ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-6633/19 от 27.06.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-6633/2019 Судья Максимов А.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 27 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Шушкевич О.В., Андрусенко И.Д.

при секретаре Уржумцевой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 05 марта 2019 года по иску Бадыкова Михаила Рашидовича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области Носковой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Бадыкова М.Р. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бадыков М.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее УСЗН Златоустовского городского округа), с учетом уточнений, о признании решения об отказе в предоставлении жилищной субсидии незаконным, возложении обязанности установить жилищную субсидию в размере фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с января 2019 года по апрель 2019 года, но не более 14 690 руб. 37 коп. в месяц, за ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года в размере 14 690 руб. 37 коп. в месяц (л.д. 37, 83).

В обоснование заявленных требований указал, что на его иждивении находится четверо несовершеннолетних детей. Ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Челябинская область, <данные изъяты>. В начале октября 2018 года он обратился в УСЗН Златоустовского городского округа с заявлением о предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив справки о доходах за предыдущие 6 месяцев - с апреля по октябрь 2018 года в совокупном размере 95 465 руб. 74 коп. 23 ноября 2018 года ему было отказано в получении субсидии на том основании, что совокупный месячный доход семьи составляет 95 465 руб. 74 коп. Однако данная информация неверна, так как указанный доход является доходом семьи за 6 месяцев., его среднемесячный доход составляет 15 792 руб. 06 коп., среднемесячный доход его супруги - 475 руб. 61 коп., в связи с чем размер субсидии должен составлять 14 690 руб. 37 коп.

Определением Златоустовского городского суда от 14 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бадыкова Е.И. (л.д.73, оборот).

Истец Бадыков М.Р. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика УСЗН Златоустовского городского округа Носкова М.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Третье лицо Бадыкова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменных пояснениях исковые требования поддержала.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал незаконным распоряжение УСЗН Златоустовского городского округа от 29 октября 2018 года № 17 об отказе в назначении Бадыкову М.Р. субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязал УСЗН Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление Бадыкова М.Р. от 15 октября 2018 года о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (твердого топлива) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В удовлетворении требований о возложении на УСЗН Златоустовского городского округа обязанности по установлению жилищной субсидии в размере 14 690 руб. 37 коп. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказал.

В апелляционной жалобе УСЗН Златоустовского городского округа просит решение суда отменить ввиду его незаконности. Указывает на то, что в соответствии с п. 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2016 года № 1037/пр/857 (далее Правила предоставления субсидий), сумма дохода Бадыкова М.Р. за один месяц подлежит делению на один месяц, а не на шесть месяцев, поскольку в расчетном периоде истец имел доход лишь в одном месяце, таким образом, среднемесячный доход истца составляет 94 752 руб. 33 коп. Среднемесячный доход супруги Бадыковой Е.И. составляет 713 руб. 42 коп. исходя из полученных от Центра занятости денежных сумм за 4 месяца. Среднемесячный совокупный доход семьи составляет 95 465 руб. 74 коп., среднедушевой доход - 15 910 руб. 95 коп., с учетом которого истец не имеет права на получение субсидии.

В возражениях на апелляционную жалобу Бадыков М.Р. указывает на то, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи рассчитывается путем деления суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число месяцев расчетного периода. На основании указанного закона его семья является малоимущей и ей требуется социальная поддержка. Полагает, что методика определения среднедушевого дохода семьи по постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не может быть иной, кроме того, п. 37 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что среднемесячный доход каждого члена семьи определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы; п. 32 данных Правил также предусмотрено, что совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Предлагаемый ответчиком подход ведет к нарушению Конституции Российской Федерации, норм Жилищного кодекса Российской Федерации, противоречит логике, системности законодательства, здравому смыслу.

В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Бадыкова Е.И. указывает на несостоятельность доводов ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо Бадыкова Е.И. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явились, просила о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п. 20 Правил предоставления субсидий).

В соответствии с разделом 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст.ст. 6 – 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Среднемесячный доход каждого члена семьи определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п. 37).

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи (п. 38).

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п. 39).

Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с п.п. 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с п. 18 настоящих Правил (л.д. 40).

Из материалов дела следует, что Бадыков М.Р. и Бадыкова Е.И. с 24 ноября 2006 года состоят в браке, имеют четверых несовершеннолетних детей: ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-20).

Бадыкову Р.М. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Челябинская область, г. <адрес>, в которой он проживает совместно с Бадыковой Е.И. и несовершеннолетними детьми (л.д. 12-15, 148).

В период с 01 декабря 2017 года по 30 апреля 2018 года Бадыков Р.М. работал в ООО «Завод Монолит» в должности <данные изъяты> по правовым вопросам, уволен по соглашению сторон (л.д. 71).

Согласно справке ООО «Завод Монолит» от 10 октября 2018 года доход Бадыкова М.Р. за апрель 2018 года составил 94 782 руб. 33 коп. (л.д. 9).

Согласно справке конкурсного управляющего от 04 марта 2019 года на момент увольнения задолженность ООО «Завод Монолит» перед Бадыковым М.Р. составляла 546 259 руб. 41 коп., в связи с отсутствием денежных средств на счетах предприятия денежные средства Бадыкову М.Р. не выплачены (л.д. 80).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13 марта 2018 года в отношении ООО «Завод «Монолит» введена процедура банкротства, конкурсным управляющим утвержден Золотухин И.А. (л.д. 205-211).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2019 года производство по делу о банкротстве ООО «Завод Монолит» в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, прекращено (л.д. 205-211).

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2019 года постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2019 года оставлено без изменения (л.д. 244-252).

Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что в период работы в ООО «Завод Монолит» фактически заработная плата ему не выплачивалась, в настоящее время исполнительный орган ООО «Завод Монолит» не определен, задолженность по заработной плате не выплачена.

Бадыкова Е.И. с 15 января 2018 года трудовую деятельность не осуществляет, с 09 января 2018 года зарегистрирована в ОКУ Центр занятости населения г. Златоуста, ее доход за период с 01 апреля 2018 года по 30 сентября 2018 года составил 2 853 руб. 67 коп. (л.д. 26, 146-147, 152).

15 октября 2018 года Бадыков М.Р. обратился в УСЗН Златоустовского городского округа с заявлением о назначении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (л.д. 149).

Распоряжением УСЗН Златоустовского городского округа от 29 октября 2018 года № 17 Бадыкову М.Р. в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказано (л.д. 155).

Из расчета размера субсидии и уведомления об отказе в назначении субсидии следует, что совокупный доход семьи Бадыкова М.Р. составляет 95 465 руб. 74 коп. в месяц (л.д. 154).

При этом, как следует из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции, среднемесячный доход Бадыкова Р.М. определен путем деления заработной платы за апрель 2018 года (94 752 руб. 33 коп.) на один месяц, в течение которого у Бадыкова М.Р. имелся доход, доход супруги Бадыковой Е.И. за апрель-июль 2018 года (2 853 руб. 67 коп.) определен путем деления на четыре месяца.

Разрешая спор и признавая незаконным распоряжение УСЗН Златоустовского городского округа от 29 октября 2018 года № 17 об отказе Бадыкову М.Р. в назначении субсидии, суд первой инстанции, проанализировав положения ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 32, 37 и 40 Правил предоставления субсидий, учитывая положения ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что произведенный ответчиком расчет среднемесячного дохода истца является неправильным, нарушает его права на получение мер социальной поддержки, среднемесячный доход должен определяться исходя из числа месяцев расчетного периода, а не из числа месяцев, в которых был получен доход.

Приходя к указанным выводам, суд исходил из того, что исчисление среднемесячного размера дохода является необходимым для определения среднеарифметического значения разных сумм доходов членов семьи в расчетном периоде, которым является шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением субсидии, а потому при определении среднемесячного дохода семьи Бадыкова Р.М. общая сумма дохода за период с апреля 2018 года по октябрь 2018 года должна делиться на шесть месяцев.

Поскольку в расчетном периоде Бадыков Р.М. имел доход только в апреле 2018 года, а его супруга в расчетном периоде имела доход в течение четырех месяцев, суд первой инстанции, применив математическую формулу: среднемесячный доход семьи равен сумме доходов, полученных членами семьи в течение расчетного периода, деленной на количество месяцев расчетного периода, установил, что среднемесячный совокупный доход семьи Бадыкова Р.М. составляет 16 267 руб. 67 коп., что дает истцу право на поучение субсидии с учетом региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными и с ними соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма дохода Бадыкова М.Р. за один месяц подлежит делению на один месяц, а не на шесть месяцев, среднемесячный доход супруги Бадыковой Е.И. должен учитываться за четыре месяца, среднемесячный совокупный доход семьи составляет 95 465 руб. 74 коп., среднедушевой доход - 15 910 руб. 95 коп., с учетом которого истец не имеет права на получение субсидии, подлежат отклонению, поскольку применяемый ответчиком порядок расчета фактически означает, что доход Бадыкова Р.М. за расчетный период составлял 568 513 руб. 98 коп. (94 752 руб. 33 коп. х 6 мес.), что не соответствует обстоятельствам дела и приводит к искажению положений действующего законодательства социального государства и нарушению прав граждан на получение мер социальной поддержки.

Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Бадыкову М.Р. в назначении субсидии, принимая во внимание, что фактически размер субсидии истцу не определялся, суд правильно возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 05 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи