ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-6/14 от 26.02.2014 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2014 г. г.Прохладный, КБР

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующей Бетрозовой Н.В.,

при секретаре Гордийченко Ю.А.,

с участием:

-представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 - ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика Министерства труда и социального развития по КБР - ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика ОАО «Прохладный теплоэнерго» - ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 - ФИО4 на решение мирового судьи судебного участка №1 Прохладненского района от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР о внесении изменений в лицевой счет, возврате излишне уплаченной суммы за отопление и компенсации морального вреда, которым постановлено:

«иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР о внесении изменений в лицевой счет, возврате излишне уплаченной суммы за отопление и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

У СТ А Н О В И Л:

ФИО1 через своего представителя ФИО4 обратилась к мировому судье судебного участка №1 Прохладненского района, КБР с иском к ответчикам - ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР о защите прав потребителей, в котором просила обязать ОАО «Прохладный теплоэнерго» внести изменения в лицевой счет , исключив из начислений необоснованно начисленную сумму в размере 25 300,20 руб., взыскав с ответчика в пользу ФИО1 неосновательно полученную сумму в размере 22475,08 руб. а также сумму в размере 20000 руб. в качестве компенсации морального вреда, сумму в размере 10000 руб., затраченную на услуги представителя.

ФИО2 через своего представителя ФИО4 обратилась с аналогичным иском к ответчикам - ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР к мировому судье судебного участка №1 Прохладненского района, КБР ДД.ММ.ГГГГ., в котором просила обязать ОАО «Прохладный теплоэнерго» внести изменения в лицевой счет, исключив из начислений необоснованно начисленную сумму в размере 20476,80 руб., взыскав с ответчика в пользу ФИО2 неосновательно полученную сумму в размере 20 371,50руб. а также сумму в размере 20000 руб. в качестве компенсации морального вреда, сумму в размере 10000 руб., затраченную на услуги представителя.

ФИО3 через своего представителя ФИО4 обратилась с исковыми требованиями к ответчикам - ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР к мировому судье судебного участка №1 Прохладненского района, КБР, в котором просила обязать ОАО «Прохладный теплоэнерго» внести изменения в лицевой счет , исключив из начислений необоснованно начисленную сумму в размере 19 658, 88 руб., взыскав с ответчика в пользу ФИО3 20 610,03 руб. а также сумму в размере 20000 руб. в качестве компенсации морального вреда, сумму в размере 10000 руб., затраченную на услуги представителя.

Исковые требования были мотивированы тем, что истцы, проживая в жилых помещениях, расположенных в сельской местности, централизованно отапливаемых ОАО «Прохладный теплоэнерго», являясь педагогическими работниками, в соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Федерального закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» имели право на льготы, в том числе и по оплате предоставляемых ОАО «Прохладный теплоэнерго» услуг. Между тем, им, на общих основаниях в период с 01.01.2007по 30.06.2010г. начислялись и от них принимались платежи.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Прохладненского района, КБР от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанные гражданские дела , , по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР о внесении изменений в лицевой счет, возврате излишне уплаченной суммы за отопление и компенсации морального вреда были объединены в одно производство с присвоением .

Мировым судьей судебного участка №1 Прохладненского района, КБР от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением, вынесенным мировым судьей, посчитав его незаконным и необоснованным, представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3- ФИО4, подала апелляционную жалобу, в обоснование которой указала, что судом первой инстанции при принятии решения были нарушены нормы материального права, а также установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, не были доказаны. Так, указывая на отсутствие заявления истцов о предоставлении льготы, мировым судьей не было установлено, каким нормативным актом предусмотрен заявительный характер на получение соответствующих льгот. Обязанность же по подаче заявления, возложенная на льготников Постановлением Правительства КБО -ПП от ДД.ММ.ГГГГ., была реализована истцами с ДД.ММ.ГГГГ. Также, судом не принято во внимание, что Постановление Правительства КБР -ПП от ДД.ММ.ГГГГ. не имеет отношения к педагогическим работникам.

Указывая, что предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам федеральным законодательством до принятия ФЗ №439-ФЗ от 29.12.2010г. было сохранено, а субъектам РФ было лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки для указанной категории в лице организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, представитель истцов полагает, что ОАО «Прохладный теплоэнерго» имеет возможность право требования в регрессном порядке возмещения затрат на предоставление истцам льгот в виде бесплатного отопления, но не может требовать с истцов оплаты стоимости поданного тепла, использованного им на отопление своего жилья, в силу чего обязательство уплаты стоимости тепловой энергии в силу ст.309 ГК РФ у истцов в спорный период отсутствовали. В связи с изложенным, просит решение мирового судьи судебного участка №1 Прохладненского района, КБР от ДД.ММ.ГГГГ. отменить и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ОАО «Прохладный теплоэнерго» ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, так как доводы, изложенные в ней необоснованны.

Так, в соответствии с абз.3 п.5 ст.55 ФЗ №3266-1 «Об образовании» педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, размер условия и порядок возмещения расходов по которым устанавливается законодательными актами субъектами Российской Федерации. В КБР порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг был утвержден Постановлением Правительства КБР №354-ПП от 25.12.2004г., согласно п.2 которого расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, учтенным в федеральном регистре финансируются за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций, а гражданам, учтенным в республиканском регистре – за счет республиканского бюджета КБР, предусмотренных на текущий финансовый год. В соответствии с п.8 Постановления учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществляется Департаментом труда и социального развития администраций городов и районов республики, Министерством труда и социального развития КБР. При этом подтверждение прав на получение льгот основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. С ДД.ММ.ГГГГ. вступило Постановление Правительства №122-ПП, согласно п.13 которого ежемесячная денежная компенсация назначается по месту регистрации (постоянного жительства) педагогического работника с первого числа месяца, в котором заявитель предоставил документы, указанные в п.9 постановления, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, истица имела возможность получить компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ написав заявление в Департамент труда и социального развития КБР. Поскольку ФИО7 до вступления в силу вышеуказанного Постановления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о предоставлении льгот, определенных ФЗ №3266-1 «Об образовании» и Постановлением Правительства КБР №354-ПП от 25.12.2004г. в ОАО «Прохладный теплоэнерго» не обращалась, вопрос о возможности предоставления ей соответствующих льгот решиться не мог. При этом истцам было известно о начислениях, выставляемых ОАО «Прохладный теплоэнерго» за потребленную тепловую энергию, которые они оплачивали на протяжении всего периода, тем самым соглашаясь с ними. Кроме того, считает, что в срок исковой давности по заявленным требованиям истек ДД.ММ.ГГГГ., так как истцы в обозначенный в исковых заявлениях период, в судебные органы за защитой своих прав не обращались. На основании изложенного, считает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела были установлены судом правильно, доводы, указанные в основании апелляционной жалобы являлись предметом проверки в суде первой инстанции, с которыми суд обоснованно не согласился, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.

В судебном заседании представитель истцов - ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.

Представители ответчиков ОАО «Прохладный теплоэнерго» - ФИО6 и Министерства труда и социального развития по КБР - ФИО5 просили решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов ФИО4, представителя ОАО «Прохладный теплоэнерго» - ФИО6, представителя ответчика Министерства труда и социального развития по КБР - ФИО5, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с Конституцией РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. «е», «ж» ч.1 ст.72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.2 и 5 ст.76).

На основании абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11.01.2011г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что в силу п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» ФИО1, ФИО2, ФИО3 имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, и с учетом того, что являются педагогическими работниками образовательного учреждения, проживающих в сельской местности.

Федеральным законом от 29.12.2010г. №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании». В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» исключены. Второе предложение изложено в следующей редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». Пункт 5 статьи 55 Закона дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».

Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004г. №354-ПП было утверждено «Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг» (Утратило силу с 06.02.2009г. в связи с изданием Постановления Правительства КБР от 06.02.2009г. № 14-ПП).

Положение устанавливало порядок финансирования расходов предприятий и организаций, предоставляющих гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами.

Расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, учтенным в федеральном регистре, финансировались за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций, а гражданам, учтенным в республиканском регистре, - за счет средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных на текущий финансовый год.

Предоставление субсидий и субвенций осуществляло Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на текущий финансовый год и объемов финансирования, фактически выделяемых федеральным бюджетом. Возмещение предприятиям и организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам республики льгот, производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на основании информации о предоставленных льготах.

Перечень предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая топливно-энергетический комплекс), являющихся получателями этих средств, определялся в установленном порядке Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществлялся департаментами труда и социального развития администраций городов и районов республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Подтверждение прав на получение льгот было основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. На основании заявлений граждан о подтверждении права на льготы при получении услуг жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и департаменты труда и социального развития городов и районов вели банк данных жителей республики, имеющих право на льготы в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Постановлением Правительства КБР от 06.02.2009г. №14-ПП (ред. от 30.06.2010г.) утвержден «Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике»

Как и прежде, право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) основано на заявительном характере с момента обращения гражданина, с предоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве получателя льгот. Регистрация осуществляется Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и территориальными управлениями труда и социального развития по муниципальным районам и городским округам.

Приказом Министерством труда и социального развития КБР от 20.12.2007г. №180-П утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению (исполнению) государственной услуги (функции) «Учет граждан, имеющих право на льготы, и осуществление возмещения предприятиями и организациями выпадающих доходов за оказанные услуги».

Согласно Административному регламенту, исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с перечисленными в нем нормативными актами, в том числе Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года № 57-РЗ «О государственной социальной поддержке отдельной категории граждан в КБР».

Для регистрации в качестве получателя льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг заявитель обращается в Территориальное управление по месту жительства с подлинниками необходимых документов. Копии документов, заверенные соответствующим образом, могут направляться по почте (п.2.2.3).

Финансирование мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам льготных категорий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год (п.2.2.6).

Юридическим основанием для регистрации гражданина и внесения его в Республиканскую базу данных является наличие удостоверения или иных документов соответствующей льготной категории, дающих право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, принимая во внимание, что предоставление указанных льгот носит заявительный характер, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что право на льготы у ФИО1, ФИО2, ФИО3 могло возникнуть после их обращения в соответствующие организации с заявлениями о желании воспользоваться этими льготами и мерами социальной поддержки и только после подтверждения своего права на эти льготы и меры социальной поддержки путем предоставления необходимых документов.

В ходе рассмотрения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 мировым судьей было установлено, что истцы не воспользовалась своим правом на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку право на получение льгот основано на заявительном характере.

В связи с чем, разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводам о том, что заявленные ФИО1, ФИО2, ФИО3 требования о внесении изменений в лицевой счет, возврате излишне уплаченной суммы за отопление и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению и обоснованно отказал в удовлетворении этих требований за их необоснованностью.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение мирового судьи судебного участка №1 Прохладненского района от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «Прохладный теплоэнерго» и Министерству труда и социального развития по КБР о внесении изменений в лицевой счет, возврате излишне уплаченной суммы за отопление и компенсации морального вреда, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья Прохладненского

районного суда КБР Н.В.Бетрозова