ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-8/12 от 18.12.2012 Третьяковского районного суда (Алтайский край)

Дело № 11-8/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 декабря 2012 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Никитиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кулиевой И.В. на решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края по делу по иску Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району к Кулиевой И.В. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району обратилось к мировому судье с иском к Кулиевой И.В. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ Кулиева И.В. обратилась в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району для оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Она подала заявление о предоставлении субсидии и была предупреждена об ответственности за полноту и достоверность предоставленных справок о составе семьи и совокупном доходе семьи, а так же о том, что в случае выявления недостоверных данных она теряет право на получение субсидии.

Порядок и условия предоставления субсидий установлены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Размер субсидии определяется как разница между расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанными исходя из стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (18% - для семей со среднедушевым доходом до 2-х величин включительно установленного в крае прожиточного минимума).

Согласно законодательству для определения права на субсидию заявитель предоставляет сведения обо всех доходах, полученных им и каждым членом семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Пунктом 14 Правил предусмотрена ответственность заявителя за достоверность предоставления сведений и документов. В случае предоставления получателем субсидии неполных или заведомо недостоверных сведений субсидия прекращается. При этом необоснованно полученная субсидия подлежит возврату. Возврат производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата излишне полученные суммы субсидий истребуются в судебном порядке.

Механизм исчисления совокупного дохода семьи при рассмотрении ее права на получение субсидии закреплен в Разделе 5 Правил, согласно которому в совокупный доход семьи учитываются виды доходов, указанные в Перечне видов доходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец указал, что Кулиева И.В. представила свои доходы, полученные в Фонде занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые составили за май – 3465,84 рублей, за июнь - 6489,34 рублей, за июль - 5325,98 рублей, за август - 6180,32 рублей, за сентябрь - 5210,86 рублей + 800 рублей.

Доходы от работы в ОАО «Россельхозбанк» за октябрь 2011 года составили 1807,14 рублей.

Доходы от работы в качестве индивидуального предпринимателя за сентябрь 2011 года составили 1160,00 рублей, за октябрь 2011 года - 6610,00 рублей.

Доход супруга ответчика - Кулиева А.А., был представлен за 6 месяцев 2011 года, который составил за май - 13187,63 рублей, за июнь - 13449,50 рублей, за июль - 12962,37 рублей, за август - 11532,25 рублей, за сентябрь - 12666,36 рублей, за октябрь - 27530,61 рублей.

Кулиева представила документы о наличии в семье 2 несовершеннолетних детей, не имеющих доходов.

В результате этого совокупный доход семьи Кулиевой И.В. в месяц без ЛПХ составил 21396,36 рублей, с учетом ЛПХ - 22037,26 рублей, среднедушевой доход составил - 5509,32 рублей. Прожиточный минимум - 6211,50 рублей.

Кулиевой И.В. была назначена субсидия в размере 1895,99 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки достоверности представленных Кулиевой И.В. сведений о доходах, было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получила из Центра занятости на организацию самозанятости 58800 рублей, о которых она не сообщила истцу при обращении с заявлением о назначении субсидии.

В соответствии с абз. 5 подп. «д» п. 1 Перечня в совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина учитывается, в том числе, пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам.

По мнению истца средства, предоставленные гражданину на организацию предпринимательской деятельности, относятся к иным выплатам безработным гражданам и, соответственно, учитываются для исчисления совокупного дохода семьи при определении права на предоставление субсидий.

Истец произвел расчет совокупного дохода семьи ответчика с учетом суммы, предоставленной ей на организацию предпринимательской деятельности. Данный доход составил 31837,26 рублей, среднедушевой доход составил 7959,32 рублей при прожиточном минимуме 6211,50 рублей.

Истец считает, что среднедушевой доход семьи Кулиевой И.В. с учетом суммы, предоставленной ей на организацию предпринимательской деятельности, выше прожиточного минимума, поэтому субсидия ответчику не может быть назначена.

Всего на счет Кулиевой И.В. были перечислены следующие суммы субсидии: декабрь 2011 года - 1895,99 рублей, январь 2012 года - 1894,31 рубля, февраль 2012 года -1892,63 рубля, март 2012 года - 1894,31 рубля, апрель 2012 года - 1854,64 рубля, май 2012 года - 1854,64 рубля.

Мо мнению истца Кулиева И.В. незаконно получила всего 11286,52 рубля субсидий. От добровольного возмещения незаконно полученной суммы отказывается.

Истец просил взыскать с Кулиевой И.В. незаконно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 11286 рублей 52 копейки для возвращения в бюджет Алтайского края.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ иск Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району к Кулиевой И.В. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворен.

С ФИО1 в пользу Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району взыскана незаконно полученная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 11 286 рублей 52 копейки.

Взыскана с ФИО1 в доход муниципального образования в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края государственная пошлина в сумме 451 рубль 46 копеек.

ФИО1 с решением мирового судьи не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой. Она считает, что мировой судья неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела.

Считает, что вывод суда о том, что она не в полном объеме предоставила сведения о доходах, полученные из Центра занятости не основан на материалах дела и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Все сведения о полученных выплатах из Центра занятости предоставляются в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району в порядке электронного обмена (п.2.2.1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ). Данный договор имеется в материалах дела.

ФИО1 ВА. настаивает, что справка из Центра занятости, подтверждающая выплату 58800 рублей, является недопустимым доказательством, а данная выплата не является доходом безработного гражданина, поскольку сумма 58800 рублей выплачена ИП ФИО1 Данная выплата не может относиться к иным доходам безработных граждан, так как Налоговым кодексом РФ ст. 346.17 и письмом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ определена судьба этих выплат, даются разъяснения, как индивидуальные предприниматели должны вести учет данных выплат и их использование, в течении какого срока учитываются данные выплаты согласно применяемой системе налогообложения. Учитывая систему налогообложения, выбранную ИП ФИО1 (Упрощенная система налогообложения - УСН объект Доход»), а также то, что ею не были нарушены условия получения данной выплаты, сумма 58800 рублей в декларации за 2011 год не учитывается.

Кроме того, в справке указано, что данная сумма была перечислена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует периоду, за который исчислялся совокупный доход семьи.

Данным обстоятельствам не дана надлежащая оценка судом первой инстанции.

Иных доказательств о том, что данный доход ответчиком получен как безработным гражданином, суду не предоставлено. Письменное возражение ответчика в судебном заседании не исследовано.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» п.п. «г» п. 8 Правил, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения. Согласно п. 36 Правил индивидуальные предприниматели не могут как-то иначе подтверждать свои доходы.

Не дана правовая оценка тому факту, что согласно п. 10 Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 Правил, соцзащита не имеет права. Соцзащита не может принимать во внимание иные доказательства о доходе ин7дивидуального предпринимателя, кроме как налоговой отчетности избранной системы налогообложения.

ФИО1 просит отменить решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель истца Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району ФИО2 иск поддержал, с жалобой не согласен, просит решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Ответчик ФИО1 иск не признала, считает, что денежная сумма выплаченная ей Центром занятости на организацию самозанятости в совокупный семейный доход не входит, в связи с чем субсидия на оплату жилого помещения Управлением соцзащиты ей выплачивалась на законных основаниях. Доводы жалобы поддерживает, просит решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района отменить, производство по делу прекратить.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, проверив письменные доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене в связи с неправильным применением норма материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ
«О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 2 ст. 35 указанного Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 2 Закона занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

ФИО1 в установленном порядке была признана безработным гражданином, в связи с этим ей выплачивалось пособие по безработице по сентябрь 2011 года (л.д. 18).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ указанным налогоплательщиком подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ объект налогообложения «Доходы». Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом налогового органа (л.д. 68).

В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 была снята с учета в качестве безработного, стала считаться занятым гражданином.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет ответчика поступили денежные средства в сумме 58800 рублей на содействие самозанятости безработного гражданина, а именно целевая субсидия от Центра занятости на открытие собственного дела, развитие деятельности индивидуального предпринимателя. Указанные денежные средства ФИО1 направила на реализацию бизнес-плана, который ею был заявлен и защищен.

За период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2011 году ФИО1 имела доход 7700 рублей (л.д. 21). За этот же период ответчиком предоставлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д. 45-47), где отражена налоговая база для исчисления налога за налоговый период 7700 рублей (л.д. 47).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району для оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 16). При подаче заявления она представила документы, подтверждающие право её семьи на получение субсидии. В соответствии с указанными документами совокупный, среднедушевой доход её семьи составил 5509 рублей 32 копейки (л.д. 30), что является ниже прожиточного минимума. На основании этого ФИО1 была назначена субсидия на оплату жилья в размере 1 895 рублей 99 копеек на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29). В последующем производился перерасчет субсидии, всего ответчику выплачено 11286 рублей 52 копейки (л.д. 31).

Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно подп. «г» п. 8 указанных Правил для получения субсидии индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Аналогичное разъяснение содержится в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, из Письма следует, что указанные положения введены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распространены на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом налогоплательщики, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период в графе 4 раздела I книги учета доходов и расходов, указанные суммы выплат не учитывают.

Таким образом, если сумма субсидии на открытие собственного дела, полученной индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке, и применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, израсходована полностью по целевому назначению согласно условиям ее предоставления, то в доходах такая сумма учитываться не должна.

Учитывая изложенное, при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, сумму полученных выплат учитывать не должны.

С учетом указанных требований ФИО1, избрав упрощенную систему налогообложения, обоснованно не включила сумму 58800 рублей в налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д. 45-47). Данная сумма ею получена в качестве индивидуального предпринимателя, а не безработного гражданина, что подтверждается письменными доказательствами, исследованными в суде. ФИО1 не оспаривает в судебном заседании факт получения данной суммы на содействие самозанятости.

В связи с изложенным, суд не принимает во внимание доводы искового заявления, а также доводы представителя истца Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району ФИО2 о том, что сумма выплат на содействие самозанятости безработных граждан относится к иным выплатам безработным гражданам и учитывается для исчисления совокупного дохода семьи при определении права на предоставление субсидий. Данные доводы опровергаются приведенными требованиями закона и подзаконными актами.

Таким образом, ФИО1 при оформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представила достоверную информацию о доходах семьи, а также о своих доходах. Ей на основании представленных документов законно и обоснованно была назначена субсидия на оплату ЖКУ.

Суд считает иск Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, как незаконное, апелляционная жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району к ФИО1 о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья О.И. Каплунова