Дело № 11-821/2019 Судья Нуретдинова Н.Г. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 января 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Давыдовой Т.И., судей Швайдак Н.А., Козиной Н.М., при секретаре Уржумцевой С.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2018 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости. Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Кунашакском районе Челябинской области ( далее УПФР в Кунашакском районе) о признании незаконным решения №719441/18 от 28 августа 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 19 августа 2018 года. В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку пос.Муслюмово ж.д. ст. не отнесено к населенным пунктам согласно распоряжения Правительства РФ от 04.04.1994 г. № 430-р, где среднегодовая доза облучения составляет свыше 1 мЗв. Считает отказ незаконным, поскольку с 13 мая 2003 года она проживает в пос. Муслюмово ж.д. ст. , то | ||
есть более 15 лет и имеет право на досрочную пенсию по достижении возраста 50 лет. Истец в заседании суда первой инстанции на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала, поддержала доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие у истца законных оснований для снижения пенсионного возраста выхода на пенсию. Решением суда решение У ПФР в Кунашакском районе от 28 августа 2018 года признано незаконным, на ответчика возложена обязанность назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию с 19 августа 2018 года. В апелляционной жалобе представитель УПФР в Кунашакском районе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 В обоснование доводов жалобы указывает, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный закон содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1. Суд не учел, что истица зарегистрирована в пос.Муслюмово, железнодорожная станция, указанный населенный пункт не входят в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года № 430-р, изменений и дополнений в указанное распоряжение Правительства РФ не внесено. Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального | ||
2 | ||
кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2). Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), распространяются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение. Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года | ||
з | ||
№400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16-18 части 1 статьи 30 и пунктами 1-6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию. | ||
4 | ||
В силу статьи 33 этого же Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 части первой статьи 13 настоящего Закона), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» право определять перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предоставлено Правительству Российской Федерации. Во исполнение требований законодателя распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года N 430-р село Муслюмово и станция Муслюмово Челябинской области были отнесены к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв. Как следует из материалов дела, ФИО3, ***года рождения, имеет статус лица, проживающего в населенном пункте Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ей предоставлено право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.7 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением, выданным Правительством Челябинской области 12 января 2005 года (л.д.14,17). 13 августа 2018 года ФИО3 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.63-65). Решением ГУ Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе №719441/18 от 28 августа 2018 года (л.д.58-59) ФИО3 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права на досрочный выход на пенсию на момент обращения. Из указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа истца составляет 29 лет 08 месяцев 29 дней. Согласно справки | ||
5 | ||
Муслюмовского сельского поселения №416 от 16 марта 2018 года следует, что ФИО3 проживает в пос. Муслюмово ж.д. ст. с 13 мая 2003 года по настоящее время. За проживание в пос. Муслюмово ж.д. ст. снижение пенсионного возраста не может быть произведено, т.к. пос. Муслюмово ж.д.ст. согласно распоряжения Правительства РФ от 04 апреля 1999 года № 430-Р не отнесено к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв. Согласно архивной справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района №416 от 16 марта 2018 года (л.д. 12) ФИО1 зарегистрирована в пос. Муслюмово ж.-д.ст. с 13 мая 2003 года по настоящее время. Сведения о проживании ФИО1 в селе пос. Муслюмово ж.д. станция также подтверждены копией паспорта (л.д.26), справкой администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района (л.д. 13), архивной справкой №658 от 25 сентября 2018 года (л.д.36), справкой УСЗН администрации Кунашакского муниципального района №170 от 09 октября 2018 года (л.д.45), справкой о составе семьи (л.д.46), справкой МКОУ «СОШ пос.Муслюмово железнодорожная станция» о том, что дочь истца ***обучается в указанной школе (л.д.47,16). Согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района №613 от 10 сентября 2018 года (л.д. 15) станция Муслюмово Кунашакского района Челябинской области и поселок Муслюмово железнодорожная станция Кунашакского района Челябинской области являются одним и тем же населенным пунктом, переименованным согласно постановлению Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года N 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области». Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд первой инстанции исходил из того, что истица 13 мая 2003 года по настоящее время, то есть более 15 лет проживает в поселке Муслюмово железнодорожная станция до 1996 года именовавшейся станция Муслюмово, которая отнесена к загрязненной от радиации территории вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, статус проживающей в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению, подтвержден государством выдачей истцу удостоверения о праве на льготы, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая | ||
б | ||
1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть с даты достижения истцом возраста 50 лет. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными. Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный Закон содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, в связи с этим период проживания на загрязненной территории вдоль реки Теча составляет с 1949 года по 1962 год; не являются основанием к отмене решения суда, так как факт проживания истца на загрязненной от радиации территории более 15 лет подтвержден доказательствами, приведенными выше, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания, то есть на 5 лет в общей сложности. Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что истица зарегистрирована в пос.Муслюмово, железнодорожная станция, который не входят в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года №430-р, изменений и дополнений в указанное распоряжение Правительства РФ не внесено не состоятельны, так как указанным распоряжением Правительства РФ к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв, отнесено как село Муслюмово, так и станция Муслюмово. Как было указано выше, станция Муслюмово в настоящее время именуется как железнодорожная станция на основании постановления Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года №361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области», в связи с чем суд обоснованно зачел в период проживания на загрязненной от радиации территории время проживания истицы на ж.д. станции Муслюмово. В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, | ||
7 | ||
опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено. Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||
8 | ||