ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-7/2020АП от 18.03.2020 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 11-7/2020АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2020 года ст. Вёшенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,

при секретаре Шаповаловой Е.И.,

рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Волоховой В.М. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Шолоховского судебного района Ростовской области от 13.01.2020 по иску ООО «Экосервис» к Волоховой В.М. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

представитель ООО «Экосервис» Чаркина Д.С. обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Шолоховского судебного района Ростовской области с иском к Волоховой В.М. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Решением мирового судьи судебного участка № 2 Шолоховского судебного района от 13.01.2020 исковые требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены в полном объеме. С Волоховой В.М. в пользу о ООО «Экосервис» взыскана сумма задолженности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по сентябрь 2019 года в размере 2463 рубля 98 копеек, неустойка в размере 50 рублей 88 копеек, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в суме 400 рублей и оплатой почтового отправления 202 рубля 04 копейки.

Не согласившись с данным решением, апеллянт Волохова В.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, исковые требования ООО «Экосервис» оставить без удовлетворения.

В качестве доводов жалобы, апеллянт приводит обстоятельства, аналогичные изложенные в отзыве на исковое заявление в суде первой инстанции и считает, что выводы суда не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

По мнению апеллянта, суд не принял во внимание что Волохова В.М. не является полноправным собственником домовладения. Собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес> являются три человека, и все зарегистрированы в данном домовладении. Суд не учел, что каждый собственник распоряжается и платит за обращение с ТКО сам за себя. Так же судом первой инстанции не принята во внимание справка, выданная ООО «Газпром Межерегионгаз Ростов-на-Дону» о том, что указанное домовладение не газифицировано. Данное обстоятельство по мнению Волоховой В.М. подтверждает, что часть ТКО идет на обогрев домовладения и приготовление пищи при сжигании в печи. Не принято во внимание судом первой инстанции и то обстоятельство, что Волохова В.М. ведет раздельный сбор ТКО – макулатуры и полиэтилена, которые сдает в пункт приема вторсырья. Судом не рассмотрены обоснования Волоховой В.М. об отказе от исполнения публичного договора ООО «Экосервис» о том, что не соблюдены две составляющие публичной оферты: акцепт и условия. Волохова В.М. указывает на то, что ею с момента опубликования публичной оферты и до судебного рассмотрения спора не производились никакие действия, которые могут быть признаны акцептом. На территории Базковского сельского поселения существует две системы сбора мусора: контейнерная и заявочная. Истец хочет привязать договор только к одной из них, они не создали соответствующих СанПин условий. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется по графику один раз в неделю, тогда как по СанПин 42-128-4690-88 в зависимости от температуры окружающей среды должен осуществляться: при температуре менее -5 градусов два раза в неделю; при температуре более +5 градусов ежедневно. Один раз в десять дней должна проводиться санитарная дезинфекция контейнеров. Все эти условия были включены в расчет при определении норматива стоимости вывоза ТКО на одного человека, проживающего в домовладении. Фактически истец сам подтверждает, что им не оказываются услуги по графику в полном объеме. Исходя из этого, цена на указанную услугу завышена в семь раз. Судом первой инстанции принят уточненный ошибочный расчет исковых требований, так как январь и февраль 2019 в расчет нельзя было включать, поскольку услуга по ст. Базковской не оказывалась, а остальные месяцы только по 4 раза в месяц. За семь месяцев в ст. Базковской ТКО вывозились только 28 раз, а не как представлено в расчете 270 раз. Кроме того Волохова В.М. указывает на то, что при покупке товаров в магазинах ею уже оплачен утилизационный сбор твердых коммунальных отходов и утилизационный сбор включен в стоимость товара. Судом не были рассмотрены обстоятельства получения ООО «Экосервис» персональных данных Волоховой В.М. ООО «Экосервис» нарушило Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», незаконным путем получило персональные данные Волоховой В.М. и передало их третьим лицам ГУП РО «ИВЦ ЖКХ». Кроме того, судом в нарушение ст. 131, 222 ГПК РФ не законно принято к производству исковое заявление ООО «Экосервис», подписанное лицом, не уполномоченным на эти действия. ООО «Экосервис» не представило в суд доверенности о праве подписи, а представленная доверенность на имя Яковлевой В.И., выданная 02 января 2020 года (праздничный выходной день) в г. Ростове-на-Дону, не может быть признана судом, так как в этот день Яковлева В.И. находилась в п. Лазоревском г. Сочи и никак не могла подписать данную доверенность (источник социальные сети «Одноклассники», «Инстаграмм»).

Представитель ООО «Экосервис», надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление представителя ООО «Экосервис», в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося представителя ООО «Экосервис», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеется соответствующее ходатайство.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав Волохову В.М., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда и считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из положений части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п. 148(2) Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что апеллянт Волохова В.М. являясь собственником части дома не исполнила обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, доказательств подтверждающих заключение договора с иными организациями, суду не представлено. Волохова В.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, имеет 8/18 общей долевой собственности, что подтверждено исследованными в судебном заседании материалами дела: копией домой книгой, копией свидетельства о государственной регистрации права, справкой Администрации Базковского сельского поселения. В указанном домовладении также зарегистрированы и проживают двое несовершеннолетних детей апеллянта имеющих по 5/18 общей долевой собственности в доме.

Исходя из представленного ООО «Экосервис» расчета, задолженность за жилищно-коммунальные услуги Волоховой В.М., слагаемая из ежемесячных начислений, перерасчетов, образовалась за период с января 2019 по сентябрь 2019 года и составляет 2463,98 рублей + неустойка 50,88 рублей.

Таким образом, задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги и пеня за несвоевременную оплату по состоянию на 01.10.2019 составляет 2514,86 рублей.

Принимая решение по делу по требованиям ООО «Экосервис», суд первой инстанции исходил из того, что в период времени с января 2019 года ООО «Экосервис» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, является единственным региональным оператором на территории Шолоховского района осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. Волоховой В.М. в спорном периоде оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не производилась.

Как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции Волохова В.М. не отрицала, что ООО "Экосервис" оказывается услуга по обращению с ТКО. Доказательств, подтверждающих факт ненадлежащего исполнения ООО "Экосервис" обязанности по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с января 2019 года по сентябрь 2019 года, суду не представлено.

Установив наличие у Волоховой В.М. перед истцом задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за спорный период в размере 2514,86 рублей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данная задолженность подлежит взысканию с Волоховой В.М. в пользу ООО «Экосервис».

Принимая такое решение, суд исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ при солидарной обязанности должнике в кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, гак и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 ФЗ № 89 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК oт 13.03.2018 №107/18т ООО «Экосервис», является региональным оператором, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Миллеровского МЭОК, включающего в себя территории городского и сельских; поселений муниципальных образований: «Верхнедонской район», «Шолоховский район», «Чертковский район», «Боковский район», «Миллеровский район», «Тарасовский район», «Кашарский район». С января 2019 года ООО «Экосервис» осуществляет свою деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, является единственным региональным оператором, осуществляющим, деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории: Миллеровского МЭОК.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 № 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области, в соответствии с которыми норматив накопления ТКО для домовладений до декабря 2019 года составлял 1,86 куб. м.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 85/125 от 20.12.2018 на период времени с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению ТКО в размере 590,88 рублей за 1 куб.м (с НДС).

Частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 1 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми и коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержден порядок осуществлении сбopа и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляется, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы- это отходы образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку изложенные выводы следуют из всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда.

В этой связи судом отклоняются доводы апелляционной жалобы, поскольку они повторяют позицию Волоховой В.М. в суде первой инстанции, являлись предметом его оценки в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы о том, что Волохова В.М. услугами по обращению с ТКО фактически не пользуется и не обязана платить за оказанные услуги, в виду того, что ее дом не газифицирован, она ведет раздельный сбор ТКО, макулатуры и полипропилена которые сдает в пункт приема вторсырья, а также ввиду оплаты утилизационного сбора при покупке товаров, незаконного получения ООО «Экосервис» персональных данных, суд не может признать заслуживающим внимания, так как Волоховой В.М. каких либо доказательств указанных обстоятельств ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 331-335 ГПК РФ, суд,

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 2 Шолоховского судебного района Ростовской области от 13.01.2020 по иску ООО «Экосервис» к Волоховой В.М. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки и судебных расходов оставить без изменения, а жалобу Волоховой В.М. без удовлетворения.

Судья: А.С. Тютюнников

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.03.2020 года.