и формировал доказательства по делу, к которому приобщены документы, не содержащие дату поступления и регистрационный номер. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца в судебное заседание не явился.

Заслушав ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ включает в себя плату за содержание жилого помещения (п. 1), взнос на капитальный ремонт (п. 2), плату за коммунальные услуги (п. 3).

Согласно ст. 156 ЖК РФ, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 169 ЖК РФ, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Положения ч. 1 ст. 169 ЖК РФ предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12.04.2016 № 10-П, федеральный законодатель, вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает, прежде всего, интересам собственников помещений в таком доме.

Кроме того, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07.07.2014 № 268 утвержден Порядок деятельности региональных операторов Республики Коми (далее – Порядок), который регулирует деятельность региональных операторов Республики Коми, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми.

Пунктом 4 Порядка определено, что региональный оператор осуществляет деятельность в том числе в соответствии с уставом, являющимся учредительным документом регионального оператора, в котором определяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Порядка, при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта одного многоквартирного дома, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в пределах муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми, при наличии за счет средств государственной или муниципальной поддержки, полученных из республиканского бюджета Республики Коми и (или) местного бюджета. При этом региональный оператор обеспечивает обязательный учет средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов, сроков и условий возврата таких заимствований.

В целях финансового и организационного обеспечения проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в муниципальных образованиях в Республике Коми в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы и опубликована 30.01.2014 на официальном Интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru.

В Перечень (Приложение к указанной Программе) многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, включены многоквартирные дома, расположенные в Республике Коми.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Частью 8.1. статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае размер взносов на капитальный ремонт установлен Постановлениями Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми»; от 02.10.2017 № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы»; от 20.12.2019 № 616 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2020 год».

Мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что в спорный период времени ответчик ФИО1 являлся собственником ? доли общедолевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ....

В Перечень (Приложение к указанной Программе) многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: ...

Ответчик ФИО1 в силу приведенного закона и установленных по делу обстоятельств был обязан вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период.

Расчет задолженности ответчика по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме произведен истцом в соответствии Постановлениями Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми»; от 02.10.2017 № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы»; от 20.12.2019 № 616 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2020 год», в связи с чем законно и обоснованно принят мировым судьей.

Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что истцом не представлены к расчету взыскиваемой суммы первичные бухгалтерские документы, не освобождает его от обязанности от внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

На основании положений ч. 1 ст. 169 ЖК РФ (Раздел IX ЖК РФ) обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственника помещения в силу закона.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором.

Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен дом.

Мировой судья, руководствуясь ст. 169 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» относительно применения срока исковой давности к спорным правоотношениям, пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» путем взыскания с ФИО1 задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1 906,46 рублей.

Доводы, имеющие правовое значение, а именно, что приложенная к иску копия доверенности представителя истца заверена ненадлежащим образом; что закон обязывает истца представлять к расчету взыскиваемой суммы первичные бухгалтерские документы; отсутствие у истца права на обработку персональных данных ответчика, являлись предметом проверки мировым судьей в ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе.

Несогласие ответчика с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного решения не является.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Таким образом, право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит только истцу.

В ч. 3 ст. 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Довод ответчика о принятии мировым судьей дд.мм.гггг. заявления об уточнении исковых требований от представителя истца ФИО2, полномочия которого ничем не подтверждены, суд находит несостоятельным, поскольку в материалы дела представлена копия доверенности от дд.мм.гггг., уполномочивающая ФИО2 сроком до дд.мм.гггг. на представление интересов истца – НО РК «Региональный фонда капитального ремонта многоквартирных домов» в судах общей юрисдикции, в том числе с правом подписания и предъявления иска, уменьшение размера исковых требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявление об уточнении исковых требований от дд.мм.гггг. зарегистрировано мировым судьей, о чем свидетельствует штамп мирового судьи на данном заявлении, с указанием даты регистрации и номера гражданского дела (л.д. 65).

В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право, в том числе, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, представлять доказательства и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Таким образом, ответчик вправе был ознакомиться со всеми материалами дела, в связи с чем довод ответчика о том, что ему не были вручены мировым судьей копии документов от дд.мм.гггг., приобщенные к материалам дела, не свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон, является несостоятельным и не может служить основанием для отмены принятого мировым судьей решения.

Кроме того, к заявлению об уточнении исковых требований от дд.мм.гггг. представителем истца приложены копии Постановлений Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми»; от 02.10.2017 № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы»; от 20.12.2019 № 616 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2020 год», с целью обоснования размера предъявленной к взысканию задолженности.

Указанные нормативные правовые акты Республики Коми, которыми также руководствовался мировой судья при принятии решения, что отражено в тексте решения, размещены в сети «Интернет» и находятся в свободном доступе. Иных документов к заявлению об уточнении исковых требований не приложено.

Таким образом, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Доводы апелляционной жалобы фактически были предметом рассмотрения мировым судьей, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы мирового судьи основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение исполняющего обязанности мирового судьи Девонского судебного участка г. Усинска Республики Коми, мирового судьи Пармского судебного участка г. Усинска Республики Коми от 13.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции (ВОХ № 1413, <...>) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, через Девонский судебный участок г. Усинска Республики Коми.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.03.2021.

Председательствующий Л.В. Ларина