ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-78/2021 от 01.04.2021 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

22MS0009-01-2020-003533-57

<данные изъяты> № 11-78/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 апреля 2021 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Этвеш К.Н.

при секретаре Герман Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черемисиной О.З. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.01.2021,

У С Т А Н О В И Л :

АО «ЭКО-Комплекс» обратилось к мировому судье с иском к Черемисиной О.З. о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2018 года по сентябрь 2020 года в размере 6 107,54 руб., пени в размере 551,09 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по дату фактического исполнения обязательства по правилам ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также почтовые расходы в размере 72 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что Черемисиной О.З. на праве собственности принадлежит жилой дом по ул. <адрес> С ноября 2014 года АО «ЭКО-Комплекс» оказывает ответчику услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО), с ДД.ММ.ГГГГ услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). АО «ЭКО-Комплекс» через «Систему Город» выставлял потребителям квитанции в электронной форме по услуге «Вывоз и утилизация ТБО», а с декабря 2018 года выставлял потребителям квитанции по услуге «обращение с ТКО». В нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не выполнил, в связи с чем образовалась задолженность в размере 6 107,54 руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.01.2021 исковые требования АО «ЭКО-Комплекс» к Черемисиной О.З. удовлетворены частично. Взысканы с Черемисиной О.З. в пользу АО «ЭКО-Комплекс» задолженность за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2018 года по сентябрь 2020 года в размере 6 107,54 руб., пени в размере 200 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб., почтовые расходы в размере 72 руб. Взысканы с Черемисиной О.З. в пользу АО «ЭКО-Комплекс» пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по правилам ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащие начислению с ДД.ММ.ГГГГ до дня фактического исполнения обязательства.

Не согласившись с вынесенным решением, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой в районный суд, в которой просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска АО «ЭКО-Комплекс».

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что исковые требования АО «ЭКО-Комплекс» являются незаконными. У ФИО1 отсутствует обязанность платить за коммунальные услуги. Весь жилищный фонд РФ отнесен к муниципальному и государственному, оплату должно производить государство. Ранее направляемые ей квитанции не являются платежным документом. Договор на вывоз мусора с АО «ЭКО-Комплекс» она не заключала, в связи с чем у нее отсутствует обязанность по оплате за вывоз твердых бытовых отходов.

В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенная, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель АО «ЭКО-Комплекс» ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1, полагая решение мирового судьи законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность вынесенного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, а в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ данный дом принадлежал ФИО1 на праве общей долевой (1/2) собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно финансовому лицевому счету, открытому на имя ФИО1, ответчица систематически с ноября 2014 года производила оплату услуг по вывозу ТБО в пользу АО «ЭКО-Комплекс», иногда допуская просрочки.

С августа 2018 года ответчица услуги по вывозу и утилизации ТБО / обращению с ТКО не оплачивала, последний платеж произведен ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 098,45 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Таким образом, довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что она, как гражданин, не обязана оплачивать коммунальные услуги, являются несостоятельными и во внимание судом не принимаются.

Кроме того, вопреки доводам ответчицы, в силу ч. 2 ст. 19 ЖК в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Более того, согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также закреплено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, транспорта, жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края и АО «ЭКО-Комплекс» по результатам проведенного конкурсного отбора подписано соглашение -ДО об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края по Барнаульской зоне, в соответствии с которым АО «ЭКО-Комплекс» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.п. 8(17), 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено АО «ЭКО-Комплекс» в газете «Алтайская правда» от 09.10.2018 № 188 и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До внесения изменений в законодательство и наделения АО «ЭКО-Комплекс» статусом регионального оператора по обращению с ТКО, АО «ЭКО-Комплекс» также оказывало услуги по сбору и вывозу ТБО.

Согласно протоколу совещания администрации г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ по организации вывоза твердых бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки г. Барнаула ОАО «ЭКО-Комплекс» рекомендовано безотлагательно приступить к оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки в районах г. Барнаула.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, по <адрес> в <адрес> организована бестарная система сбора отходов.

АО «ЭКО-Комплекс» (ранее - ОАО «ЭКО-Комплекс») оказывало ответчику услуги по вывозу и утилизации ТБО/ обращению с ТКО, что подтверждается сведениями ГЛОНАСС, путевыми листами, финансовым лицевым счетом.

При этом ответчик принимал данные услуги и оплачивал с 2014 года.

Доводы жалоба о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, поскольку письменный договор с АО «ЭКО-Комплекс» она не заключала, подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Пунктом 2 статьи 437 ГК РФ предусмотрено, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), также закреплено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Согласно п. 148(1) Правил №354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(1 1) настоящих Правил (п. 148 (21) Правил № 354)

В силу п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), документом, свидетельствующим о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, может быть и квитанция, и талон, и иной документ, содержащий все необходимые реквизиты.

Истцом выставлялись ответчику квитанции на оплату услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Согласно финансовому лицевому счету ответчица с ноября 2014 года оплачивала услуги АО «ЭКО-Комплекс», следовательно договор между сторонами был заключен в офертно-акцептной форме.

При таких обстоятельствах, исходя из положений закона, регулирующих спорные правоотношения, законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги именно с фактом заключения письменного договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7, 148 (1) Правил № 354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за услуги, фактически оказанные эксплуатирующей организацией собственникам жилых домов.

Каких-либо доказательств, опровергающих данные сведения или свидетельствующих о том, что по <адрес> в <адрес> АО «ЭКО-Комплекс» не осуществляло в спорный период сбор и вывоз отходов, стороной ответчика не представлено.

Довод ФИО1 о том, что поскольку квитанции не содержат обязательных реквизитов первичного учетного документа – подписи руководителя и печати, то они (квитанции) являются незаконными основан на неверном толковании действующих правовых норм.

Так, согласно п. 69 Правил № 354 в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

(пп. "г(1)" в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498)

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

(пп. "к(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Таким образом, наличие таких идентификаторов как подпись руководителя и печать организации на платежном документе не являются обязательными.

Довод ФИО1 о том, что Правила № 354 в законную силу не вступили не может быть принят во внимание, так как порядок вступления указанных Правил подробно расписан в п. 2 Постановления от 06.05.2011г № 354 «О предоставлении коммунальных слуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Остальные доводы ответчика во внимание судом не принимаются, поскольку не относятся к предмету рассматриваемого спора.

Расчет задолженности ответчиком не оспаривается.

Пени и судебные расходы взысканы мировым судьей в соответствии с положениями п. 14 ст. 155 ЖК РФ, ст. 333 ГК РФ, ст. 98 ГПК РФ.

При указанных обстоятельствах оснований к отмене обжалуемого решения мирового судьи не имеется.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

апелляционную жалобу ФИО1, на решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.01.2021 оставить без удовлетворения, обжалуемое решение – без изменения.

Судья К.Н. Этвеш