ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-7977/19 от 09.07.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-7977/2019 Судья Нуретдинова Н.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2019 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Жуковой Н.А., Швайдак Н.А.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 11 марта 2019 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Выслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, подержавших доводы апелляционной жалобы, относительно доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области (далее УПФР в Кунашакском районе Челябинской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 декабря 2018 года.

В обоснование иска указала, что проживает в поселке <адрес>, с 1997 года. 08 апреля 2000 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года ей была выдана справка серии Ч <данные изъяты> как лицу, проживающему в населенном пункте Муслюмово, подвергшемуся радиоактивному загрязнению. Справка 07 июня 2002 года заменена на удостоверение, подтверждающее, что она является проживающей в населенном пункте Муслюмово, подвергнувшемся загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет. 14 декабря 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, однако решением ответчика от 09 января 2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что поселок <адрес> не относится к населенным пунктам, где среднегодовая доза облучения составляет свыше 1 мЗв согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года № 430-р. Считает данное решение незаконным, так как переименование населенного пункта не может служить основанием для отказа в назначении страховой пенсии, из населенного пункта она не выезжала, проживает и работает в нем до настоящего времени.

В судебном заседании суда первой инстанции истец настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, по доводам, указанным в решении пенсионного органа.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 отказал.

Не согласившись с решением суда, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывает, что судом не применены положения пункта 4 части первой статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», согласно которым действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет свыше 1 мЗв.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов, законность и обоснованность решения суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Кунашакском районе Челябинской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Челябинского областного суда - www.chel-oblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, а доводы апелляционной жалобы истца заслуживающими внимания.

Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2).

Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ на граждан (пункт 4 статьи 1 указанного Федерального закона), проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), распространяются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанные в пункте 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение.

Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1144-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

В силу статьи 33 этого же Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 части 1 статьи 13 настоящего Закона), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Из материалов дела следует, что ФИО1, имеет статус лица, проживающего в населенном пункте Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ему предоставлено право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1144-1, что подтверждается удостоверением, выданным Администрацией Челябинской области 07 июня 2002 года (л.д. 12, 75).

14 декабря 2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 158-160, 161-162).

Решением УПФ в Кунашакском районе Челябинской области № 1171719/18 от 09 января 2019 года ей было отказано в установлении такой пенсии, в связи с отсутствием факта проживания в населенном пункте, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв, также ФИО1 прописана в пос. <адрес>. после 26 мая 1993 года (с 01 января 1998 года) (л.д. 8-9).

Из вышеназванного решения следует, что продолжительность страхового стажа истца составляет 25 лет 07 месяцев 08 дней, период проживания истца в поселке <адрес> с 01 января 1998 года по день обращения за пенсией ответчиком не учтен при определении права на пенсию по причине того, что населенный пункт с наименованием «поселок <адрес>» не предусмотрен распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года № 430-р.

Согласно справке серии Ч <данные изъяты> выданной главой Кунашакского района 08 апреля 2000 года ФИО1 проживает в населенном пункте с. Муслюмово Кунашакского района Челябинской области с 21 апреля 1997 года по настоящее время (л.д. 11).

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что в период с 14 апреля 1997 года по настоящее время она работает в школе № 96 на ст.Муслюмово, переименованное в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Муслюмово железнодорожной станции» (л.д. 14-16).

Согласно архивной справке № 914 от 17 декабря 2018 года, выданной администрацией Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, ФИО1 значится проживающей в пос. <адрес>. с 01 января 1998 года по настоящее время. Основанием выдачи справки явились похозяйственные книги (л.д. 10, 167).

В соответствии с постановлением Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года № 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области» наименование населенного пункта - станция Муслюмово Кунашакского района Челябинской области изменено на <адрес>, из чего следует, что данные населенные пункты являются одним и тем же населенным пунктом.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истец прибыла для проживания в населенный пункт Муслюмово, подвергшийся радиоактивному загрязнению - в п. <адрес>. после 26 мая 1993 года, в связи с этим гражданин, прибывший в населенный пункт, подвергшийся радиационному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв, и проживающий в нем по настоящее время, права на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста в силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» не имеет.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в статье 1 предусматривает категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, в частности в пункте 4 предусмотрены граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1мЗв, в пункте 7 предусмотрены граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1мЗв.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ гражданам, указанным в пункте 4 статьи 1 (проживающим на загрязненной территории) предоставляются меры социальной поддержки и гарантии, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение), а именно выплаты в возмещение вреда здоровью, дополнительные пособия и другие меры социальной поддержки, указанные в статьей 18 Чернобыльского закона (для лиц, проживающих на загрязненной территории с 26 апреля 1986 года); досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 33 Чернобыльского закона.

Таким образом, каких-либо ограничений Федеральный закон № 175-ФЗ от 26 ноября 1998 года для указанной категории граждан не содержит.

Статус, в частности истца ФИО1, как лица проживающего на загрязненной территории, подтвержден соответствующим удостоверением, которое не признано незаконным. При этом такое удостоверение было выдано истцу в 2002 году, то есть после того, как станция Муслюмово стала официально именоваться поселком <адрес> Из этого следует, что, выдавая удостоверение о праве на льготы в 2002 году, государство признало факт проживания истца на загрязненной от радиации территории.

Положения части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ, ограничивающие права на получение мер социальной поддержки, на которые ссылается суд первой инстанции, относятся к категории граждан, предусмотренных в пункте 7 статьи 1 указанного Закона, то есть на граждан, имеющих статус - добровольно выехавших.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец в период с апреля 1997 года по настоящее время проживает на загрязненной территории - в поселке <адрес>, при этом переименование станции Муслюмово в поселок <адрес> не повлекло изменения статуса населенного пункта, подвергнувшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения пенсионного возраста истца дополнительно на 5 лет, что дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 11 марта 2019 года отменить, принять новое решение.

Отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области № 1171719/18 от 09 января 2019 года об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 14 декабря 2018 года.

Председательствующий:

Судьи: