ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-6860/19 от 13.06.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-6860/2019 Судья Магденко А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 13 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Шушкевич О.В., Андрусенко И.Д.

при секретаре Богдан О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2019 года по иску ФИО1 к Министерству социальных отношений Челябинской области, Ленинскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области), Ленинскому Управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска (далее Ленинское УСЗН администрации г. Челябинска) о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», выдать удостоверение установленного образца, а также взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование иска указал, что в июле 2018 года обратился к ответчикам с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», поскольку достиг пенсионного возврата и в период прохождения военной службы был награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии». Решением МСО Челябинской области от 18 октября 2018 года № 10-7248-З ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку он не располагает наградным документом – удостоверением к знаку «Отличник Советской Армии», запись в военном билете о награждении нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» не подтверждает право на присвоение звания «Ветеран труда». Также указано на то, что почетная грамота Центрального комитета ЛКСМ Казахстана от 19 декабря 1984 года к числу ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», не относится.

Истец ФИО1 и его представитель Алмазный С.Н. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МСО Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме (л.д. 32-34).

Представитель ответчика Ленинского УСЗН администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия (л.д. 27).

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Указывает на то, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» учрежден приказом Министра обороны СССР для поощрения военнослужащих за успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, следовательно, он относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». При этом право награждения имеют командиры полков, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, имеющие право издавать приказы. Полагает, что почетная грамота от имени Центрального комитета ЛКСМ Казахстана за активное участие в коммунистическом воспитании молодежи от 19 декабря 1984 года также должна быть учтена при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия», а нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Представители ответчиков МСО Челябинской области, Ленинского УСЗН администрации г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что ФИО1 со 02 августа 2018 года является получателем страховой пенсии по старости, страховой стаж составляет 35 лет 10 месяцев 05 дней (л.д. 15, 38).

В период с 19 апреля 1983 года по 30 мая 1985 года ФИО1 проходил действительную военную службу, в том числе с мая 1983 года по май 1985 года в войсковой части 32397 в должности <данные изъяты>. Приказом командира войсковой части 32397 от 24 апреля 1985 года приказ № ФИО1 награжден нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» (л.д. 12-14, 28).

19 декабря 1984 года ФИО1 награжден почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана за активное участие в коммунистическом воспитании молодежи, достигнутые успехи в боевой и политической подготовке в честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (л.д. 16).

09 июля 2018 года ФИО1 обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Письмом МСО Челябинской области № 10-7248-3 от 18 октября 2018 года истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 10).

Из указанного письма следует, что право на присвоение звания «Ветеран труда» дают только ведомственные знаки отличия, решение о награждении которыми принято на федеральном уровне (руководителем органа государственной власти). Сведения об органе, принявшем решение о награждении, содержатся в наградном документе либо в распорядительном документе о награждении, которые не представлены. Военный билет к числу документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания «Ветеран труда», не относится, запись о награждении нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» в соответствии с приказом командира воинской части 52605 приказ № от 24 апреля 1985 года носит информационный характер. Из смысла представленных документов следует, что право награждения военнослужащих знаком «Отличник Советской Армии», утвержденным приказом Министерства обороны СССР от 17 апреля1957 года № 67, было делегировано командирам войсковых частей. Архивная справка Центрального архива Минобороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года сведений, подтверждающих факт награждения знаком «Отличник Советской армии», не содержит. Имеющаяся почетная грамота Центрального комитета ЛКСМ Казахстана от 19 декабря 1984 года к числу ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», не относится, поскольку присвоение звания «Ветеран труда» на основании наград, выданных по решению руководства учреждений, предприятий, а также профсоюзных и партийных (комсомольских) организаций, не предусмотрено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» является знаком отличия в службе, а не знаком отличия в труде за длительный и безупречный труд, данным нагрудным знаком истец был награжден командиром войсковой части, что не позволяет отнести его к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда»; почетная грамота ЦК ЛКСМ Казахстана выдана общественной организацией, а не органами государственной власти и управления, ведомствами СССР и РСФСР, а потому не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а в соответствии со ст. 22 данного закона - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Челябинской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» установлен Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области № 111 от 20 апреля 2006 года (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения (в редакции постановления Губернатора Челябинской области № 173 от 29 июня 2016 года) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В соответствии с п. 4-1 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.

Исходя из указанных положений одним из оснований для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие ордена, медали или почетного звания СССР или Российской Федерации, грамоты или благодарности Президента Российской Федерации либо награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято определенными органами.

В соответствии с Положением «О нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил», утвержденным приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года № 67, награждение нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» предусмотрено для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР.

Нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» награждаются, в том числе солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, нагрудный знак «Отличник Советской Армии» присваивается не за заслуги и достижения в труде, а является видом поощрения за добросовестное выполнение воинских обязанностей в период прохождения срочной или сверхсрочной военной службы, в связи с чем не может расцениваться как ведомственный знак отличия в труде.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии» учрежден приказом Министра обороны СССР для поощрения военнослужащих за успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, следовательно, он относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являются несостоятельными.

В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 года № 30 «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации», и утратившего силу 29 января 2018 года, ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Положение о нагрудном знаке «Отличник Советской Армии» не содержит сведений о том, что данный нагрудный знак является ведомственным знаком отличия.

Кроме того, как было указано выше, для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие не только ведомственного знака отличия, но и наличие трудового (страхового) стажа не менее 25 лет для мужчин, а также стажа работы в определенной отрасли, что также свидетельствует о том, что нагрудный знак «Отличник Советской Армии», которым истец был награжден в период прохождения срочной службы, не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для признания ведомственной наградой почетной грамоты ЦК ЛКСМ Казахстана, суд первой инстанции руководствовался Уставом ВЛКСМ, в соответствии с которым, ВЛКСМ - это самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи. В качестве моральных стимулов и поощрений комсомольские комитеты использовали, в том числе, награждение знаками ВЛКСМ, другими наградами комсомола (п. 24 Устава). Награждение производилось ЦК ВЛКСМ по представлению обкомов, крайкомов комсомола, ЦК ВЛКСМ союзных республик.

Таким образом, нагрудный знак «Отличник Советской Армии» и почетная грамота ЦК ЛКСМ Казахстана не относятся к тем наградам, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда» и не могут расцениваться как основание для присвоения такого звания, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы жалобы о том, что почетная грамота от имени Центрального комитета ЛКСМ Казахстана за активное участие в коммунистическом воспитании молодежи от 19 декабря 1984 года также должна быть учтена при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия», а нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, являются несостоятельными.

Как было указано выше, в силу закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи