ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-6173/19 от 20.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11- 6173/2019 Судья Шапошникова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Андрусенко И.Д., Галимовой Р.М.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 15 марта 2019 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный и страховой (общий трудовой) стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФИО3, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г. Магнитогорске), в котором после уточнения исковых требований просил признать за ним право на досрочную пенсию по старости, включить в специальный стаж по Списку № 1 и общий страховой (трудовой) стаж периоды работы в Республике Беларусь в качестве <данные изъяты> и <данные изъяты> в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода, занятого на горячих участках работ, с 21 ноября 1986 года по 31 января 1987 года, с 02 декабря 1987 года по 14 мая 1988 года, с 15 мая 1988 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 17 декабря 1996 года, с 18 декабря 1996 года по 28 декабря 1999 года, с 29 декабря 1999 года по 25 ноября 2002 года; назначить досрочную страховую пенсию с момента достижения возраста 50 лет и обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 24 августа 2016 года.

В обоснование заявленных требований указал, что 23 августа 2016 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в общий и специальный страховой стаж ответчиком не включены периоды его работы в Республике Беларусь на Белорусском металлургическом заводе <данные изъяты> сортопрокатного цеха. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в спорные периоды был занят на горячих участках работ.

Истец ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции при надлежащем извещении участия не принимал, ранее в судебных заседаниях на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что в спорные периоды был постоянно занят на горячих работах в металлургическом производстве, стаж его работы подтвержден необходимыми документами. При обращении в пенсионный орган им было написано заявление об отказе от белорусской пенсии, однако он считал, что такое заявление означает отказ от получения белорусской пенсии, а не отказ во включении в специальный стаж периодов работы на территории Республики Беларусь на вредных работах.

Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, полагала, что периоды работы истца в Республике Беларусь подлежат включению в специальный стаж по Списку № 1 в соответствии с условиями международного договора.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, сославшись на отсутствие у истца требуемого стажа на соответствующих видах работ. Указала, что при подаче заявления ФИО2 выразил желание о назначении досрочной пенсии по законодательству Российской Федерации, в связи с чем периоды его работы на территории Республики Беларусь после 01 января 1991 года могут быть включены в страховой стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Решением суда исковые требования ФИО2 удовлетворены. Суд признал незаконным решение ГУ УПФР в г. Магнитогорске от 06 декабря 2016 года. Включил в специальный стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 1 части 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», периоды работы: с 16 октября 1984 года по 30 октября 1986 года, с 21 ноября 1986 года по 31 января 1987 года, с 02 декабря 1987 года по 14 мая 1988 года, с 15 мая 1988 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 17 декабря 1996 года, с 18 декабря 1996 года по 28 декабря 1999 года, с 29 декабря 1999 года по 25 ноября 2002 года, за исключением периодов отвлечения от льготной работы; в страховой (общий трудовой) стаж ФИО2 периоды работы: с 01 января 1991 года по 17 декабря 1996 года, с 18 декабря 1996 года по 28 декабря 1999 года, с 29 декабря 1999 года по 25 ноября 2002 года. Возложил на пенсионный орган обязанность включить в специальный стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 1 части 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», и страховой (общий трудовой) стаж спорные периоды и назначить ему страховую пенсию по пункту 1 части 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» с 24 августа 2016 года.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в решении об отказе ФИО2 в назначении пенсии, указывает, что в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не подлежат включению периоды работы с 21 ноября 1986 года по 31 января 1987 года и с 02 декабря 1987 года по 14 мая 1988 года в качестве <данные изъяты> в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода (за исключением рабочих дней, в течение которых не был непосредственно занят выполнением работ по Списку № 1: 1986 год - 11 дней, 1987 год - 23 дня); в качестве <данные изъяты> в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода с 15 мая 1988 года по 31 декабря 1990 года (за исключением рабочих дней, в течение которых истец не был непосредственно занят выполнением работ по Списку № 1: 1989 год - 24 дня, 1990 год - 31 день), а также с 01 января 1991 года по 17 декабря 1996 года, с 18 декабря 1996 года по 28 декабря 1999 года и с 29 декабря 1999 года по 25 ноября 2002 года, так как достоверность сведений, указанных в уточняющей справке, не подтверждена, акт документальной проверки или копии первичных документов в установленный законом срок не поступили. Обращает внимание, что согласно трудовой книжке истца ФИО2 значится работающим в сортопрокатном цехе в качестве <данные изъяты> с 15 мая 1988 года, однако участок, на котором был занят истец, указан только с 18 декабря 1996 года. Считает, что документы, указанные в основание выдачи уточняющей справки от 12 января 2016 года, не подтверждают занятость ФИО2 на горячих участках работ; аттестация рабочих мест на предприятии проводилась в декабре 1993 года. Просит учесть, что истец изъявил желание рассмотреть право на досрочную пенсию по законодательству Российской Федерации, в связи с чем периоды его работы на территории Республики Беларусь после 01 января 1991 года могут быть учтены при исчислении стажа на соответствующих видах работ по принципу гражданства, только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец ФИО2, представитель ответчика ГУ УПФР в г. Магнитогорске, о времени и месте извещены, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Принимая во внимание, что решение суда в части включения в специальный страховой стаж ФИО2 по Списку № 1 периода прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 16 октября 1984 года по 30 октября 1986 года сторонами не обжалуется, судебная коллегия не входит в обсуждение обоснованности выводов суда в указанной части. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца ФИО3, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно пункту 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи истцом в УПФР заявления о назначении пенсии).

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30).

В соответствии с подпунктом «а» постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Подразделом 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандежепрокатное, вилопрокатное жестекательное, лудильное, оцинковальное производства» раздела III «Металлургическое производство» Списка № 1 от 1991 года право на досрочную пенсию предоставлено операторам поста управления, занятым на горячих работах (позиция 1030300а-115880), уборщикам горячего металла ( позиция 1030300а-19254), мастерам, старшим мастерам, занятым на горячих участках работ (позиция 1030300б-23187). Аналогичные должности были предусмотрены Списком №1 от 1956 года.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24 января 2006 года заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор), вступивший в силу с 29 марта 2007 года.

Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Договора по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Как следует из п. п. 1, 2 и 4 ст. 11 Договора, при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитываются страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон. При определении права на пенсию за выслугу лет учитывается стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. В случае, если согласно законодательств одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

Как установлено судом и следует из материалов дела, трудовая деятельность ФИО2 в период с 21 ноября 1986 года по 25 ноября 2002 года проходила на территории Республики Беларусь, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д. 12-18 том 1).

23 августа 2016 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 50 лет (л.д. 32-34 том 1). При обращении с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истец просил назначить ему пенсию без учета норм Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (пункт 2 ст. 23) (л.д. 204 том 1).

Решением ГУ УПФР в г. Магнитогорске от 06 декабря 2016 года №746441/1 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, рекомендовано обратиться за досрочным назначением страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 ст. 30 Закона № 400 ФЗ по достижении возраста 55 лет.

Согласно решению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации продолжительность страхового стажа составила 20 лет 8 месяцев 3 дня, стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 - 1 год 3 месяца 6 дней, величина ИПК- 85.240.

В специальный стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, ответчиком не засчитаны следующие периоды работы ФИО2 в Республике Беларусь: с 21 ноября 1986 года по 31 января 1987 года и с 02 декабря 1987 года по 14 мая 1988 года в качестве <данные изъяты> в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода (за исключением рабочих дней, в течение которых не был непосредственно занят выполнением работ по Списку № 1: 1986 год - 11 дней, 1987 год - 23 дня), так как не подтверждена достоверность сведений, указанных в справке, уточняющей льготный характер работ, акт документальной проверки или копии первичных документов в установленный законом срок не поступали; в качестве <данные изъяты> в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода с 15 мая 1988 года по 31 декабря 1990 года (за исключением рабочих дней, в течение которых истец не был непосредственно занят выполнением работ по Списку № 1: 1989 год - 24 дня, 1990 год - 31 день) и с 01 января 1991 года по 17 декабря 1996 года, поскольку не подтверждена занятость заявителя на горячих работах, не проведена проверка достоверности сведений, указанных в справке, уточняющей льготный характер работ, акт документальной проверки или копии первичных документов в установленный законом срок не поступали; с 18 декабря 1996 года по 28 декабря 1999 года в качестве <данные изъяты><данные изъяты> горячей прокатки 320/150 и с 29 декабря 1999 года по 25 ноября 2002 года в качестве <данные изъяты> 320/150 в сортопрокатном цехе Белорусского металлургического завода, так как не подтверждена достоверность сведений, указанных в уточняющей справке, акт документальной проверки или копии первичных документов в установленный законом срок не поступали.

Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный страховой стаж спорных периодов и страховой (общий трудовой) стаж периодов работы, имевших место после 01 января 1991 года, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе первичные документы, представленные пенсионному органу в ходе рассмотрения спора, исходил из доказанности факта постоянной занятости истца на горячих участках работ в течение полного рабочего дня по профессии, предусмотренной Списком № 1.

Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам пенсионного законодательства и не оспариваются сторонами.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика относительно отсутствия оснований для включения спорных периодов в специальный и общий страховой стаж истца, поскольку достоверность сведений, указанных в уточняющей справке, не подтверждена, акт документальной проверки или копии первичных документов в установленный законом срок в пенсионный орган не поступали, являются необоснованными, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила).

В силу пункта 11 Правил для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимый для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно подпункту «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Из материалов дела следует, что в подтверждение постоянной занятости на горячих участках работ истцом в материалы дела представлены: трудовая книжка ФИО5 (л.д. 12 – 20 том 1), из которой следует, что 21 ноября 1986 года истец принят в Белорусский металлургический завод <данные изъяты> разряда в сортопрокатный цех, 15 мая 1988 года переведен <данные изъяты> разряда в сортопрокатном цехе, 18 декабря 1996 года на основании аттестации рабочих мест в сортопрокатном цехе считать работающим в сортопрокатном цехе <данные изъяты> разряда стана горячей прокатки 320/150, 29 декабря 199 года переведен на должность <данные изъяты> 320/150 в сортопрокатном цехе, 25 ноября 2002 года уволен по ст. 40 Трудового кодекса республики Беларусь; справка ОАО «Белорусский металлургический завод» от 12 января 2016 года № 31/24, уточняющая особый характер работ со ссылкой на первичные документы, в которой работодателем подтверждены периоды работы истца на горячем участке работ, факт постоянной занятости ФИО2 при их выполнении (л.д. 42); первичные документы: личная карточка истца, распоряжения, штатные расписания, сведения о характере технологического процесса, технологическая инструкция, сведения о начислении заработной платы (л.д.43-55, л.д.121-137); справка пенсионного органа республики Беларусь от 28 ноября 2018 года о результатах проверки справки, уточняющей особый характер работ от 12 января 2016 года № 31/24 (л.д.112-114 том 1).

Доказательств, опровергающих занятость ФИО2 на горячих участках работ в спорные периоды, пенсионным органом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, справка ОАО «Белорусский металлургический завод» от 12 января 2016 года № 31/24, уточняющая особый характер работ, пенсионным органом не оспорена.

Отсутствие сведений о проведении работодателем аттестации рабочих мест до декабря 1993 года не свидетельствует о невыполнении истцом работ, предусмотренных Списком № 1, поскольку факт постоянной занятости истца на горячих участках работ подтвержден совокупностью иных допустимых доказательств.

Довод жалобы ответчика о том, что периоды работы истца на территории Республики Беларусь после 1991 года могут быть включены в специальный стаж истца только при наличии сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российский Федерации, также подлежит отклонению в связи со следующим.

Действительно, согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

Из справки Жлобинского районного отдела Гомельского облуправления Фонда социальной защиты населения МСЭ Республики Беларусь от 23 июня 2016 года № 33/6 61 следует, что РУП Белорусский металлургический завод в период с марта 1991 года по декабрь 2002 год уплачивало страховые взносы на пенсионное обеспечение работников предприятия (л.д. 60).

Доказательств, подтверждающих, что ФИО2 в периоды осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь после 01 января 1991 года производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, действительно не имеется.

Вместе с тем, как следует из пояснений истца, данных им суду первой инстанции, при написании им 23 августа 2016 года заявления об отказе от назначения белорусской пенсии, последствия такого отказа работники пенсионного органа ему не разъяснили, заявление подано вопреки его интересам, поскольку он полагал, что такое заявление означает отказ от получения белорусской пенсии, а не отказ во включении в специальный стаж периодов работы на территории Республики Беларусь на вредных работах.

Тогда как согласно статьям 9 и 10 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 15 марта 2011 года в необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного (как с учетом положений Договора, так и по законодательству Сторон) может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии со статьями 10, 11 и пунктом 1 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает застрахованный, заполняет формуляр о назначении пенсии согласно приложению 3 к настоящему Соглашению, который вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, направляет в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.

Статьей 21 Договора предусмотрена обязанность компетентных органов (организаций) представлять необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего Договора, а также принимать меры для установления этих обстоятельств.

В соответствии со статьей 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

Таким образом, поскольку выбор основания назначения пенсии - с учетом положений Договора либо по законодательству государства, в котором проживает гражданин, претендующий на назначение досрочной пенсии, фактически означает определение права на пенсию, т.е. наличие специальных познаний в области пенсионного обеспечения относительно требований к продолжительности страхового и специального стажа, условиям подтверждения стажа, определения размера пенсии, последствия выбора гражданином условия о назначении пенсии без учета норм Договора не могут быть формальными в виде истребования заявления.

Между тем, из показаний допрошенного судом первой инстанции специалиста УПФР в г. Магнитогорске ФИО1. следует, что при приеме заявления о назначении пенсии предполагалось, что пенсия истцу будет назначена по законодательству Российской Федерации, но с учетом стажа работы в Республике Беларусь (л.д. 206-208 том 1).

Учитывая, что доказательств разъяснения сотрудниками пенсионного органа истцу последствий назначения пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации не представлено, вопрос о возможности назначения ФИО2 пенсии по наиболее выгодному для него варианту в соответствии с Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения между Российской Федерацией и республикой Беларусь ответчиком не рассматривался, при том, что пенсионным органом Республики Беларусь занятость истца на горячих участках работ была подтверждена, оснований для отказа во включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, и общий страховой (трудовой) стаж спорных периодов у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности включения в страховой и специальный стаж спорных периодов работы и отсутствии в связи с этим права на досрочную страховую пенсию подлежат отклонению.

Поскольку на момент обращения за назначением пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ФИО6 достиг возраста 50 лет, имел необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специальный и общий страховой стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ГУ УПФР в г. Магнитогорске в назначении ФИО6 досрочной страховой пенсии является незаконным, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить ФИО6 досрочную страховую пенсию по старости с 24 августа 2016 года.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 15 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: