Дело № 11-80/2016 (публиковать)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2016 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска УР в составе:
председательствующего судьи Созонова А.А.,
при секретаре Даниловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» на определение мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска и.о. мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска от <дата> об оставлении без движения искового заявления Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» к ФИО1 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем,
УСТАНОВИЛ:
К мировому судье судебного участка № Первомайского района г. Ижевска и.о. мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска обратилось ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» с исковым заявлением ФИО1 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем, без оплаты государственной пошлины за подачу иска с одновременной подачей ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска и.о. мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска от <дата> отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, исковое заявление оставлено без движения по мотиву неуплаты государственной пошлины.
ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска» обратилось в суд с частной жалобой на указанное определение мирового судьи, ссылаясь на то, что мировым судьей оставлено без удовлетворения ходатайство истца об освобождении от уплаты госпошлины, поскольку не может быть освобождено от уплаты госпошлины по п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Также в определении указано, что истец не может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ как государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к каковым Государственное казённое учреждение Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» не относится. С данным мнением суда не согласны, поскольку определение «государственные органы» отсутствует. Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты РФ реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности. Так согласно п.п.2,2. п.2 Устава Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» учреждение выполняет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) или исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики. В том числе, для оказания государственных услуг в виде выплаты пособия по безработице. Таким образом, Государственное казённое учреждение Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» исполняет государственные функции субъекта публичных правоотношений, поэтому на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче иска о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем. Просят определение мирового судьи от <дата> отменить, принять исковое заявление к производству.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения мирового судьи от <дата> по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, ст. 333.18 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления истцом должна быть уплачена государственная пошлина.
Согласно ст. 136 ч. 1 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Согласно ст. 333.19 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса РФ при подаче иска имущественного характера, подлежащего оценке, размер государственной пошлины зависит от цены иска.
Истец ходатайствовал об освобождении от уплаты госпошлины.
В силу положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от <дата>) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
В НК РФ отсутствует определение "государственные органы". Однако исходя из толкования данного понятия следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые РФ и субъекты РФ реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Система органов государственной власти РФ установлена Конституцией РФ, а также специальными законами и нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия органов (в частности, Федеральным конституционным законом от <дата> N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом от <дата> N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и т.д.).
Система органов государственной власти субъектов РФ определяется Федеральным законом от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Конституцией (уставом) субъекта РФ, система органов местного самоуправления - Федеральным законом от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования.
При разрешении вопроса о том, относится ли государственное учреждение к субъектам, реализующим государственные функции, следует руководствоваться, прежде всего, нормативными правовыми актами, определяющими статус, порядок формирования, задачи и функции соответствующего учреждения.
Так, к государственным органам, которые по смыслу пп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины, в частности, относятся:
1) Министерство финансов РФ (Определение Верховного Суда РФ от <дата> N 53-В11-17, постановление президиума <адрес>вого суда N 44г-57/2010);
2) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе ее территориальные органы на основании п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 457, согласно которому Служба является федеральным органом исполнительной власти (Определение ГСК N 33-4774/12);
3) Органы социальной защиты населения на основании п. 1 Постановления <адрес> от <дата> N 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (Определение Верховного Суда РФ от <дата> N 38-КГ12-3);
4) Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы на основании п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от <дата> N 1314 (Определение ГСК N 33-7182/12);
5) Органы внутренних дел (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2011 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, пример 11);
6) Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на основании п. 1 Положения об <адрес> по жилищно-коммунальному хозяйству, утв. Постановлением администрации <адрес> от <дата> N 14 (определение ГСК N 33-2309/12).
Не относятся к органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, учреждения, к полномочиям которых не отнесены государственные функции, в частности:
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"),
- Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, так как в силу п. 2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата> N 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ,
- казенные учреждения, в частности, исправительные учреждения, входящие в систему ФСИН России, в соответствии с п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от <дата> N 1314 (Определение ГСК N 33-10162/12), ГКУ "Центр занятости населения" (определение мирового судьи судебного участка <адрес> от <дата>, определение судьи Новичихинского районного суда от <дата>).
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", работодатель при подаче искового заявления о возмещении ущерба, причиненного работником, обязан уплатить государственную пошлину в размере, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, оснований для освобождения истца от уплаты государственной пошлины не имеется, из чего следует, что мировым судьей правильно отказано истцу в заявленном ходатайстве, в связи с чем исковое заявление обоснованно оставлено без движения.
Учитывая, что мировым судьей правильно применены нормы процессуального права, суд считает необходимым частную жалобу Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» на определение мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска и.о. мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска от <дата> об оставлении без движения искового заявления Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» к ФИО1 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем - оставить без удовлетворения, а определения мирового судьи – без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска и.о. мирового судьи судебного участка № Первомайского района г. Ижевска от <дата> об оставлении без движения искового заявления Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» к ФИО1 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем – оставить без изменения, частную жалобу Государственного казённого учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения города Ижевска» – оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья - А.А. Созонов