Дело № 11-8/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2018 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре Хамидуллиной А.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «Панорама Тур» на решение мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ иску ФИО2, ФИО1 к ООО «Панорама Тур», ООО «География», ООО РГ «Максимум», ПАО «Авиакомпании «Сибирь» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, и ФИО1 обратились в суд с иском к ООО «Панорама Тур», ООО «География», ООО РГ «Максимум», Авиакомпании «Сибирь» о защите прав потребителей, возмещении ущерба в размере выплаченного штрафа, компенсации морального вреда. В обосновании указали, что ДД.ММ.ГГГГ ими был приобретен в ООО РГ «Максимум», которые фактически перенаправили их в ООО «География», пояснив, что нужный им тур формирует Натали Турс, а с ними работает именно ООО «География». Оплата за тур была произведена в полном объеме ООО «География». До этого за границу через Москву они не летали, поэтому о требуемом времени на пересадку с внутреннего на международный рейс не знали. Регистрация произведена в аэропорту <адрес> сразу на два рейса: Уфа – Москва, Москва – Дубаи, багаж был зарегистрирован сразу до Дубаи, в аэропорту <адрес> при регистрации разъяснили, что багаж в <адрес> получать не нужно, т.к. он будет перегружен в <адрес> с одного самолета на другой. Таможню и паспортный контроль в аэропорту <адрес> они не проходили. В аэропорту Домодедово <адрес> из самолета до аэровокзала доставляли долго, примерно полчаса, так как доставляли автобусом, рукав не подавался. Прибытие было на 1 этаж аэровокзала. Вылет в Дубаи осуществлялся после прохождения паспортного и таможенного контроля. Прохождение контроля заняло примерно 40 минут. О том, что они опаздывают на рейс по громкой связи не объявляли, объявили только, что их чемоданы выгружены, когда самолет улетел. В аэропорту Домодедово <адрес> представителя ООО «Панорама Тур» ночью не было, поэтому сразу после получения багажа позвонили оператору в <адрес>. На стойке турфирм аэропорта им сообщили, что представитель ООО «Панорама Тур» будет к 13:00 часам. По приезду представитель ООО «Панорама Тур», они сообщили о возникшей проблеме и попросили урегулировать спор, на что им ответили: «купите новый билет и летите в Дубаи, чтобы не пропал тур». Они были вынуждены приобрести новые билеты на общую стоимость 23 002 рубля с вылетом из аэропорта Внуково и уехали туда на такси, потратив еще 2 500 рублей. Только приехав и разместившись в Дубаи, узнали, что их обратный вылет был аннулирован в связи с нарушением последовательности перелета, и разъяснено, что придется купить новые билеты, либо оплатить штраф. Пришлось оплатить штраф в размере 30 445 рублей на счет ООО «География». После возвращения из тура была направлена претензия, на которую поступил отрицательный ответ.
Решением мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2, ФИО1 к ООО «Панорама Тур», ООО «География», ООО РГ «Максимум», ПАО «Авиакомпании «Сибирь» о защите прав потребителей удовлетворены частично.
Судом решено взыскать с ООО «Панорама Тур» в пользу солидарных истцов ФИО2, ФИО1 сумму выплаченного штрафа в размере 30 445 рублей, штраф по п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 15 722, 50 рубля.
Взыскать с ООО «Панорама Тур» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Взыскать с ООО «Панорама Тур» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы за оказание юридических услуг, услуг представителя с учетом ст. 100 ГПК РФ в размере 8000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «Панорама Тур» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 885,02 рубля.
Мировой судья вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика ООО «Панорама Тур» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права. Туристический продукт был подготовлен к реализации в полном объеме в соответствии с обязательствами возложенными на туроператора действующим законодательством. Истцами был заключен данный договор с ООО Рекламной группой «Максимум», которое приняло у них денежные средства. Договоры с физическими лицами ООО «Панорама Тур» не заключает, работает только с юридическими лицами, не бронирует туристические продукты, таким образом не может нести ответственность в служившейся ситуации. Туристический продукт не аннулировался, туристы воспользовались всем комплексом услуг, включая проживание в отеле, в полном объеме. Истцами были приобретены авиабилеты по тарифу, по которому при обмене билета с тарифа «туда и обратно» на тариф «в одну сторону» применяются штрафы. Истцами добровольно был заключен договор воздушной перевозки на более выгодных для них условиях, в связи с чем основания для взыскания стоимости неиспользованной воздушной перевозки в указанной истцами не имеется.
Агентством ООО «География» были забронированы авиабилеты, выписаны на едином бланке при выполнении авиаперелетов двумя авиакомпаниями. При бронировании авиабилетов агентство должно было учитывать время для регистрации на стыковочный рейс не менее двух часов. Авиаперевозку производила авиакомпания «Сибирь». Учитывая особенности транспортного законодательства ответственность за задержку отправления и за просрочку доставки пассажиров несет перевозчик (независимо от того идет речь об обычной или о чартерной перевозке). Таким образом туристическая фирма не может нести ответственность за качество авиаперелета, за время отведенной для пересадки между рейсами несет авиакомпания. Из чего следует, что ООО «Панорама Тур» не может нести ответственность в рамках данного события в связи как отсутствием вины в произошедшим, так и каких-либо нарушений по исполнению обязательств по договору. Ответственность за вынужденное переоформление авиабилетов в связи с опозданием на стыковочный рейс несет турагентство и авиаперевозчик.
Также истцами не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие в действиях ответчика нарушений прав истцов, как потребителя, не приведены доказательства нравственных страданий, в связи с чем требования истцов о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежат.
В связи с чем просит суд решение мирового суда отменить в полном объеме.
Заявитель по апелляционной жалобе ООО «Панорама Тур» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО1, представители ООО «Геграфия», ООО РГ «Максимум в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Авиакомпания Сибирь», в судебное заседание не явился, представил суду возражение на апелляционную жалобу, согласно которой, просил оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения. Представил заявление о возможности рассмотрения жалобы без участия представителя.
Представитель заинтересованных лиц ФИО2, ФИО1, ФИО5, просил оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Заслушав представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов жалобы истца, суд не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право, в частности, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе, информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
В силу ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" № от ДД.ММ.ГГГГ продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
В силу ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
В соответствии с абз. 3 ст. 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени (абз. 4, 5 ст. 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО Рекламная Группа «Максимум» был заключен договор № о реализации туристского продукта турагентом, оформлена заявка (лист бронирования) - 393764, где турагент осуществляет бронирование туристского продукта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАЭ на туристов ФИО2, ФИО1 на общую стоимость 190 501 рубль с авиаперелетом Уфа-Дубаи-Уфа. Оплата ФИО2 произведена в по квитанции к приходному кассовому ордеру ООО «География» №Уфа/601 от ДД.ММ.ГГГГ Авиаперелет Уфа-Дубаи-Уфа осуществлялся авиакомпанией «Сибирь» (S7Airlines) по ваучеру, выданному ООО «География» от имени ООО «Панорама Тур» ( «Натали Турс»), номер рейса - S798, вылет из аэропорта <адрес> внутренними авиалиниями ДД.ММ.ГГГГ в 22 ч. 25 мин. с пересадкой в аэропорту Домодедово <адрес>.
Регистрация туристов ФИО7 произведена в аэропорту <адрес> сразу на два рейса: Уфа-Москва, Москва-Дубаи, без получения багажа в аэропорту <адрес>. Время прилета в аэропорт <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 22 ч. 30 мин.. Высадка пассажиров из самолета в аэропорту Домодедово <адрес> производилась путем подачи автобусов к трапу самолета и их последующей перевозкой к зданию аэровокзала.
В соответствии с посадочным талоном время вылета рейса S74161 из аэропорта <адрес> в Дубаи ДД.ММ.ГГГГ в 23 ч. 45 мин., время посадки до 22-45 ч., таким образом, при продаже туристского продукта продукт был сформирован таким образом, что стыковочное время при пересадке с внутреннего рейса на международный рейс составило 1 ч. 15 мин., время для перехода транзитного пассажира с момента высадки до максимально возможного момента явки на посадку – 15 мин.
В соответствии с учебным пособием для агентской сети при работе в экранах авиакомпании «Сибирь» запрос минимального стыковочного времени позволяет получить информацию о минимальном стыковочном времени между рейсами для каждого города, аэропорта.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были сделаны запросы В соответствии с информацией, предоставленной авиакомпанией «Сибирь», минимальное стыковочное время при пересадке с внутренних рейсов S7 0001 – 3999 на международные рейсы S7 4161 – 4164 составляет 100. В ответ на запрос суда Московский аэропорт Домодедово сообщил, что в соответствии с действующей в Московском аэропорту Домодедово Технологией обслуживания трансферных пассажиров для стыковок рейсов ВВЛ (внутренние воздушные линии) - МВД (международные воздушные линии) минимальное стыковочное время, предоставляемое авиакомпаниям для обслуживания трансферных пассажиров, составляет 80 минут; контроль посадки пассажиров согласно технологическому графику обслуживания воздушного судна (рейс ЕК 132 сообщением Москва Домодедово - ОАЭ Дубай) завершен в 23:32 ДД.ММ.ГГГГ; посадка пассажиров на рейс ЕК 132 сообщением Москва (Домодедово) - ОАЭ (Дубай) производилась в международном секторе; плановое время вылета воздушного судна рейс ЕК 132 23:45 ДД.ММ.ГГГГ; фактическое время вылета ВС - 00:07 ДД.ММ.ГГГГ; пассажиры ФИО2 и ФИО1 явились на выход № сектора «А» Московского аэропорта Домодедово в 23:45 ДД.ММ.ГГГГ. Для посадки на рейс Москва - Дубаи S74161 авиакомпании S7Airlines, с плановым вылетом ДД.ММ.ГГГГ в 23 ч 45 мин., пассажирам необходимо было пройти из внутреннего терминала 2 в международный терминал 3, при этом пройти паспортный и таможенный контроль. Пассажиры обязаны были прибыть на посадку не менее чем за 1 час до вылета самолета, что подтверждается посадочным талоном. Истцы опоздали на рейс S74161, успев пройти паспортный контроль, в связи с чем ФИО7 были аннулированы посадочные талоны. Данные факты подтверждаются посадочными талонами на рейс Москва-Дубаи на ДД.ММ.ГГГГ
В связи с опозданием на рейс Москва-Дубаи, истцами был получен багаж и по рекомендации представителя турфирмы самостоятельно за свой счет приобрести билеты на ближайший рейс Москва-Дубаи для сохранения оставшейся части тура и улететь в Дубаи самостоятельно, ими были приобретены билетов на рейс Москва-Дубаи на ДД.ММ.ГГГГ на 19.15 ч. по 11501 рубль на имя ФИО2 и ФИО1, что подтверждается копиями электронных билетов и кассовыми чеками.
По прилету в Дубае истцами был переоформлен билет согласно условиям тарифа перевозчика со штрафом в размере 260 евро за человека, который был ими оплачен что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру Уфа/715 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30 445 рублей.
На момент подписания договора турагент не представил истцам информацию что в случае опоздания на рейс по турпутевке, билеты «туда – обратно» аннулируется бронь, что делает невозможным перелет «обратно». О чем узнали истцы в ответ на претензию направленную ответчику ООО «Панорама Тур».
ДД.ММ.ГГГГ истцы направили в адрес ответчиков претензию о предоставлении информации о начислении штрафа и возврате денежных средств в размере 30 455 рублей. На которую ответчик ответил отказом.
В связи с этим, истцы обратились с исковым заявлением к ООО «Панорама Тур», ООО «География», ООО РГ «Максимум», Авиакомпании «Сибирь» о защите прав потребителей, с требованием о возмещении ущерба в размере выплаченного штрафа, компенсации морального вреда.
Указанные факт судом установлены и ответчиком ООО «Панорама тур» не опровергнуты
Довод представителя ООО «Панорама – Тур» о том, что ООО «Панорама –Тур» работает исключительно с юридическими лицами (агентствами)., между Истцом и ООО «Панорама Тур» отсутствуют какие-либо договорные отношения, в связи с чем, ООО «Панорама –Тур» не является надлежащим ответчиком по данному делу суд признает необоснованным, противоречащим гражданскому законодательству, разъяснениям Верховного суда РФ, фактическим обстоятельствам дела, т.к. истцы ФИО7 являлись потребителями сформированного ООО «Панорама–Тур» туристского продукта.
Уплаченную истцами сумму 30 445 рублей в качестве штрафа за нарушение последовательности купонов суд признает убытком потребителя, вызванным недостатком туристского продукта, подлежащим взысканию с ООО «Панорама Тур» так как убыток возник при формировании туристского продукта ООО «Панорама Тур». Вина ответчиков ООО «География», ООО РГ «Максимум», ПАО «Авиакомпании «Сибирь» в возникновении данного убытка судом не установлена.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред
В силу ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 1096 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
В соответствии со ст. 1098 ГК РФ продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать либо приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В силу ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с ч.ч. 1,4,6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно ч.ч. 1,5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:
турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо. Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.
Согласно пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона N 132-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 48 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17, разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов). По сделкам с участием граждан - потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытка с основного исполнителя (принципала).
Судом установлено и ответчиком ООО «Панорама тур» не опровергнуты утверждения истицы об отсутствии у нее достоверной информации об анулировании турпутевки по билету «туда-обратно»,в случае если турист воспользовался перелетом «туда», бронь авоматически аннулируется, что делает невозможным перелет «обратно».
Кроме этого, в материалах дела имеется субагентский договор по продвижению и реализации туристических продуктов и услуг заключенный между ООО «Панорама Тур» (субагент) и ООО «География» (агент), в соответствии с которым субагент обязуется по поручению агента, от своего имени, но за счет агента, реализовывать туристский продукт и туристические услуги, доводить информацию о туристском продукте туроператора до сведения туриста.
Также согласно договора №-Гео-2015 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «География» и ООО Рекламная группа «Максимум» заключили договор в соответствии с которым заказчик производит бронирование туристического продукта у туроператоров, реализовывает туристский продукт и туристические услуги, доводить информацию о туристском продукте туроператора до сведения туриста.
Таким образом, ответчик ООО "Панорама Тур" действую через агентов принял на себя обязательства по информированию туриста о необходимой информации туристического продукта, о маршруте и условиях путешествия.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенное законодательство, суд полагает правильными выводы суда об ответственности перед истцами ООО «Панорама Тур», не исполнившего надлежащим образом свои обязательства, по информированию истцов о туристическом продукте и возмещению убытков, причиненных истцам в связи с недостатком оказанной услуги.
При этом, с учетом представленных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о ненадлежащем качестве предоставленных туристических услуг, за которые присуждено возмещение, в виде уплаченной истцами суммы 30 445 рублей в качестве штрафа за нарушение последовательности купонов.
Несогласие с оценкой доказательств не является основанием для отмены решения суда, иных доказательств в опровержение представленных истцом, оцененных судом в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ в совокупности, ответчиком ООО «Панорама Тур» не представлено.
Судом правомерно, в т.ч. с учетом положений ст. 15, п.5 ст.28, ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей" взысканы убытки, и компенсация морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, отражены в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих достоверность экспертного заключения со стороны истца не представлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировым судьей дана всесторонняя, полная, объективная оценка всем представленным доказательствам по делу при этом, несоблюдение конституционно-правовых принципов, несоответствие избранного ответчиком способа защиты законных интересов не могут служить основанием приводящие к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам дана судом первой инстанции надлежащая в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для иной оценки представленных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, направлены на переоценку выводов суда, что в силу действующего законодательства не является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Панорама Тур» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий Харламов Д.А.