К№ 11-7/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Островское 14 ноября 2018 года
Островский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Громовой А.Н.,
с участием: заявителя Насибуллиной Л.Г.,
при секретаре Козыревой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Насибуллиной Л.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к Насибуллиной Л.Г. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ :
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» обратилась с иском в суд к Насибуллиной Л.Г. о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт. В обоснование своих доводов истец указал на то, что согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный
ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 169 ЖК РФ). Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случаев, установленных частями 5.1 статьи 170 ЖК РФ. В соответствии с п. 14.1. ст. 155 ЖК РФ собственники помещении в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт. Согласно ч. 4 ст. 4 ЗКО от 25.11.2013 года № 449-5-ЗКО (в редакции от 27.01.2016 г) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Костромской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитальною ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случаев, установленных частями 4.1, 4.2 настоящей статьи.
26 марта 2014 года Постановлением администрации Костромской области № 100-а была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы. Утвержденная Региональная программа была официально опубликована 31.03.2014 года. Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов, включенных в региональную программу, возникла ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом, расположенный по <адрес> находится на счете регионального оператора.
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> исполняет свои обязательства ненадлежащим образом, в связи с чем по данному объекту недвижимости образовалась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (без начислений за ДД.ММ.ГГГГ) задолженность по лицевому счету № составляет 14 702,28 рублей. До настоящего времени задолженность не погашена.
Решением мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. С Насибуллиной Л.Г. в пользу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14 702,28 рублей и государственная пошлина в бюджет Островского муниципального района в размере 588 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Насибуллина Л.Г. указывает, что решение мирового судьи незаконно, в связи с чем просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Жалобу мотивировала тем, что в Уставе Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» отсутствует право обращения данной организации в судебные инстанции с целью взыскания задолженности по ежемесячным взносам на капитальный ремонт. Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», Закон Костромской области № 499-5-ЗКО от 25.11.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», которыми руководствуется в своей деятельности НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», также не предусматривает право истца на взыскание задолженности по ежемесячным взносам на капитальный ремонт в судебном порядке, право начисления пени за несвоевременную или неполную оплату взносов. НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» является некоммерческой организацией, созданной в целях формирования региональной среды капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Костромской области, и осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах. Принятие иска к производству мировым судьей было незаконно.
Согласно ст.181 Федерального закона № 188-ФЗ от 29.12.2004 года в редакции от 28.06.2014 года собственники жилых помещений в многоквартирных домах, как принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, так и не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст.445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. В дальнейшем с 01.07.2015 года в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в результате которых обязанность по заключению договора стала отсутствовать. Но в связи с тем, что исковые претензии предъявляются с 01.10.2014 года, т.е. с момента действия ФЗ № 188-ФЗ от 29.12.2004 года в редакции от 28.06.2014 года, заключение договора между истцом и ответчиком являлось обязательным Ежемесячные взносы на капитальный ремонт относятся к коммунальным услугам, что также указывает на обязательность заключения договора.
Считает, что истцом нарушен порядок представления доказательств, поскольку копия документа «История начислений и платежей» заверена истцом, а не ЕИРКЦ, его выдавшим, у истца не было полномочий заверять копию таких документов. Правильность расчетов истца судом не осуществлялась.
К материалам дела приобщена информация о предельных объемах финансирования по главному распорядителю денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ№ с пояснительной запиской к смете планируемых расходов на 2018 год. Согласно пояснительной записке к смете в графе «Состав затрат» № числится государственная пошлина, размещение претензий на квитанциях и т.д., платежи по решению суда, сумма 50 000 рублей. Таким образом, пояснительная записка к смете подтверждает наличие предусмотренных расходов на досудебное урегулирование, т.е. претензионный порядок урегулирования споров путем предъявления квитанций. Ответчику квитанции о наличии задолженности и сроках ее оплаты не направлялись. Претензионный порядок не был соблюден.
К материалам дела приобщена программа капитального ремонта МКД на 2014-2043 г.г., по которой в период с 2017-2019 г.г. предусмотрен ремонт инженерных систем, вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представитель истца не дала пояснений, какой конкретно ремонт требуется по многоквартирному дому, где проживает ответчик. Собственники жилых помещений самостоятельно выбирают на общем собрании те работы, которые нужно выполнить по программе капитального ремонта. Протоколы общих собраний собственников жилых помещений с решением о выборе проводимых работ представлены не были.
Представитель истца НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о рассмотрении апелляционной жалобы извещена, ходатайствовала о проведении судебного заседания в ее отсутствие, полагала, что решение мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно, в удовлетворении апелляционной жалобы Насибуллиной Л.Г. следует отказать.
В судебном заседании ответчик Насибуллина Р.Г. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Просила применить срок исковой давности к периоду начисления платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Островского сельского поселения- Круженина В.А. о рассмотрении апелляционной жалобы Насибуллиной Л.Г. уведомлена, в суд не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Суд, разрешая спор, установил, что Насибуллина Л.Г. является собственником жилого помещения по <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН. Площадь квартиры составляет ... кв.м.
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу подпункта 2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 ст.170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Из ч.1 ст.171 ЖК РФ следует, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 ст.181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Собственниками помещений в доме по <адрес>, было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>
Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 года № 100-а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 г.г.
Согласно Уставу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов костромской области» Фонд является некоммерческой организацией, созданной в целях формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Костромской области. Для достижения своих целей Фонд в числе прочих осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда, в связи с чем довод Насибуллиной Л.Г. о том, что у Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» отсутствовало право на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по ежемесячным взносам на капитальный ремонт, нельзя признать состоятельным.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов, включенных в региональную программу, возникла с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Костромской области от 26.12.2013 года № 575-а «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области на 1 кв.м общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Так, на 2014 г.-6 рублей в месяц на 2015 г.-6,34 рубля в месяц, на 2016 г.-6,71 рубль в месяц.
Постановлением Администрации Костромской области от 26.12.2016 года № 504-а «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области на 1 кв.м. общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Так, на 2017 г.- 7,14 рублей в месяц, на 2018 г.- 7,57 рублей в месяц, на 2019 г.-7,95 рублей в месяц.
Довод заявителя о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, суд считает несостоятельным, поскольку обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме своевременно оплачивать взносы на капитальный ремонт предусмотрена жилищным законодательством Российской Федерации, которое не предусматривает досудебного порядка урегулирования спора по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что истцом нарушен порядок представления доказательств, а именно, копии представленных документов заверены ненадлежащим образом, не является основанием к отмене решения, поскольку имеющие значение для правильного расчета сведения о площади квартиры установлены судом и не оспаривались ответчиком, тарифы утверждены постановлениями администрации Костромской области. Необходимости исследовать какие-либо подлинные документы без которых невозможно разрешить дело по существу не имелось.
Довод заявителя о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, нельзя признать обоснованным, поскольку обязанность регионального оператора заключать с собственником жилого помещения в многоквартирном доме договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта законом не определена, вместе с тем, обязанность собственника по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена жилищным законодательством.
Как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Региональную программу капитального ремонта, Насибуллина Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ обязана была уплачивать взносы на капитальный ремонт.
В суде первой и апелляционной инстанции Насибуллиной Л.Г. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к периоду начисления платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 204 ч.3 ГК РФ, если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
Судебный приказ о взыскании с Насибуллиной Л.Г. задолженности по взносам на капитальный ремонт отменен ДД.ММ.ГГГГ
Шестимесячный срок истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения шести месяцев со дня отмены судебного приказа, с учетом приведенных разъяснений суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента обращения в суд с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права суд учитывает период с даты поступления и до даты отмены судебного приказа. Таким образом периодом в пределах срока исковой давности является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, по мнению суда, необходимо исключить из суммы задолженности платы за капитальный ремонт сумму задолженности исчисленную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет выполнен судом следующим образом:
В ... году плата за капремонт за 1 кв.м. общей площади составляла 6 рублей в месяц.
За 2 дня ... года подлежит взысканию 52.3х6.34/31 = 10,69 руб.
Итого за 2 дн. - 21,39 руб.
За ... г. полежит взысканию 52,3 х 6,34х7=2321,074 руб.
За ... г. полежит взысканию 52,3 х 6,71 х12 = 4211,19 руб.
За ... г. полежит взысканию 52,3 х 7,14 х12 = 4481,06 руб.
За 4 ... г. полежит взысканию 52,3 х 7,57 х 4 = 1583,64 руб.
Итого 12 618,35 руб.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 618,35 руб.
Доводы представителя истца о том, что срок исковой давности не применим к правоотношениям по уплате взносов на капитальный ремонт не основаны на положениях Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, в порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению размер взысканной с ответчика в бюджет государственной пошлины с учетом суммы иска 504 руб. С учетом пропорционально удовлетворенных требований при рассмотрении апелляционной жалобы с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в пользу Насибуллиной Л.Г. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 21,27 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
Решение мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к Насибуллиной Л.Г. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт изменить.
Взыскать с Насибуллиной Л.Г. в пользу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 618,35 рублей.
Взыскать с Насибуллиной Л.Г. государственную пошлину в бюджет Островского муниципального района Костромской области в размере 504 руб.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в пользу Насибуллиной Л.Г. расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 21,27 руб.
Судья : А.Н.Громова