ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-89/2021 от 22.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№11-89/2021(2-2497/2021)

56MS0073-01-2021-002879-24

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Орск 22 ноября 2021 года

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Клейн Е.В.,

при секретаре Алышове С.Ф.,

с участием истца Рожкова Александра Григорьевича,

представителя ответчика РОО ОС «НЖКХ» - Богданчикова Игоря Юрьевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска от 2 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Рожкова Александра Григорьевича к акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», публичному акционерному обществу «Т Плюс», Региональной общественной организации Объединение советов многоквартирных домов «Народное ЖКХ» об обязании произвести перерасчет за пользование коммунальной услуги в виде поставки тепловой энергии для отопления,

У С Т А Н О В И Л:

Рожков А.Г. обратился в суд к ПАО «Т Плюс» (с учетом уточнения), в котором просит обязать ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет за пользование коммунальной услуги в виде поставки тепловой энергии для отопления квартиры за октябрь, ноябрь, декабрь 2020г. и январь 2021г. исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за отопительный период 2019-2020гг. по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а не по нормативу, с возможной корректировкой по фактической температуре окружающего воздуха в отопительный период 2020-2021 г.г. и при системе оплаты «1/7».

В обоснование исковых требований истец указал, что является собственником <адрес> в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и потребителем тепловой энергии для отопления квартиры, поставляемой АО «ЭнергосбыТ Плюс».

Лицевые счета в Оренбургском филиале «ЭнергосбытТ Плюс» по отоплению следующие: - до 1 декабря 2020 года, - с 1 декабря 2020 года.

За отопительный период 2019-2020 г.г. (с октября 2019 года по апрель 2020 года по системе оплаты «1/12» с октября 2019 года по сентябрь 2020 года) задолженности по тепловой энергии для отопления не имеет. Об этом свидетельствует Единый Лицевой Счет за октябрь 2020 г. («ЭнергосбыТ Плюс», строка Отопление (Н). Номер счёта: .

С начала нового отопительного периода 2020-2021 г.г., т.е. с октября 2020 года, от АО «ЭнергосбыТ Плюс» стали приходить счета за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года для оплаты за отопление, в которых указанный объем потреблённой тепловой энергии на отопление квартиры был увеличен в 4,5 раза.

11 октября 2020 года на электронный адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» истец отправил сообщение с просьбой пересчитать начисленный истцу объем потреблённой тепловой энергии на отопление в октябре 2020 года.

18.10.2020 г. он отправил электронной почтой обращение на имя директора, предложил провести перерасчет объема потребления тепловой энергии на отопление в октябре 2020 г. по квартире согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.

Письмом от 8 февраля 2021 года АО «ЭнергосбыТ Плюс» ответило, что в отопительный период 2020-2021 прибор учета принят не был, в связи с чем расчет начислений производят исходя из утверждённого норматива (согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 17 августа 2012г. №686-п...».

Актом теплоснабжающей организации «Ввод в эксплуатацию узла (прибора) учета тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды)» узел учета его дома уже был принят в эксплуатацию для использования в целях учета теплопотребления с 28 января 2021 года, тем самым все работы по реконструкции узла учета на новой элементной базе и возобновлению учета тепловой энергии на отопление были выполнены Управляющей компанией в нормативные сроки.

16 февраля 2021 года истцом направлена претензия в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс», 22 февраля 2021 года истцом был получен ответ о том, что «…документы направлены в работу профильному специалисту…».

5 марта 2021 года истцу выставлен новый счет за отопление за февраль 2021 года, из которого следует, что перерасчет начисленных сумм за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года не был выполнен, и за истцом после оплаты по 1824 руб. ежемесячно за вышеперечисленные 4-е месяца (всего 7296,0 руб.) продолжает числиться задолженность по отоплению за 4-е месяца в сумме 16 984,46 руб.

22 апреля 2021 года электронной почтой в адрес истца поступило письмо за от 18 апреля 2021 года в ответ на обращение от 18 ноября 2020 года и на претензию от 16 февраля 2021 года, согласно которым в связи с установкой/поверкой ОДПУ с 1 февраля. 2021 года, расчет за период с 1 октября 2020 года по 31 января 2021 года производился по нормативу.

Узел учета тепловой энергии в системах теплоснабжения и теплопотребления в многоквартирном доме включает в себя 3 основных вида измерительных приборов:

1. прибор типа КТСП-Н (термопара) для измерения температуры теплоносителя (воды) на входе и на выходе;

2. прибор типа ВЭПС (расходомер) для измерения объема теплоносителя, протекающего по трубопроводам на входе и на выходе;

3. прибор типа Карат-011 (тепловычислитель) для вычисления и регистрации объема потребленного тепла по показаниям приборов, поименованных в пп.1 и 2.

Из акта проверки узла учета тепловой энергии от 29.01.2020 г. при плановой (внеочередной) проверке представителем ПАО «Т Плюс» следует, что узел учета был признан не работоспособным из-за того, что 28.01.2020 г. истек срок поверки прибора измерения температуры теплоносителя, а также не выдавал показания в тепловычислитель один из двух расходомеров.

Считает неправомерным действие представителя ПАО «Т Плюс», указавшим в Акте дату признания узла учета тепловой энергии непригодным к эксплуатации с 5 января 2020 года, а не с даты истечения срока поверки (28 января 2020 года) прибора измерения температуры теплоносителя.

Целью периодической поверки любого прибора является определение соответствия показаний средства измерения регламентированным паспортным значениям. Если прибор в течение поверки в специализированной лаборатории показал соответствие паспортным значениям, то прибор возвращается на место эксплуатации. Если есть отклонения от паспортных значений, то производится настройка (ремонт) прибора, и он после этого возвращается на место эксплуатации. Если настройка (ремонт) не позволяет достичь паспортных значений, то прибор отбраковывается и заменяется на новый. Т.е. сам факт истечения срока поверки прибора совсем не означает того, что прибор сразу стал неработоспособным.

По паспортным данным у всех приборов узла учета межповерочный интервал - 4 года, а средняя наработка на отказ - не менее 75000 часов, что составляет при отопительном 7-ми месячном периоде не менее 15-ти лет.

На момент проверки 29.01.2020 г. все 3 типа измерительных приборов (по пп.1, 2 и 3) находились в работоспособном состоянии и выдавали требуемые показания, а именно:

1. температура воды на входе - 80С°, на выходе - 43С° (определяет термопара);

2. объем протока воды - 3,45 мЗ/час (определяет расходомер);

3. мгновенный объем снятого тепла - 0,072 Гкал/час (определяет тепловычислитель). Исключение составлял 1 расходомер (на обратном трубопроводе), который не выдавал показания.

Таким образом, узел учета в целом на момент проверки 29.01.2020 г. все равно находился в работоспособном состоянии, несмотря на то, что у 1-го измерительного прибора истек строк поверки.

Но, так как 28 января 2020 года истек срок поверки одного из приборов, то согласно п.59.1 Постановления Правительства РФ №354 в отопительный период 2019-2020 гг. в расчете за поставку тепловой энергии в феврале, марте и апреле 2020 г. АО «ЭнергосбыТ Плюс» были использованы расчетные «среднемесячные объемы потребления коммунального ресурса» на основе базы данных по принятым к учету объемов тепловой энергии в октябре, ноябре и декабре 2019 года и в январе 2020 года по действующему прибору учета.

Для проведения поверки прибора и установления начала нового отсчета межповерочного интервала Постановлением Правительства РФ №354 дается 3х-месячный срок (90 дней), в течение которого и используются расчетные «среднемесячные объемы потребления коммунального ресурса».

Начать работы, связанные с проведением поверки прибора, сразу после подписания Акта проверки узла учета тепловой энергии было нецелесообразно, так как это был месяц январь и еще продолжался отопительный период 2019-2020 г.г.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 1 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Правительство РФ 02.04.2020г. года приняло Постановление №424, вступившее в силу 6 апреля 2020 года, «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в п.1 которого сказано «Приостановить до 1 января 2021 года действие положений подпункта «а» пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта «д» пункта 81(12)... . Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»...».

Согласно п.п. «д» п. 81 (12) Постановления Правительства РФ №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Постановлением Правительства РФ №424 устанавливался временный мораторий до 01.01.2021г. на проведение любых работ по приборам учета, обеспечивающих соответствие этих приборов требованиям Постановления №1034 от 18 ноября 2013 года «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

На начало нового отопительного периода 2020-2021 гг. и у 2-х других измерительных приборов, входящих в узел учета, также истек срок поверки:

1. у прибора типа Карат-011 – 6 мая 2021 года,

2. у приборов типа ВЭПС – 26 июля 2021 года.

Принимая во внимание Постановление № 424 Правительства Российской Федерации, которое по сути продлевает межповерочный интервал у этих приборов до 1 января 2021 года, то и срок действия поверки этих 2-х приборов стал заканчиваться 1 января 2021 года, и значит в отношении этих приборов также действует восстановительный период в размере 90 дней.

С 1 октября 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области №750-П от 30.09.2019, жители г. Орска перешли на систему оплаты за отопление только в отопительный период в течение 7-ми месяцев в году (1/7), то сумма платежа за отопление в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, должна быть определена исходя из текущего фактического потребления тепловой энергии в каждый месяц отопительного периода 2020- 2021 г.г. по прибору учета.

Истец считает, что при расчете объемов тепловой энергии в октябре, ноябре и декабре 2020 г. и в январе 2021 г. по квартире должны быть использованы расчетные «среднемесячные объемы потребления коммунального ресурса» на основе базы данных по принятым к учету объемов тепловой энергии за отопительный период 2019-2020 гг. при системе оплаты «1/12», а не норматив.?

Определением от 21 мая 2021 года в качестве соответчика привлечено ПАО «Т Плюс».

Определением от 17 июня 2021 года в качестве соответчика привлечено Региональная общественная организация Объединение советов многоквартирных домов «Народное ЖКХ».

Определением от 30 июня 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена ФИО1

Решением мирового судьи судебного участка №5Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 2 июля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд обязал ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг за отопление за период октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года (включительно) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий период – 2019-2020 г.г. согласно показаниям общедомового прибора учета многоквартирного жилого дома <адрес>. В удовлетворении исковых требований ФИО2 к АО «ЭнергосбыТ Плюс», РОО ОС «НЖКХ» об обязании произвести перерасчет за пользование коммунальной услуги в виде поставки тепловой энергии для отопления судом отказано.

С решением мирового судьи не согласился ответчик ПАО «Т Плюс», в связи с чем подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

В обоснование своих доводов ссылается на то, что Постановлением Правительства № 424 от 2 апреля 2020 года до 1 января 2021 года приостановлено действие, в том числе положений п.п. «д» п. 81(12) Правил № 354, предусматривающего случаи выхода прибора учета из строя - истечение межповерочного интервала поверки приборов учета. Данный пункт распространяет свое действие на приборы учета индивидуального использования, а не общедомовые.

Пункт 81(12) Правил № 354 является частью пункта 81, который предусматривает порядок ввода и проверки индивидуальных приборов учета, установленных в жилом или нежилом помещении.

В соответствии с п. 3 Правил № 354 утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что разъяснения по применению указанных Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от № 34716-0/1/04 п. 1 Постановления № 424 касается только индивидуальных приборов учета. Пунктом 81(12) Правил № 354 перечислены случаи, при которых индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя.

Случаи выхода из строя регулируются п. 75 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», а не Правилами № 354. В отношении данного пункта никаких актов, приостанавливающих его действие, на законодательном уровне принято не было.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» при установлении факта выхода из строя общедомового прибора учета руководствовалось п. 75 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

При проведении расчетов за отопление при выходе из строя общедомового прибора учета ПАО «Т Плюс» был применен п. 59 (1) Правил № 354, который также не был приостановлен ни одним нормативным актом.

Вывод суда о том, что при расчете объемов тепловой энергии в октябре, ноябре, декабре 2020 года и январе 2021 года должны быть использованы расчетные «среднемесячные объемы потребления коммунального ресурса» на основе базы данных по принятым к учету объемов тепловой энергии за отопительный период 2019-2020 гг., а не норматив прямо противоречит п. 59(1) Правил № 354, согласно которому плата за отопление определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее б месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

По истечении указанного в пункте 59(1) Правил № 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Так, ежемесячный расчет начислений с мая по сентябре 2020 года составил: 0,007 Гкал/кв.м. (норматив)*83,9 кв.м, (площадь квартиры истца)*1774,80 руб./Гкал (утвержденный тариф)=1042,34 рублей.

С 1 октября 2020 года на основании постановления Правительства Оренбургской области от 30 сентября 2019 года № 750-п расчет начислений за отопление производится по фактическому потреблению. Расчет начислений за отопление с октября 2020 года составляет: 0,035 Гкал/кв.м. (норматив)*83,9 кв.м, (площадь квартиры истца) * 1774,80 руб./Гкал(тариф)=5360,60 рублей.

Следовательно, в отопительный период 2020-2021 г.г. расчет начислений за отопление производился исходя из утвержденного норматива (постановление Правительства Оренбургской области от 17 августа 2012 года № 68б-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг не территории Оренбургской области»), который составляет 0,036 Гкал/кв.м.

11 февраля 2021 актом введен в эксплуатацию узел (прибор) учета тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды). Начисление платы за отопление с февраля 2021года производилось по показаниям ОДПУ Взлет ТСРВ-043, .

С учетом изложенного, действия ПАО «Т Плюс» по начислению платы за отопление октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года являются законными. Оснований для проведения перерасчета и списания образовавшийся суммы задолженности ФИО2 не имеется.

Примененный решением суда способ расчета платы за отопление с использованием расчетных «среднемесячных объемов потребления коммунального ресурса» на основе базы данных по принятым к учету объемов тепловой энергии за отопительный период 2019-2020 гг. не предусмотрен ни одним нормативно-правовым актом.Оформление технологического присоединения и получение технических условий - это обязанность лиц, ответственных за содержание общедомового имущества, которую они должны выполнять своевременно. В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 13,08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», п. 18 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна своевременно предпринимать меры для обеспечения непрерывной работы общедомовых приборов учета. В судебное заседание представитель ответчика ПАО «Т Плюс», извещенный надлежащим образом, не явился, ранее в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Истец ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ПАО «Т Плюс», в судебном заседании пояснил, что Предметом судебного спора между Истцом и Ответчиком являются суммы начисления Ответчиком и фактическая оплата Истцом коммунальной услуги за отопление квартиры Истца за 4-е месяца отопительного периода 2020-2021гг., а именно за октябрь, ноябрь, декабрь 2020г. и январь 2021г. Разница между начисленной оплатой Ответчиком и фактической оплатой Истцом за 4-е месяца, а именно за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года, составляет всего 14146,26 руб. Вопреки доводам представителя ПАО «Т Плюс», способ расчета платы исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за 2019-2020 годы, предусмотрен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года. Считает неверным утверждение Ответчика о том, что Постановление Правительства № 424 от 2 апреля 2020 года распространяет свое действие на приборы учета индивидуального использования, а не общедомовые.Пункты 81.1-81.14 в Правилах №354 были добавлены в Раздел VII под названием «Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний» пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 19 сентября 2013г. №824 "О внесении изменений в Правила № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Даже из самого названия Раздела VII видно, что используется словосочетание приборы учета без разделения на индивидуальный, общий (квартирный) и коллективный (общедомовой). В письме от 1 сентября 2020 года за №34716-ОЛ/04 Министерства с:троительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ дается не новая трактовка Постановления № 424, а просто разъяснения о том, как начисляется оплата для индивидуальных приборов учета согласно подпункту «а» п. 59 и п.60 Правил №354 в условиях действия Постановления №424 (п.п. «д» п.81(12)). Поскольку согласно ст. 36 Главы 6 Жилищного Кодекса РФ №188-ФЗ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), то получается, что фактически этот коллективный (общедомовой) прибор учета можно считать коллективно-индивидуальным, т.е., де-юре — коллективный, а де-факто - индивидуальный, так как с помощью тепловычислителя, входящего в состав прибора учета тепловой энергии и вычисляется объем тепловой энергии для каждого жилого помещения (квартиры) в доме за расчетный период. Установить индивидуальные приборы учета тепловой энергии в квартирах не представлялось возможным, так как изначально в проекте многоквартирного дома это не предусматривалось. В судебном споре под понятием источник тепловой энергии следует понимать Орскую ТЭЦ, которая принадлежит Ответчику (ПАО «Т Плюс»), а под потребителем тепловой энергии - Истца. И в Правилах №1034 вообще нет упоминаний о видах приборов учета тепловой энергии, которые могут устанавливаться у Потребителя, будь то индивидуальные, общие (квартирные) или коллективные (общедомовые). А следовательно и нет указаний о случаях, при которых приборы учета считаются вышедшими из строя. Все требования к приборам учета коммунального ресурса у Потребителя прописаны в Правилах №354 и в п. 81.12 этих Правил перечислены случаи, при которых прибор учета считается вышедшим из строя. Истец считает, что ссылка Ответчика на п.75 Правил №1034 некорректна. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в тепловом узле многоквартирного дома, который был признан вышедшим из строя 28.01.2020г. в отопительный период 2019-2020 г.г. по причине истечения срока поверки одного из приборов измерения (подпункт «д» и.81.12 Правил №354), был вновь восстановлен 28.01.2021г., и весь период реконструкции узла учета с заменой приборов на новые после истечения срока поверки 28 января 2020 года одного измерительного прибора уложился в нормативный срок 90 дней (3 месяца по п.59.1 Правил №354). Представитель ответчика РОО ОС «Народжное ЖХК» ФИО3 в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ПАО «Т Плюс», полагал, что решение мирового судьи законно и обосновано, постановлено с учетом всех обстоятельств дела. Возражал против утверждения ответчика ПАО «Т Плюс» о том, что мораторий в части поверки приборов учета действовал лишь в отношении индивидуальных приборов учета. Также ПАО «Т Плюс» необоснованно ссылается на положения о коммерческом учете тепловой энергии, поскольку многоквартирный дом не является не источником энергии, а потребителем. Представитель третьего лица АО «ЭнергосбыТ Плюс», третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли, об уважительных причинах неявки суд не известили.Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик ФИО2 и третье лицо ФИО1 являются собственниками по <данные изъяты> доли каждый <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Для расчета платы за коммунальную услугу «отопление» по адресу: <адрес> 1 мая 2018 года открыт лицевой счет , оформленный на имя ФИО2 Площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. С декабря 2020 года расчет начислений производится по лицевому счету , данные о котором отражены в платежных документах, выставляемых истцу. Обязанность по содержанию общего имущества собственников помещений возложена Жилищным кодексом на управляющую организацию, в данном случае на РОО ОС «Народное ЖКХ». Исполнителем коммунальной услуги «отопление» в отношении жилого дома <адрес> является ПАО «Т Плюс».

Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ПАО «Т Плюс» заключен агентский договор, согласно которому Агент (АО «ЭнергосбыТ Плюс») обязуется за вознаграждение и по поручению Принципала (ПАО «Т Плюс») совершать юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы), связанные с осуществлением Принципалом своей деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с подпунктом «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, одной из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил № 491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пп. «г» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенных норм, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил № 491.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - новые Правила) и изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно п. 80 Правил № 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

При этом в соответствии с п.п. «д» п. 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который 29.01.2020 года признан непригодным к коммерческому учету в связи с истечением сроков поверки, о чем составлен акт.

Таким образом, с указанной даты многоквартирный дом, в котором проживает истец, считался не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Пунктом 59 (1) Правил № 354 предусматривается льготный период длиной в 3 месяца (начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии), в течение которого расчета ведется исходя из среднемесячных показаний.

Согласно п. 60(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.

В силу абз. 2 пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Введение нового общедомового прибора учета отопления в эксплуатацию в многоквартирном доме, в котором проживает истец, осуществлено 28.01.2021 года.

К началу отопительного сезона в октябре 2020 года льготный период, предусмотренный п. 59 (1) Правил № 354, истек. При таких обстоятельствах, в период с октября 2020 года по январь 2021 года ПАО «Т Плюс» имело право начислять суммы платы за отопление из расчета по нормативу.

Суд полагает несостоятельной ссылку истца на Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым до 1 января 2021 года приостанавливается действие положений пп. "д" п. 81 (12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку оно регулирует правоотношения исключительно с бытовыми потребителями по вопросу индивидуальных приборов учета, возникшие после 6 апреля 2020 года и на общедомовые приборы учета оно не распространяется. Кроме того, суд отмечает, что Постановление Правительства № 424 не применяется в отношении приборов учета, межповерочный интервал которых истек до вступления указанного Постановления в силу (т.е. до 6 апреля 2020 года).

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи в части обязания ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

апелляционную жалобу истца публичного акционерного общества «Т Плюс» – удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 2 июля 2021 года по гражданскому делу по по иску ФИО2 к акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», публичному акционерному обществу «Т Плюс», Региональной общественной организации Объединение советов многоквартирных домов «Народное ЖКХ» об обязании произвести перерасчет за пользование коммунальной услуги в виде поставки тепловой энергии для отопления отменить в части обязания публичного акционерного общества «Т Плюс» произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь 2021 года (включительно) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий период 2019-2020 года согласно показаниям общедомового прибора учета многоквартирного жилого дома <адрес>.

Вынести по делу в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к публичному акционерному обществу «Т Плюс» отказать.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 2 июля 2021 года отставить без изменений.

Судья Е.В. Клейн

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 года