ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-78/18 от 11.12.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Мировой судья Абарникова Ю.В Дело № 11-78/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сидилевой Г.В.,

при секретаре Паршиковой Ю.А.,

с участием ответчика Ионина М.В., его представителя Толкачева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ионина М.В. на решение мирового судьи судебного участка № 1 г.Новотроицка Оренбургской Области от 25.07.2018 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» к Ионину М.В., Иониной А.Н., Савельевой А.М. о взыскании задолженности по оплате за установку общедомового прибора учета по холодному водоснабжению,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «УКХ» обратилось в суд с иском к Ионину М.В. о взыскании задолженности по оплате за установку общедомового прибора учета по холодному водоснабжению в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 г.Новотроицка Оренбургской области от 25 июля 2018 года исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» к Ионину М.В., Иониной А.Н., Савельевой А.М. о взыскании задолженности по оплате за установку общедомового прибора учета по холодному водоснабжению удовлетворены.

Не согласившись с решением мирового судьи, Ионин М.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение по делу, которым исковые требования ООО «УКХ» оставить без удовлетворения. Из апелляционной жалобы следует, что мировой судья не применил п.38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), не применил норму из Письма Минстроя России от 09 апреля 2014 года N 5792-МС/04, в которой содержится исключение в платежах, если расходы на ОДПУ включаются в тариф. Мировой судья ошибочно сделал вывод о том, что в тарифе взносов на капитальный ремонт не содержатся расходы на установку ОДПУ. Ошибочный вывод мирового судьи опровергается пунктом 6 ч.1 ст.18 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года № 1762/539-У-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области». Часть 1 ст.166 ЖК РФ содержит только примерный, но не исчерпывающий перечень работ при капремонте. Согласно ч.2 данной статьи, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ. Это согласуется областным законодательством и опровергает ошибочное утверждение мирового суда. Суд допустил ошибку, утверждая тождество между региональной программой, планом работ по капремонту, в перечень которых по каким-то причинам не входит установка ОДПУ, и тарифами, принятыми в Оренбургской области, в которые на основании областного закона эта установка входит. Мировой суд немотивированно не применил законодательств РФ о приватизации и защите прав потребителей.

Ионин М.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, просил решение мирового судьи отменить и принять новое решение по делу, которым исковые требования ООО «УКХ» оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Ионина М.В. - Толкачев В.В. просил решение мирового судьи отменить и принять новое решение по делу, которым исковые требования ООО «УКХ» оставить без удовлетворения, по доводам, указанным в апелляционной жалобе.

Ответчики Ионина А.Н., Савельева А.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель истца ООО «УКХ» в судебное заседание не явился о дне рассмотрения были извещены. Согласно отзыву на апелляционную жалобу, просят оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения был извещен.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования г.Новотроицка в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав Ионина М.В., его представителя Толкачева В.В. изучив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 158 Жилищного Кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Как установлено в судебном заседании мировым судьей и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права , выданному 20 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Ионин М.В. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <адрес>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права , выданному 20 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Ионина А.Н. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <адрес>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права , выданному 20 февраля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, Ионина А.М. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <адрес>

В соответствии ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Согласно ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Как установлено в судебном заседании мировым судьей и следует из материалов дела, согласно акту о приемке выполненных работ от 10.04.2015 года, в апреле 2015 года ООО «УКХ» в многоквартирном доме по адресу <адрес> был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения.

Данное обстоятельство подтверждается актом № 13/15 приемки законченного объекта капитального ремонта ООО «УКХ» - счетчика холодной воды МТК-25-N, актом допуска в эксплуатацию ООО «УКХ». Стоимость работ составила 25726 рублей 36 коп.

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что ООО «УКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.03.2006г., основные виды деятельности (на момент установки ОДПУ): управление эксплуатацией жилого фонда; распределение пара и воды (тепловой энергии); распределение воды для питьевых и промышленных нужд и т.д.

Пунктом 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..." ( предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абз. 2 пункта 38 указанных Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Из материалов дела следует, что в апреле 2015 года в адрес собственника <адрес> Ионина М.В. была выставлена квитанция на оплату услуг по установке ОДПУ по холодному водоснабжению в размере <данные изъяты>.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании мировым судьей и следует из материалов дела, доказательств того, что ответчиками Иониным М.В., Иониной А.Н., Савельевой А.М. была произведена оплата за установку ОДПУ пропорционально принадлежащих им доли в указанной квартире в размере, суду не было представлено.

Согласно письму Минстроя России от 09 апреля 2014 года N 5792-МС/04 «Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета следует, что «ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами - собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Частью 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в данном споре является ООО «УКХ», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил № 354).

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил № 491 внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входят в состав общего имущества.

В соответствии со ст. 18 ч.1 п.6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года № 1762/539-У-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», следует, что «Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, включает в себя:
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

Между тем, из письменного отзыва Фонда модернизации «Жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», имеющегося в материалах дела, следует. что Региональной программой «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 годах утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013г. № 1263 пп, в план работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенному по адресу <адрес>, выполнение работ по замене ОДПУ за ХВС не включено. До настоящего времени региональным оператором не проводились работы по установке нового ОДПУ за ХВС, в краткосрочные планы по реализации региональной программы по капитальному ремонту указанный вид работ не включался.

Исходя из изложенного, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что с ответчиков Ионина М.В., Иониной А.Н., Савельевой А.М. подлежит взысканию задолженность по оплате за установку общедомового прибора учета по холодному водоснабжению в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. соразмерно доли каждого в праве общей собственности в размере 2328,91 руб., равными долями в течение пяти лет с даты установки общедомового прибора учета.

Доводы апелляционнй жалобы о том, что мировой судья не применил п.38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), а также не применил норму из Письма Минстроя России от 09 апреля 2014 года N 5792-МС/04, в которой содержится исключение в платежах, если расходы на ОДПУ включаются в тариф, несостоятельны, поскольку мировым судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, дана верная оценка обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, проанализировав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи по данному гражданскому делу является законным и обоснованным.

В соответствии со ст.328 п.1 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения».

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 1 г.Новотроицка Оренбургской Области от 25 июля 2018 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» к Ионину М.В., Иониной А.Н., Савельевой А.М. о взыскании задолженности по оплате за установку общедомового прибора учета по холодному водоснабжению - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ионина М.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Новотроицкого

городского суда Г.В.Сидилева

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2018 года

Судья Г.В.Сидилева