Мировой судья судебного участка № 10 г.Бийска Алтайского края Воробьева О.Е.
Дело № 11-62/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25.03.2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Елясовой А.Г.,
при секретаре Малининой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО5 на решение мирового судьи судебного участка № 10 г. Бийска от 13.12.2018 г. по иску ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания » к ФИО1 ФИО6 о взыскании задолженности по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания» обратилось к мировому судье судебного участка № 10 г. Бийска Алтайского края с иском к ФИО1, попросив, с учетом уточнений, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2015 года по 31.10.2018 года в сумме 20 788,96 руб., пеню за период с 11.11.2015 года по 11.09.2017 года в сумме 3 000,00 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 2 000,00 руб., по оплате государственной пошлины в сумме 806,33 руб..
Решением мирового судьи судебного участка № 10 г. Бийска Алтайского края от 13.12.2018 года исковые требования ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания» удовлетворены частично: с ФИО1 в пользу истца взыскана задолженность по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2015 года по 31.10.2018 года в сумме 20 788,96 руб., пеня за период с 11.11.2015 года по 11.09.2017 года в сумме 1 000,00 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 1 800,00 руб., по оплате государственной пошлины в сумме 726,00 руб., а всего: 24 314,96 руб..
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу на данное решение, попросив суд отменить решение мирового судьи судебного участка № 10 г. Бийска Алтайского края от 13.12.2018 года, и принять новое решение по делу. Обосновывая апелляционную жалобу, ответчик указал, что мировым судьей не принято во внимание, что управляющей организацией не оказывались услуги по консервации ливневой канализации; уборка подъезда; очистка от штучного мусора придомовой территории, подметание крыльца, подметание пешеходных дорожек; уборка придомовой территории. Стоимость за данные виды услуг входит в тариф за техническое обслуживание дома, но в квитанции данные услуги не указаны. Кроме того, мировой судья взыскал судебные расходы по оплате услуг представителя, которые являются чрезмерно завышенными.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, подтвердив в ее обоснование доводы, изложенные в данной жалобе.
Представитель истца ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил.
Изучив материалы гражданского дела, и, рассмотрев дело с учетом положений ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 с 23.11.2012 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от 23.11.2012 г. (л.д.50).
Согласно выписке из домовой книги по данному адресу ответчик состоит на регистрационном учете с 24.12.2013 года (л.д.7).
Управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом <адрес>, с 01.09.2015 года на основании решения собственников помещений данного жилого дома от 03.04.2015 года является ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания» (протокол общего собрания от 03.04.2015 г.; договор управления многоквартирным домом от 01.09.2015 г., подписанный управляющей организацией и членами совета многоквартирного дома, наделенными полномочиями на подписание договора управления решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.08.2015 г. – л.д.12, 42-47).
Как следует из положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник несет обязанность своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 156 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 указанного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила).
В силу п. 17 указанных Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В данном случае перечь услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оказываемых истцом, изложен в договоре управления многоквартирным домом от 01.09.2015 г.. В состав данных услуг входят, в том числе, услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка, помещений общего пользования, включая уборку подъездов; очистку от штучного мусора придомовой территории, уборку придомовой территории и т.д. (л.д.46-47).
Согласно п. п. 28,29, 31 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, в том числе, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание земельного участка (придомовой территории) и помещений общего пользования.
За период с 01.10.2015 года по 31.10.2018 года размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 31.08.2015 г., которым утвержден договор управления домом, где отражены объем предоставляемых услуг и их стоимость (л.д.12,43-47).
Согласно данному решению стоимость услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома составила 14.40 руб. за кв.м. (л.д.135).
Для ответчика размер платы за услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, исходя из площади помещения 44,3 кв.м, составил 637,92 руб. в месяц.
Как следует из представленной истцом информации к указанной плате добавилась плата за обслуживание теплосчетчика в сумме 10,63 руб., с 01.01.2017 г. в плату за содержание и ремонт жилого дома включены коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, с 14.03.2017 г. в указанную плату также включено вознаграждение председателю Совета многоквартирного дома в размере 50 руб. с квартиры, с июля 2017 г. – включена плата за захоронение ТБО, с ноября 2017 г. – включена плата за услугу по водоотведению на общедомовые нужды.
Данная информация является общедоступной и размещена в сети «Интернет» на сайте управляющей организации.
Более того, указанная информация и расчет платы за содержание и ремонт многоквартирного дома за спорный период подтверждаются квитанциям о начислении платы, представленными ответчиком в суд апелляционной инстанции, за декабрь 2016 г., за август 2016 г., за апрель 2017 г., которыми подтверждается, что тариф за услуги по содержанию и ремонту дома не менялся с 01.09.2015 г. по август 2018 г., и составлял 14.4 руб. за кв.м..
Обосновывая свои возражения по иску и апелляционную жалобу на решение мирового судьи, ответчик в качестве оснований для отказа во внесении платы за содержание и ремонт дома указал на некачественное оказание услуг управляющей организацией по содержанию и ремонту дома, отсутствие актов принятия ответчиком работы, выполненной управляющей организацией.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку обязанность по внесению платы установлена законом: ответчик обязан вносить плату за содержание и ремонт общего имущества дома ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, независимо от принятия ответчиком работы, выполненной управляющей организацией (п.1 ст.155 ЖК РФ).
При этом, исходя из положений ст. 39 Закона от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и п.10 ст.156 ЖК РФ (в редакции на дату возникновения спорных отношений), порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется Правительством Российской Федерации.
В данном случае указанный порядок установлен Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (в редакции на дату возникновения спорных отношений).
В соответствии с п.п.7-8,15-16 Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Пунктом 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил).
Исходя из содержания изложенных выше положений Правил, при обнаружении нарушения качества коммунальной услуги потребитель должен обратиться к исполнителю, что должно быть зафиксировано в соответствующих документах.
Согласно п. 107 Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
В силу п. 108 Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Из п. 109 Правил следует, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 настоящих Правил. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Таким образом, надлежащим доказательством, подтверждающим факт некачественно выполненной услуги, является акт о некачественном оказании услуг, оформленный в соответствии с вышеуказанными правилами.
Ответчиком такие акты суду не представлены, а фотографии, представленные ответчиком, в силу вышеуказанных норм не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего некачественное оказание услуг управляющей организацией и основания для снижения размера платы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем ответчиком в нарушение вышеуказанных норм доказательства, опровергающие доводы истца, в том числе свой расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, суду не представлены.
При таких обстоятельствах мировой судья при разрешении заявленных требований обоснованно исходил из доказательств и расчета задолженности, представленных истцом.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Несение истцом расходов на оплату услуг представителя в размере 1800 руб. соответствуют требованиям разумности и справедливости, с учетом подготовки искового материала представителем, составления уточненных требований. Оснований для уменьшения данной суммы суд не находит.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в порядке апелляционного производства являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Мировым судьей при рассмотрении настоящего дела правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, правильно и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства.
Оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в жалобе ответчика, у суда не имеется.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, исходя из правил, установленных ст.327.1 ГПК РФ, суд не дает оценки решению мирового судьи, рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, 360 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 10 г.Бийска от 13.12.2018 года по гражданскому делу по иску ООО «Управляющая компания «Ваша управляющая компания» к ФИО1 ФИО7 о взыскании задолженности по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 ФИО8 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья А.Г. Елясова