ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-75/2022 от 29.07.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД 57MS0(номер обезличен)-19

производство (номер обезличен)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2022 г. город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего, судьи Щербакова А.В.,

при секретаре Харитоновой А.Ю.,

с участием: представителя ответчика Глущенко Ю.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Коржавых Галине Анатольевне о взыскании задолженности по оплате задолженности за коммунальную услугу по апелляционной жалобе представителя истца Глущенко Юрия Ивановича на решение мирового судьи судебного участка №-(адрес обезличен) от (дата обезличена), которым постановлено:

«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Коржавых Галине Анатольевне о взыскании задолженности по оплате задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами», удовлетворить.

Взыскать с Коржавых Галины Анатольевны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период сентября 2019 года по апрель 2021 года в размере 1857 руб. 63 коп., государственную пошлину 400 руб., а всего 2257 (две тысячи двести пятьдесят семь) руб. 63 (шестьдесят три) коп.»

Выслушав заявителя апелляционной жалобы представителя ответчика Глущенко Ю.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») обратилось к мировому судье с иском к Коржавых Г.А., заявив теребования о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее – ТКО).

В обоснование иска истец указал, что ответчик является стороной по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который является публичным и был опубликован в официальном печатном издании региона - газете «Орловская правда» (дата обезличена). У Коржавых Г.А. имеется задолженность по оплате оказываемой услуги, в связи с чем, с учетом сделанных при разрешении спора уточнений, просил взыскать с ответчика задолженность за период с сентября 2019 г. по апрель 2021 г. в сумме 1857 руб., государственную пошлину 400 руб.

Мировым судьей спор был разрешен, постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением мирового судьи, представитель ответчика Коржавых Г.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил суд апелляционной инстанции решение мирового судьи отменить, вынести по спору новое решение об отказе истцу в иске.

В обоснование жалобы заявитель указал, что согласно пункту 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг (номер обезличен), «при предоставлении в расчётном периоде в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Истец не предоставил доказательств предоставления услуги по обращению с ТКО Коржавых Г.А. за спорный период, притом, что ответчик возражала против заявленных требований по причине неоказания данной услуги за спорный период полностью.

Услуга начала оказываться в конце марта 2021 г. На (адрес обезличен) не были оборудованы площадки и не размещены контейнеры для сбора ТКО для жителей частного сектора, оператор по сбору и обработке ТКО не сообщил жителям частного сектора, в том числе и мне, о наличии таких площадок, а также о размещённых на этих площадках контейнеров по сбору ТКО.

В договоре на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено Приложение в котором указывается для каждого потребителя место сбора ТКО. Форма этого договора с приложением утверждена Постановлением Правительства РФ (номер обезличен) от (дата обезличена). Истец не представил никаких пояснений по какой причине такое приложение не направлялось потребителям, т.к. в судебное заседание представитель истца не являлся. В связи с постоянной неявкой истца исковое заявление дважды оставалось без рассмотрения. Данное обстоятельство судом не исследовалось, не установлено судом было и то, осведомлен ли потребитель о месте сбора ТКО. Представителем ответчика подавались ходатайства об истребовании доказательств, подтверждающих вывоз мусора с (адрес обезличен), однако, ни один истребуемый документ в суд не был предоставлен, те, что имеются в материалах дела не отвечают предусмотренным законами, а также не содержат информацию требуемую судом.

Заявитель жалобы, представитель ответчика по доверенности Глущенко Ю.И. в суде доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав заявителя жалобы, проверив законность решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В силу положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которых входит обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (часть 4 статьи 153 ЖК РФ).

В силу положений частей 1 и 9 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от (дата обезличена) №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон от (дата обезличена) №89-ФЗ), пунктом 1 статьи 24.7 которого закреплено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Пунктом 8(17) раздела 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен)» (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ответчик Коржавых Г.А. с (дата обезличена) зарегистрирована по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: (адрес обезличен), являясь с (дата обезличена) собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.

Функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Орловской области исполняет ООО «УК «Зеленая роща» на основании Соглашения (номер обезличен)-Д/18 от (дата обезличена), заключенного между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «УК «Зеленая роща», сроком на 10 лет.

(дата обезличена) в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области - ООО «УК «Зеленая роща» опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Указанным договором определено, что региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги ООО «УК «Зеленая роща» по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Орловской области от (дата обезличена)(номер обезличен) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, составляющие для одного проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, 2,5 куб.м/год.

Приказами управления по тарифам и ценовой политике Орловской области устанавливался единый предельный тариф для населения на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области:

(номер обезличен)-т от (дата обезличена) на 2019 год - 469,42 руб. за куб.м.;

(номер обезличен)-т от (дата обезличена) с (дата обезличена) по (дата обезличена) - 436,35 руб. за куб.м., с (дата обезличена) по (дата обезличена) - 442,09 руб. за куб.м.

Соответственно, у ответчика возникла обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2019 году в размере 97,8 руб. ежемесячно (2,5 куб.м. х 469,42 руб. : 4 мес.), в 2020 году за январь - июнь 2020 г. в размере 90,9 руб. ежемесячно (2,5 куб.м. х 436,35 руб. : 6 мес.), за июль 2020 г. - апрель 2021 г. в размере 92,10 руб. ежемесячно (2,5 куб.м. х 442,09 руб. : 10 мес.).

Общая сумма задолженности ответчика перед истцом составила 1857 руб., арифметическая правильность расчета в судебном заседании стороной ответчика не оспаривалась.

Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что в отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства (на полигон бытовых отходов, с периодичностью, установленной требованиями СНиП), а равно доказательств проживания ответчика в другом месте с оплатой спорной услуги по месту проживания, на него должна быть возложена обязанность по оплате оказанной истцом коммунальной услуги.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Коржавых Г.А. Глущенко Ю.И. основаны на недоказанности фактического оказания истцом услуги по обработке ТКО, непредоставления возможности их складирования, невозможности складирования отходов в контейнеры, расположенные у близлежащих многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. В тоже время создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств истца, в силу норм Федерального закона от (дата обезличена) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (действовавшего до (дата обезличена)) был установлены следующие виды сбора ТКО: сбор в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах; сбор в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерный сбор); сбор в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для их сбора емкости (бесконтейнерный сбор); раздельный сбор и иные способы сбора и накопления ТКО.

Согласно пункту 2.5. Постановления Правительства Орловской области от (дата обезличена) N 34 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области», накопление ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

1) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах многоквартирных домов (далее - МКД) (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы (мусоропроводов));

2) расположенные на контейнерных площадках контейнеры, бункеры, в том числе для раздельного накопления ТКО;

3) индивидуальные контейнеры, выкатные баки;

4) пакеты, мешки (бестарный способ).

Накопление крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

1) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

2) на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.

В соответствии с постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории (адрес обезличен)» для жителей (адрес обезличен) утверждены следующие места накопления ТКО: (адрес обезличен) - контейнерная площадка площадью 2,64 кв.м с установленными на ней 3 контейнерами для сбора ТКО объемом 0,8 куб.м, (адрес обезличен) - контейнерная площадка площадью 7,98 кв.м, с установленным на ней бункером для сбора ТКО объемом 8 куб.м., (адрес обезличен) (на территории ПГК «Луч») - контейнерная площадка площадью 4 кв.м с установленными на ней 4 контейнерами для сбора ТКО объемом 0,75 куб.м, место бестарного накопления ТКО на пересечении (адрес обезличен) и (адрес обезличен), место бестарного накопления ТКО на пересечении (адрес обезличен) и (адрес обезличен), место бестарного накопления ТКО на пересечении (адрес обезличен) и (адрес обезличен)а.

Таким образом, потребитель услуги вправе по своему выбору выбирать способ складирования ТКО – как путем помещения их в ближайшие контейнеры на контейнерных площадках, так и в местах бесконтейнерного сбора, что не является противоречием в решении мирового судьи и основанием для его изменения или отмены.

Доказательств непредоставления истцом коммунальной услуги, а равно предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, как это предусмотрено разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) суду представлено не было.

Из ответа ООО «Экоград» следует, что оно, как исполнитель услуги по транспортировке отходов, надлежащим образом исполняло условия заключенных договоров ЭА-ТКО-2019-15 от (дата обезличена), производило транспортирование ТКО согласно расположениям мест (площадок) накопления ТКО, осуществляло сбор и вывоз ТКО в соответствии с установленной договорами периодичностью вывоза.

Совокупность установленных судом обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что решение мирового судья является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика у суда апелляционной инстанции нет.

Руководствуясь статьями 327-330, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

определил:

апелляционную жалобу представителя истца Глущенко Юрия Ивановича на решение мирового судьи судебного участка №-(адрес обезличен) от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Коржавых Галине Анатольевне о взыскании задолженности по оплате задолженности за коммунальную услугу, оставить без удовлетворения, решение мирового судьи - без изменения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Настоящее определение может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Судья: