ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-6019/19 от 03.06.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-6019/2019 Судья Фролова Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Галимовой Р.М., Шушкевич О.В.

при секретаре Веккер Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2019 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.

Заслушав доклад судьи Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения №587405/17 от 09 ноября 2017 года в части не учета трудовой книжки при назначении страховой пенсии, включении в ее страховой стаж периодов работы: с 20 мая 1985 года по 16 июня 1987 года в должности <данные изъяты> в я/с №278, с 10 января 1990 года по 30 сентября 1996 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в я/с №352, перерасчете размера страховой пенсии по старости с даты назначения страховой пенсии - с 03 августа 2017 года (л.д. 3-4, 50).

В обоснование иска истец указала, что в связи с достижением пенсионного возраста 25 июля 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, пенсия была назначена 03 августа 2017 года. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица стаж, учтенный для целей назначения пенсии, составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней; УПФР в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) №587405/17 от 09 ноября 2017 года принято решение не учитывать при назначении страховой пенсии по старости трудовую книжку от 11 февраля 1980 года в связи с тем, что печать на титульном листе не читается, однако ею представлена справка, выданная Управлением архивов и документации г. Алматы от 30 октября 2007 года №С-29 о том, что она действительно работала в фирме одежды «Восход» Управления торговли Алма-Атинского Горисполкома с 09 февраля 1980 года по 17 декабря 1982 года. Данной организацией ей была открыта трудовая книжка и проставлена печать на титульном листе, остальные записи в трудовой книжке без исправлений и ошибок, печати четкие и читаемые. В дополнение к трудовой книжке ею были представлены архивные справки от 04 декабря 2007 года №С-67 и от 16 мая 2017 года №118, подтверждающие сведения в трудовой книжке. Считает, что решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) является незаконным, поскольку ее вины в том, что печать на титульном листе трудовой книжки не читаема, не имеется.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) в судебном заседании участия не принимал.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований, признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) №587405/17 от 09 ноября 2017 года в части не учета трудовой книжки, выданной 11 февраля 1980 года ФИО2 (до брака - ФИО3) Ларисы Семеновны, при назначении страховой пенсии.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 20 мая 1985 года по 16 июня 1987 года в должности <данные изъяты> в я/с №278, с 01 февраля 1990 года по 30 сентября 1996 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в я/с №352; произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО1 с 01 января 2019 года с учетом включения в ее страховой стаж периодов работы: с 20 мая 1985 года по 16 июня 1987 года в должности <данные изъяты> в я/с №278, с 01 февраля 1990 года по 30 сентября 1996 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в я/с №352.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить. Указывает, судом не учтено, что сведения о стаже и заработке, содержащиеся в проверяемых документах, считаются подтвержденными, если они поступили в территориальный орган ПФР в ответ на его запрос от компетентного органа; в целях осуществления контроля за достоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных для назначения пенсии, необходимо представить дополнительные документы, подтверждающие факт работы заявителя в рассматриваемые периоды, в связи с чем Управлением неоднократно направлялись запросы в компетентный орган республики Казахстан для подтверждения трудового (страхового) стажа и заработной платы.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении (л.д.92,99), в суд апелляционной инстанции представитель не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

В соответствии с переходными положениями, предусмотренными ч. 1-3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР" от 22 июня 2004 года N 99р) предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичная позиция содержится в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 105.

В силу Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, действовавшей до утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 69, новой Инструкции, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.

Как следует из материалов дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята 09 февраля 1980 года в фирму одежды «Восход» <данные изъяты> в отдел №2, где 11 февраля 1980 года ей оформлена трудовая книжка, уволена 17 декабря 1982 года по ст. 32 КЗОТ Каз.ССР по собственному желанию, с 25 августа 1983 г. по 16 августа 1984 г. работала в Объединенной дирекции х/р магазина №82, с 20 мая 1985 года по 16 июня 1987 г. работала в качестве <данные изъяты> в яслях-саду № 278, с 01 сентября 1989 г. по 15 января 1990 г. работала в качестве <данные изъяты> ясли-сада № 281, с 01 февраля 1990 г. принята <данные изъяты> в ясли-сад №352 треста «Алма-Ата жылстрой», 01 мая 1993 года переведена на должность <данные изъяты> в этих же я/с 352 по семейным обстоятельствам, 04 июня 1993 года переведена на должность <данные изъяты> в этом же саду, уволена 30 сентября 1996 года, что подтверждено записями в трудовой книжке (л.д. 9-13).

25 июля 2017 г. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 56-57).

Как следует из решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) №587405/17 от 09 ноября 2017 года (л.д. 7-8), для назначении страховой пенсии по старости заявительницей представлена трудовая книжка от 11 февраля 1980 года, печать на титульном листе не читается. Кроме этого, периоды работы с 09 февраля 1980 года по 11 февраля 1997 года проходили на территории республики Казахстан. В распоряжение комиссии документов, подтверждающих периоды работы ФИО1, не поступало. В связи с чем принято решение не учитывать при назначении страховой пенсии по старости трудовую книжку ФИО5 от 11 февраля 1980 года.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) № 211467/587405/17 от 10 ноября 2017 г. ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с 03 августа 2017 года. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 03 августа 2017 года составляет 6 113,86 руб. (л.д. 43).

Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения «Центральный государственный архив города Алматы» № 03-09/5740 от 31 августа 2017 года (л.д. 60) ФИО1 работала в фирме одежды «Восход» Управления торговли Алма-Атинского Горисполкома с 09 февраля 1980 г. по 16 декабря 1982 г.

Как следует из архивной справки Ауэзовского районного архива Управления Архивами и документацией города Алматы республики Казахстан № С-67 от 04 декабря 2007 г. (л.д. 17) в книгах по начислению заработной платы Централизованной бухгалтерии дошкольных учреждений значится ФИО1, с 20 мая 1985 г. по 16 июня 1987 г. должность <данные изъяты>, с 01 ноября 1987 г. по 01 февраля 1988 г. должность <данные изъяты>.

Записи в трудовой книжке о периодах работы ФИО1 в должностях <данные изъяты>, <данные изъяты> в яслях-саду №352 треста «Алма-Ата жылстрой» в период с 01 февраля 1990 года по 30 сентября 1996 года подтверждаются оригиналом архивной справки № 118 от 16 мая 2017 года, выданной Коммунальным государственным учреждением «Санаторный ясли-сад № 103» Управления образования города Алматы республики Казахстан, который является правопреемником яслей-сада № 352, а также справками о заработной плате ФИО1 за этот же период правопреемника работодателя (л.д.44-49).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что архивные справки были выданы компетентными органами, данные в них изложены последовательно, противоречий в справках не содержится, в справках указаны основания их выдачи, факт работы истца в спорные периоды на территории Республики Казахстан с достоверностью подтвержден записями, внесенными в ее трудовую книжку, оформленными в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению спорных периодов работы истца с 20 мая 1985 года по 16 июня 1987 года в должности <данные изъяты> в я/с №278, с 01 февраля 1990 года по 30 сентября 1996 года в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в я/с №352 в Республики Казахстан, являющейся участником Соглашения от 13 марта 1992 г., в страховой стаж ФИО1 и перерасчету размера пенсии с учетом данных периодов с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи искового заявления в суд, то есть с 01 января 2019 года.

При этом суд также указал на то, что обязанность по надлежащему оформлению документов о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника лежит на работодателе, работник не может быть ограничен в приобретении пенсионных прав из-за допущенной предприятием небрежности в их оформлении.

Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Все доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что сведения о стаже и заработке, содержащиеся в проверяемых документах, считаются подтвержденными, если они поступили в территориальный орган ПФР в ответ на его запрос от компетентного органа; в целях осуществления контроля за достоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных для назначения пенсии, необходимо представить дополнительные документы, подтверждающие факт работы заявителя в рассматриваемые периоды, в связи с чем Управлением неоднократно направлялись запросы в компетентный орган республики Казахстан для подтверждения трудового (страхового) стажа и заработной платы, не состоятельны, так как суду были представлены справки компетентных органов р.Казахстан, где работала истец в спорные периоды, сведения этих справок согласуются со сведениями в трудовой книжке истца; кроме того, часть периодов приходится на время до распада СССР – до декабря 1991 года. При наличии таких справок компетентных органов и трудовой книжки в совокупности у суда не имелось оснований к отказу в иске.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: