ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-7/2022 от 02.02.2022 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Мировой судья Кунцова Е.Г.

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 года <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:председательствующего судьи Киоса Н.А.

при секретаре судебного заседания Кац Е.Е.

с участием представителя истца ФИО1

ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» к ФИО2 о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе директора ТО ГКУ «Центр занятости населения» в <адрес> ФИО3 на решение мирового судьи судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» (далее ГКУ РК «Центр занятости населения») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств.

Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по средствам электронной связи в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» подал заявление о получении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным, ему назначено пособие по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в период выплаты пособия по безработице, назначена ежемесячная выплата на двоих детей в размере 6000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность выплат увеличена по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением ГКУ РК «Центр занятости населения» в <адрес> принято решение о снятии ответчика с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с длительной, более месяца неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 по средствам электронной связи через личный кабинет повторно разместил заявление о получении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а также предоставил в службу занятости электронные образы документов, где выявлен факт временной регистрации гражданина – по ДД.ММ.ГГГГ. Указывали, что решение о признании гражданина безработным и назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, которое указано в паспорте с отметкой о регистрации по месту жительства, то есть безработный, снятый с регистрационного учета, не имел права на получение пособия по безработице в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия о возврате незаконно полученного пособия по безработице, которая получена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., однако удовлетворена не была. Просили взыскать с ФИО2 незаконно полученное пособие по безработице в размере 36248,39 рублей и денежную выплату на детей в размере 800 рублей, а всего 37048,39 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» было отказано.

Не согласившись с указанным решением, представителем Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» - директором ТО ГКУ «Центр занятости населения» в <адрес> ФИО3 подана апелляционная жалоба, согласно которой последний просил решение мирового судьи отменить и постановить новое решение, которым удовлетворить в полном объеме заявленные центром занятости требования, поскольку мировым судьей были нарушены нормы как материального так и процессуального права. Так, в обоснование жалобы апеллянт указал, что незаконное получение пособия возникло ввиду недобросовестности действий ответчика, который при обращении для постановки его на учет как безработного и дальнейшей выплаты пособия, указал недостоверную информацию о своем месте регистрации, поскольку при подаче заявления, на Портале имеется предупреждение о необходимости указания места жительства согласно паспортных данных, а также, что за достоверность предоставленных сведений несет ответственность заявитель.

Ответчиком ФИО2 были поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых последний указывал на законность постановленного мировым судьей решения, поскольку являясь гражданином Российской Федерации он имел право на социальную защиту в период безработицы, действуя добросовестно и без обмана обращаясь к истцу предоставил достоверную информацию и соответствующие подтверждающие документы. Просил решение мирового судьи оставить без изменения.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержала в полном объеме, просила решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ГКУ РК «Центр занятости населения» удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что мировым судьей были установлены все значимые обстоятельства дела и принято законное и обоснованное решение. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать и решение мирового судьи обставить без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований к отмене обжалуемого решения, исходя из следующих обстоятельств.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правила о <данные изъяты> совещания судей при принятии решения.

В соответствии со ст.ст. 195, 196 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Обоснованным решение признается тогда, кода в нем отражены все имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, кода оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Полномочия суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления определены положениями ст. 328 ГПК РФ.

Правоотношения сторон регламентируются «Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденными Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Временные правила), а также нормами Гражданского кодекса РФ, в части не урегулированной Временными правилами, а также ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФЗ «О занятости населения в РФ».

В части 1 статьи 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.(срок действия до ДД.ММ.ГГГГ в других регионах).

В статье 2 ФЗ «О занятости населения в РФ» определено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Согласно п.2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, Центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (п.4 (3) Временных правил).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска работы трудоспособного гражданина принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня преставления заявления в электронной форме (и. 8 Временных правил).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в электронном виде через личный кабинет подал заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске работы, указав в графе «адрес места жительства (пребывания)» адрес: <адрес>. (л.д. 10)

Согласно карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ. в графах «адреса места жительства» и «адрес места пребывания» указан идентичный адрес: <адрес>. (л.д. 11)

Приказом директора территориального отдела ГКУ РК «Центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным и ему с ДД.ММ.ГГГГ назначено пособие по безработице, на период 3 месяца. (л.д. 12)

Приказом директора территориального отдела ГКУ РК «Центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Главы Республики Крым «Об установлении в <адрес> дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка (детей) одному из родителей (усыновителей, опекуну (попечителю), признанному в установленном порядке безработным с ДД.ММ.ГГГГ в органах службы занятости населения Республики Крым, пособие по безработице которому назначено в минимальном размере», ФИО2 назначена ежемесячная денежная выплата на двоих детей в размере 6000 руб. (по 3000 руб. на каждого ребенка) в период с 09.06.2020г. по 12.06.2020г. (л.д. 13)

Приказом директора территориального отдела ГКУ РК «Центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ-т/105 ФИО2 снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы ( в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин. (л.д. 14)

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 через личный кабинет подал заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске работы, указав в графе «адрес места жительства (пребывания)» адрес: <адрес>. (л.д. 17-18)

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 19)

Согласно предоставленных сведениях о суммах, начисленных гражданину за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выплачено пособие по безработице и денежная выплата на детей в общем размере 37048,39 руб. (л.д. 21)

В обоснование заявленных требований, истец ссылается на предоставление ответчиком ФИО2 недостоверных сведений относительно адреса своей регистрации, согласно отметки в паспорте гражданина РФ.

Согласно п.19 Временных правил установлено, что в случае получения пособия обманным путем сумма пособия по безработице подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Таким образом, обращаясь в суд с требованием о взыскании с гражданина суммы выплаченного ему пособия по безработице истцу необходимо доказать факт недобросовестности (введение в заблуждение, обман) со стороны гражданина при получении этого пособия.

Мировым судьей установлено, что ФИО2, на момент обращения к истцу, а также получения услуги и соответственно денежных средств в размере 37048,39 руб. был зарегистрирован по месту пребывания и фактически проживал со своей семьей по адресу: <адрес>.

Так, согласно копии свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО2 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак в отделе государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы <адрес> городского управления юстиции в <адрес>, супруге присвоена фамилия «Крят» (л.д. 65).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Кроме того, решением Евпаторийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ установлен факт фактического места жительства ФИО5 по адресу: <адрес>. (л.д. 95-96)

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО5 и ФИО6 указали, что ответчик со своей семьей в ДД.ММ.ГГГГ г. переехали жить в Крым, в ДД.ММ.ГГГГ году получили гражданство Российской Федерации и поселились по адресу временной регистрации: <адрес>.

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1868-0, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Указанное выше не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Мировым судьей тщательно исследованы обстоятельства дела и мировой судья пришел к правильному выводу, что при установленных обстоятельствах следует отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом мирового судьи, поскольку они сделаны на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

Также, мировым судьей было учтено, что при обращении ФИО2 за предоставлением государственной услуги, у истца имелось достаточно времени, и возможности для целенаправленной проверки сведений указанных ответчиком в своем заявлении, а также в представленных ответчиком документов, в том числе копии всех страниц паспорта, на которых имелись записи, данный факт представителем истца в суде первой инстанции не оспаривался, что подтверждает отсутствие умысла, со стороны ответчика на введение в заблуждение истца.

Однако, ни надлежащая проверка, ни истребование сведений произведено не было, что привело к принятию решения о признании ФИО2 безработным и выплате ему пособия по безработице.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что в отличие от ответчика, у истца имеется штат квалифицированных юридически грамотных сотрудников, имеются установленные законодательством инструменты для проверки сведений граждан, подающих заявления на получение услуг.

Из п. 11 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ следует, что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Между тем, надлежащих доказательств о наличии, как счетной ошибки, так и недобросовестности со стороны ответчика истцом как суду первой инстанции, так и при апелляционном пересмотре не представлено. Сведений о получении ФИО2 взыскиваемых истцом суммы по иному месту пребывания, либо сведений о регистрации ФИО2 в ином месте, нежели по месту пребывания (<адрес>) в период предоставления истцом услуги, суду также не было представлено.

Ввиду указанного, мировой судья пришел к выводу, что ответчик добросовестно заблуждался о понятии «место жительства», указав при этом в заявлении о предоставлении государственной услуги адрес по которому ответчик фактически проживал со своей семьёй и по которому он был зарегистрирован как по месту своего фактического пребывания.

Каких-либо доказательств, опровергающих установленные мировым судьей обстоятельства, суду апелляционной инстанции представлено не было.

Таким образом, выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Суд апелляционной инстанции с ними соглашается.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Мотивы, по которым суд первой инстанции не согласился с доводами истца, отражены в судебном решении.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановленное мировым судьей решение следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» к ФИО2 о взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ТО ГКУ «Центр занятости населения» в <адрес> ФИО3 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.А. Киоса