Судья ФИО3
дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-8750/2020
10 сентября 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.
при секретаре Татаринцевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области (межрайонное) об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости;
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Загвоздиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области (межрайонное) ФИО2 и представителя Государственного учреждения - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области ФИО3, поддержавших жалобу, возражения на апелляционную жалобу ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (ОПФР по Челябинской области), Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области (межрайонное) (УПФР в г.Копейске) о перерасчете пенсии и с учетом уточнений просил признать: наличие у него права на включение в специальный стаж для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту- Федеральный Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ) периоды работы с 16 июня 1970 года по 10 мая 1971 года (10 месяцев и 24 дня) в должности <данные изъяты> в Управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома и с 26 августа 1974 года по 21 августа 1975 года (11 месяцев 25 дней) в должности <данные изъяты> в картофелеводстве Производственно-технического центра научной организации труда Министерства Сельского хозяйства РСФСР; признать за ним право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ( л.д.5,106).
В обоснование иска указал, что письмом от 28 мая 2019 года пенсионным фондом ему было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. Полагал, что спорные периоды ответчиками необоснованно не включены в специальный стаж для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Протокольным определением суда 07 февраля 2020 года Государственное учреждение - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области исключено из числа ответчиков, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 110-111).
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика УПФР в г. Копейске ФИО2 и ФИО4 возражали против удовлетворения иска по мотивам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области ФИО5, просил в иске ФИО1 отказать, ссылаясь на необоснованность заявленных требований.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2020 года заявленные истцом требования удовлетворены. Признано наличие у ФИО1 права на включение в специальный стаж для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периодов работы с 16 июня 1970 года по 10 мая 1971 года в должности <данные изъяты> в управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома Челябинской области и с 26 августа 1974 года по 21 августа 1975 года в должности <данные изъяты> в картофелеводстве Министерства сельского хозяйства РСФСР. За ФИО1 признано право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и на УПФР в г.Копейске возложена обязанность произвести истцу перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года.
В апелляционной жалобе УПФР в г.Копейске просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым ФИО1 в иске отказать. Указывает, что Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 не предусмотрены такие виды деятельности, как «управление» и «научные исследования», в том числе в области сельского хозяйства. Работа в управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома не связана с работой по производству сельскохозяйственных культур, послеуборочной обработкой сельскохозяйственной продукции, заготовкой, хранением, мелиорацией. Управление сельского хозяйства являлось исполнительно-распорядительным органом, осуществлявшим контроль и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства. Доказательств, подтверждающих непосредственную занятость истца по производству сельскохозяйственных культур, представлено не было. Период работы в качестве специалиста производственно-технического центра научной организации труда в картофелеводстве Министерства сельского хозяйства РСФСР также не подлежит включению в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку указанная организация не является сельскохозяйственной, и наименование должности «старший специалист» не предусмотрено Списком от 29 ноября 2018 года № 1440. Занятость истца на работах по производству картофеля не установлена. Поэтому у истца отсутствует право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Кроме того, ФИО1 не обращался в УПФР в г. Копейске с заявлением о перерасчете пенсии, поэтому судом не могла быть установлена дата перерасчета с 01 января 2019 года.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, проверив доводы апелляционной жалобы УПФР в г.Копейске, письменное мнение на жалобу ОПФР по Челябинской области, все материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценкой представленных доказательств, неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Таким образом, данной правовой нормой лицам, продолжительное время проработавшим в сельском хозяйстве, предусмотрено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, направленное на повышение размера пенсионного обеспечения указанной категории граждан. При этом в стаж работы в сельском хозяйстве включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии со Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Согласно пункту 3 названных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.
В соответствии с пунктом 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
В части 5 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» указано, что перерасчет размера фиксированной выплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ ".
Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и проживает в сельской местности в <данные изъяты> (л.д. 9).
ФИО1 обратился на личный прием в ОПФР по Челябинской области по вопросу установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Письмом от <данные изъяты> года № <данные изъяты> ОПФР по Челябинской области разъяснило истцу, что периоды его работы с 16 июня 1970 года по 10 мая 1971 года (10 месяцев и 24 дня) в должности <данные изъяты> в Управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома и с 26 августа 1974 года по августа 1975 года (11 месяцев 25 дней) в должности <данные изъяты> в ПТЦ НОТ не могут быть зачтены для перерасчета пенсии, поскольку такие организации как Управление сельского хозяйства и научные организации, а также должность старшего специалиста не предусмотрены Списком от 29 ноября 2018 года № 1440 (л.д. 10-12).
Удовлетворяя заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что фактически истец как <данные изъяты> Управления сельского хозяйства был включен в производственный процесс по производству продукции сельского хозяйства (растениеводства), при этом сама по себе работа в должности <данные изъяты> не предполагает исполнения иных функций, кроме как организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства. Признавая за истцом право на включение в специальный стаж периода работы в должности <данные изъяты> в картофелеводстве Министерства сельского хозяйства РСФСР, суд указал, что картофелеводство является одним из подвидов производства сельхозпродукции как «овощеводство», поименованного в пункте 1 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. И поскольку с учетом включенных судом в стаж спорных периодов, общий стаж работы истца в сельском хозяйстве составил 30 лет 5 месяцев 19 дней, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за ФИО1 права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и возложил на УПФР г. Копейске Челябинской области обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2019 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении должностей, указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, и действующий в редакции до 25 июня 2019 года, предусматривал повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, работающим агрономами всех наименований в растениеводстве (пункт 1).
Перечень «наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Растеневодство» Списка от 29 ноября 2018 года №1440 предусматривал производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию.
Рассматривая положения данного Списка, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, для целей пенсионного обеспечения к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, следует относить организации, созданные для производства сельскохозяйственных культур. Необходимо подтверждение непосредственной занятости лиц на работах в производстве сельскохозяйственной продукции. Исключение установлено для указанных в первом разделе Списка периодов работы до 01 января 1992 года на территории бывшей РСФСР в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, работа в которых засчитывается в сельский стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 в спорные периоды с 16 июня 1970 года по 10 мая 1971 года (10 месяцев и 24 дня) работал в должности <данные изъяты> в Управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома, с 26 августа 1974 года по 21 августа 1975 года (11 месяцев 25 дней) в должности <данные изъяты> в картофелеводстве Производственно-технического центра научной организации труда Министерства Сельского хозяйства РСФСР.
Однако райисполком и производственно-технический центр научной организации труда не относятся к сельскохозяйственным предприятиям, Списком от 29 ноября 2018 года №1440 не предусмотрены такие виды деятельности, как управление и научные исследования, в том числе в области сельского хозяйства.
Работа в Управлении сельского хозяйства Сосновского райисполкома не связана с работой по производству сельскохозяйственных культур, послеуборочной обработкой сельскохозяйственной продукции, заготовкой, хранением, мелиорацией. Содержащийся в судебном решении вывод о том, что ФИО1 был включен в производственный процесс по производству продукции сельского хозяйства, доказательствами по делу не подтвержден.
Должность <данные изъяты> в картофелеводстве не значится в вышеуказанном Списке. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 31 января 1979 года №67 «О работе центров по научной организации труда Министерства сельского хозяйства РСФСР», данные центры занимались внедрением в сельскохозяйственное производство новых форм организации труда, достижений науки и передового опыта. Данные о том, что ФИО1 был непосредственно занят на работах по производству картофеля, в материалы дела не представлены.
Ссылаясь в судебном решении на показания свидетеля ФИО6 о том, что истец, работая в должности <данные изъяты> Производственно-технического центра научной организации труда в картофелеводстве, занимался внедрением в производство картофеля механизации труда непосредственно на картофельных полях совхоза, суд не учел, что в силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
На основании изложенного, при рассмотрении спора о зачете периодов работы в сельском хозяйстве, суд первой инстанции не вправе был принимать показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
По запросам суда в архивные отделы Сосновского муниципального района, администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области документы о работе ФИО1, включая должностные инструкции по занимаемым им должностям в спорные периоды, не представлены в связи с их отсутствием на хранении. Также в связи с отсутствием сведений о работе истца, не представлены такие сведения Федеральным архивным агентством ФКУ «Российский государственный архив научно-технической документации», Государственным учреждением «Объединенный государственный архив Челябинской области», Южно-Уральским научно-исследовательским институтом садоводства и картофелеводства», «Всероссийским научно-исследовательским институтом организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», Справочно-информационным центром федеральных государственных архивов, куда судом направлялись соответствующие запросы.
Поскольку работа истца ФИО1 в спорные периоды, необходимые для включения в стаж работы в сельском хозяйстве, не проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1440, отсутствует необходимая совокупность условий для включения периодов работы с 16 июня 1970 года по 10 мая 1971 года и с 26 августа 1974 года по 21 августа 1975 года в стаж работы в сельском хозяйстве, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда г.Челябинска от 25 февраля 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 февраля 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
В иске ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области (межрайонное) об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости отказать.
Председательствующий
Судьи