Дело № 11-6310/2019 судья Акулов И.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Чертовиковой Н.Я., Винниковой Н.В.,
при секретаре Вернигоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 04 июня 2019 года в зале суда гражданское дело с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Брединского районного суда Челябинской области от 04 марта 2019 года по делу по иску акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения ответчицы ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей истца - ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» в лице филиала в Локомотивном городском округе (далее - АО «Газпром газораспределение Челябинск») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети в размере 117 004 рублей 29 копеек.
В обоснование требований указано на то, что 08 апреля 2016 года с ФИО1 был заключен договор на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети по стандартизированным ставкам № ТП:КРТ- 14/16, в соответствии с условиями которого подрядчик - АО «Газпром газораспределение Челябинск» обязалось выполнить комплекс мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заказчика, расположенного по адресу: <адрес>». Предварительный размер платы по договору составил 56 180 рублей 77 копеек. В результате проектных работ изменились технические параметры создаваемого объекта, потребовалась прокладка газопровода под автодорогой методом горизонтально-направленного бурения, что предполагает разработку индивидуального проекта и определение стоимости подключения по данному проекту. На основании Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года № 34/1, установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ФИО1 к сетям распределения по индивидуальному проекту в размере 173 185 рублей 06 копеек. Фактическое подключение объекта капитального строительства ФИО1 к газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Челябинск» осуществлено 05 октября 2017 года, заказчиком ФИО1 работы по договору приняты, однако плата за подключение в полном объеме в размере 173 185 рублей 06 копеек не внесена, в связи с чем задолженность подлежит взысканию.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - ФИО2 требования поддержала в полном объеме. Ответчица ФИО1 иск не признала.
Решением Брединского районного суда Челябинской области от 04 марта 2019 года с ФИО1 в пользу АО «Газпром газораспределение Челябинск» взысканы денежные средства по договору на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 08 апреля 2016 года в размере 117 004 рублей 29 копеек, так же в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3 540 рублей.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ответчица Г неванова О.В. просит решение суда отменить, указывая на то, что дополнительное соглашение к договору на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 08 апреля 2016 года с ней не заключалось, ей не направлялось. Ссылается на то, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 27 ноября 2017 года действия истца по неустановлению платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения для ФИО1 признаны незаконными. Полагает, что установленная истцом плата за подключение является чрезмерно завышенной и ставящей её в трудное материальное положение, в связи с чем полагает, что в действиях истца имеются признаки недобросовестности, поскольку в предварительном договоре истцом указаны обременительные условия. По мнению ФИО1 истцом выполнены не предусмотренные и несогласованные с нею работы. При этом доказательств её согласия на проведение дополнительных работ и их оплату не представлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>».
8 апреля 2016 года между ФИО1, действовавшей как заказчик, и АО «Газпром газораспределение Челябинск», действовавшим как исполнитель, подписан договор на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети по стандартизированным ставкам №ТП:КРТ- 14/16, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство выполнить комплекс мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заказчика, расположенного по адресу: <адрес>», который включает в себя:
- выдачу технических условий;
- разработку исполнителем проекта газоснабжения сети газораспределения до точки подключения (до границы земельного участка заказчика);
- разработку заказчиком проекта газоснабжения сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства (в границах земельного участка заказчика);
- выполнение исполнителем технических условий по созданию сети газораспределения до точки подключения (до границы земельного участка заказчика);
- выполнение заказчиком технических условий по созданию сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования (в пределах границ земельного участка заказчика);
- проверку исполнителем выполнения заказчиком технических условий;
- осуществление исполнителем фактического подключения объекта капитального строительства заказчика к сети газораспределения и проведение пуска газа.
Заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательства, в частности, принять выполненную исполнителем работу (ее результат), подписать акт о подключении, произвести оплату за подключение (технологическое присоединение) в соответствии с разделом 4 договора.
Разделом 4 договора предусмотрены размер, порядок и сроки внесения платы за подключение.
В соответствии с п. 4.1 договора предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) определяется в соответствии с Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2015 года № 62/70 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск», на 2016 год» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2016 год» с учетом индексов изменения сметной стоимости строительномонтажных работ, установленных информационным письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2016 года № 4688-ХМ/05 и составляет 56 180 рублей 77 копеек, в том числе НДС 18% 8 569 рублей 95 копеек.
Пунктом 4.2 определено, что размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен в сторону увеличения или уменьшения, в случае если в результате проектных работ изменятся технические параметры создаваемого объекта.
Из пункта 4.3 следует, что изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение), указанного в п. 4.1, производится в случае изменения технических параметров создаваемого объекта путем заключения сторонами в течение 15 календарных дней дополнительного соглашения.
Внесение платы предусмотрено авансовыми платежами: 25% - в течение 15 календарных дней с момента заключения договора о подключении, 25% - в течение 90 календарных дней с того же момента, но не позже дня фактического подключения, 35% - в течение 365 календарных дней с момента заключения договора о подключении, но не позже дня фактического подключения). Окончательный расчет производится в течение 15 календарных дней со дня подписания акта о оказанных услуг, акта разграничения имущественной принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
ФИО1 представлен протокол разногласий от 13 мая 2016 года, в котором она указала, что возможность изменения в сторону увеличения размера платы за подключение ставит её в заведомо невыгодные условия в случае существенного увеличения стоимости услуг и работ (л.д.16).
Из протокола согласования разногласий от 25 мая 2016 года следует, что редакция ФИО1 обществом не согласована, пункты договора (3.3.9, 4.2, 4.3) оставлены в первоначальном виде (л.д.17).
Указанная в пункте 4.1 плата (56 180 рублей 77 копеек) внесена ФИО1 двумя платежами - 18 августа 2016 года (16 500 рублей) и 3 апреля 2017 года (39 680 рублей 77 копеек).
Экспертной оценкой негосударственной экспертизы от 1 февраля 2017 года № 74-2-1-2-0051-17, выполненной ООО «ЧелЭкспертиза», проектная документация «Наружный газопровод на подключение (технологическое присоединение), объекта капитального строительства по адресу: <...> «а», к газораспределительной сети», предусматривающая строительство газопровода под автодорогой закрытым способом с использованием метода горизонтально-направленного бурения, признана соответствующей требованиям технических и градостроительных регламентов.
Со ссылкой на вышеуказанную экспертную оценку № 74-2-1 -2-0051 - 17 общество письмо от 14 марта 2017 года уведомило ФИО1 о том, что в связи с необходимостью строительства газопровода под автодорогой и изменением категории определения платы, окончательный размер платы по категории «индивидуальный проект» (п. 26 (23) Основных положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021) утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области после предоставления проектной документации сети газораспределения, прошедшей экспертизу (л.д.27).
Письмами от этой же даты общество уведомило ФИО1 о расположении точки доступа и о направлении заявления об установлении платы в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (л.д. 26, 28).
Названные письма получены ФИО1 лично 15 марта 2017 года, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись (л.д. 26-28).
Решением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 апреля 2017 года в установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения по индивидуальному проекту для ФИО1 отказано (л.д. 30-33).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27 ноября 2017 года действия Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по неустановлению платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ФИО1 признаны незаконными, на министерство возложена обязанность установить плату за подключения объекта капитального строительства (ФИО1) по индивидуальному проекту в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2018 года вышеуказанное решение оставлено без изменения, жалоба министерства - без удовлетворения.
ФИО1 была привлечена к участию в вышеназванном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года № 34/1 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ФИО1 к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту в размере 146 767 рублей (без учета НДС) (л.д. 64).
Истцом в рассматриваемом деле отыскивается разница между установленной министерством по индивидуальному проекту платой (173 185 рублей 06 копеек с учетом НДС 18%) и внесенными ФИО1 платежами (56 180 рублей 77 копеек), которая составила 117 004 рублей 29 копеек.
Так же из материалов дела следует, что фактически работы по договору выполнены, 05 октября 2017 года истцом осуществлено технологическое присоединение объекта ответчицы к сетям газораспределения, что подтверждено актами о готовности объекта капитального строительства к подключению, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, о подключении, разграничении имущественной принадлежности, эксплуатационной ответственности, приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, подписанным ФИО1 (л.д. 49- 58).
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом договор исполнен, работы выполнены, ответчице было известно об изменении стоимости работ, однако, от подключения принадлежащего ей дома к системе газоснабжения она не отказалась, выполненные работы приняла, использует, соответственно, обязана оплатить их стоимость, установленную Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. При этом руководствовался положениями статей 309, 310, 702, 709, пункта 3 статьи 424, 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается ввиду следующего.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что, поскольку между сторонами по делу заключен договор на подключение к газопроводу, свобода договора ограничена специальными для данных правоотношений Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее - Правила №1314).
В силу пункта 59 Правил №1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил №1314).
В силу статьи 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69- ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Пунктом 96 Правилами № 1314 установлено, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с разделом VII Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы и подлежит на основании пункта 87 Правил № 1314 корректировке путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору о подключении.
Пунктом 87 Правил № 1314 предусмотрено, что в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев:
а) когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения;
б) когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 110 Правил № 1314, исполнитель направляет дополнительное соглашение к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению, а также решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, на основании которого корректируется стоимость услуг по подключению (технологическому присоединению), не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующей информации, но не ранее вступления в силу указанного решения.
Установив, что для подключения объекта ответчика требуется составление индивидуального проекта и определение стоимости работ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, истец направил ответчице соответствующее уведомление.
Ответчица ФИО1 подтвердила в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что принадлежащий ей дом газифицирован, система газоснабжения используется с октября 2017 года, об изменении стоимости работ ей было известно, отказываться от газификации дома не намеревалась, так как ей необходимо было установить систему теплоснабжения.
После определения стоимости работ по индивидуальному проекту, с учетом того, что работы фактически были выполнены, истец направил ответчице требование об оплате суммы, установленной Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года за вычетом осуществленных платежей (л.д. 66).
Ответчица оплату не произвела, хотя до фактического выполнения работ, а именно 15 марта 2017 года, была уведомлена об изменении стоимости работ в связи необходимостью составления индивидуального проекта, от выполнения работ истцом не отказалась, в октябре 2017 года работы по акту приняла, сам объект эксплуатирует, соответственно, пользуется результатом работ, выполненных истцом, обязана их оплатить в силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил № 1314.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку окончательный размер платы по Договору на подключении от 08 апреля 2016 года №ТП:КРТ-14/16 не был согласован сторонами путем заключения дополнительного соглашения, то у ответчицы не возникла обязанность по оплате стоимости работ в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года, несостоятельны.
Как указано выше, в силу положений статьи 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пункта 96 Правил № 1314 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию и устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении к сетям газораспределения является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, предусмотренных указанными Правилами.
Частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. При этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, в силу приведенных императивных правовых норм, размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения не зависит от волеизъявления сторон Договора о подключении, ими не определяется, а устанавливается уполномоченным органом, решение которого является обязательным основанием для корректировки стоимости услуг по подключению путем заключения сторонами Договора дополнительного соглашения. Данное положение прямо закреплено в пункте 110 Правил № 1314.
Даже в связи не подписанием ответчицей дополнительного соглашения, окончательный размер платы за технологическое присоединение по Договору о подключении от 08 апреля 2016 года №ТП:КРТ-14/16, является установленным в силу издания Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 июня 2018 года.
В этой связи являются также несостоятельными ссылки заявителя на (предположительно) обременительные условия договора (статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации) по мотиву возможности несправедливого увеличения стоимости услуг за подключение. Обязательной предпосылкой применения статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации является то, что присоединяющаяся к договору сторона не имела возможности повлиять на содержание договора, однако в соответствии с вышеприведенной аргументацией размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения не зависит от волеизъявления сторон договора о подключении.
В апелляционной жалобе ФИО4 ссылается на то, что изначально при заключении договора от 8 апреля 2016 года обществом не указывалось на возможность увеличения цены, поэтому она была поставлена перед фактом оплаты в большем, обременительном для нее размере.
Однако данные доводы являются несостоятельными и подлежат отклонению в силу следующего.
Как следует из пункта 4.2. договора от 08 апреля 2016 года №ТП:КРТ-14/16, исходя буквального значения содержащихся в нем слов и выражений (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), размер платы за подключение (технологическое присоединение) может быть изменен в сторону увеличения или уменьшения, в случае если в результате проектных работ изменятся технические параметры создаваемого объекта.
Поэтому, подписывая договор от 8 апреля 2016 года, ФИО4 не могла не знать о наличии такой возможности.
Ссылка ответчицы на протокол разногласий отклоняется, поскольку ее несогласие с возможностью увеличения размеры платы за подключение, было урегулировано, договор подписан сторонами с учетом возможности изменения стоимости работ.
Более того, возможность корректировки размеры платы за подключение предусмотрена действующим законодательством, а именно пунктом 87 Правил № 1314, которыми устанавливаются обязательные для сторон правила, что исходя из соотношения договора и закона (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает обязательность исполнения сторонами договора требований, предусмотренных указанными правилами. В этой связи независимо от наличия в договоре ссылок на возможность корректировки платы за подключение (возможность изменения предварительно согласованной цены), такая возможность имела место быть независимо от воли сторон в силу императивности нормы, закрепившей такую возможность.
Доводы жалобы о том, что истцом выполнены не предусмотренные и несогласованные с нею работы, не состоятельны, поскольку о необходимости прокладки газопровода методом горизонтальнонаправленного бурения ФИО1 была уведомлена 15 марта 2017 года (л.д. 27), остальные работы были согласованы сторонами при заключении договора.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
Решение Брединского районного суда Челябинской области от 04 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи