УИД 31MS0058-01-2020-003166-82 №11-8/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
поселок Ровеньки 13 апреля 2021 года
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Головчанова О. Н. при секретаре Поповой О. С., рассмотрев апелляционную жалобу Мельник С. П., Сирой Ю. В., Сирого В. Г. на решение мирового судьи судебного участка №1 Ровеньского района Белгородской области от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области к Мельник С.П., Сирой Ю.В., Сирому В.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (далее ООО «ЦЭБ») с 01.01.2019 г. оказывает ответчикам коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО).
ООО «ЦЭБ» обратилось в суд с иском, в котором просило солидарно взыскать с ответчиков задолженность по оплате коммунальной услуги за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. в размере 4267 руб. 52 коп. и государственную пошлину в возврат уплаченной, сославшись на то, что ответчики, будучи зарегистрированными по адресу: <адрес>, за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 года не производили оплату коммунальной услуги за обращение с ТКО.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя истца, который ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, поддержав исковые требования.
Ответчики подали в суд возражения на иск, в которых, признав факт оказания ООО «ЦЭБ» услуги по сбору и вывозу ТКО, просили в иске отказать, так как на территории Лозовского сельского поселения отсутствует схема размещения ТКО, услуга предоставляется ненадлежащего качества, между истцом и ответчиками отсутствуют договорные отношения по оказанию услуги на обращение с ТКО, они самостоятельно производят утилизацию растительных и пищевых отходов, и не согласны с расчетом объема отходов, за которые им начисляется плата.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Ровеньского района Белгородской области от 23 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены частично, суд солидарно взыскал с ответчиков задолженность по оплате коммунальной услуги – обращение с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. в размере 4267 руб. 50 коп. и государственную пошлину в возврат уплаченной в сумме 400 руб.
В апелляционной жалобе ответчики Мельник С. П., Сирая Ю. В. и Сирый В. Г. просят отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что договор с истцом на оказание услуги по обращению с ТКО они не заключали, услугами истца не пользуются, с расчетом объема отходов они не согласны, поскольку такого объема отходов не собирают.
Представитель истца о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, возражений на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании ответчики Сирая Ю. В. и Сирый В. Г. апелляционную жалобу поддержали по изложенным основаниям, дополнив, что образующиеся у них отходы они частично утилизируют в компостную яму, частично сжигают, а стекло и металл сдают в пункты приема.
Ответчик Мельник С. П. о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ответчиков, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на неё.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе: принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
На основании ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из представленных доказательств следует, что на территории Белгородской области по результатам конкурсного отбора, ООО "ЦЭБ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО и с ним с 01.06.2018 г. Департаментом ЖКХ Белгородской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 № 33/95 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области, который с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. составлял 533,44 руб./куб.м.
На основании приказа Департамента ЖКХ Белгородской области от 19.12.2018 №188 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области с 01.01.2019 года на 1 человека, проживающего в жилом помещении индивидуального жилого дома -2,4 куб.м. в год.
Право устанавливать нормативы накопления твердых коммунальных отходов предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ч. 1 ст. 24.6 и ч. 2 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Внесение платы за услуги ЖКХ – это обязанность граждан, что закреплено в ч.1 ст.153 ЖК РФ, согласно которой граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 ЖК РФ)
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы три человека - ответчики, наделенные правом пользования данным жилым помещением.
Данное обстоятельство ответчики не оспаривали.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что в силу приведенных положений закона у ответчиков с 01.01.2019 г. возникла обязанность по внесению платы за обращение с ТКО. Такую плату они обязаны вносить ежемесячно региональному оператору в размере, рассчитанном исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти Белгородской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии ответчиков с нормативом объемов накопления ТКО, могут являться основанием для оспаривания ими соответствующего приказа Департамента ЖКХ Белгородской области об установлении таких нормативов, но не указывают на неправильный расчет объема накопления отходов и платы за оказанную услугу, поскольку такой приказ является действующим.
Согласно п. 7.8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Белгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 21.11.2016 г. N400-пп, собственники жилых домов (домовладений) вправе осуществлять компостирование отходов органического происхождения. О принятом решении собственники жилых домов (домовладений) уведомляют регионального оператора для внесения изменений в ранее заключенные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и орган местного самоуправления для внесения сведений о компостных площадках в информационную систему "Инфраструктура пространственных данных Белгородской области".
Таким образом, складирование ответчиками отходов органического происхождения в компостную яму, на что они ссылались в суде апелляционной инстанции, может являться основанием для перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами лишь при выполнении ими требований п. 7.8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Белгородской области.
Однако, ни суду первой ни суду апелляционной инстанции ответчики не представили доказательств, что в установленном порядке уведомили регионального оператора и орган местного самоуправления о своем намерении осуществлять компостирование отходов органического происхождения, что могло бы являться основанием для внесения изменений в договор и перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Довод апеллянтов о том, что они не должны вносить плату за обращение с ТКО, поскольку не заключали с истцом договора на обращение с ТКО, основан на неправильном понимании закона.
В силу положений ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным договором.
Согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п.4 ст.426 ГК РФ).
Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156.
Пунктом 8 (17) указанных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В случае если потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не направил ему заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с указанными нормами, на официальном Интернет-сайте ООО «ЦЭБ» и в газете «Белгородские известия» №073 за 10.07.2018 г. опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор. 18.12.2018 г. в газете «Белгородские известия» №141 были опубликованы изменения, вносимые в указанную публичную оферту.
Таким образом, вывод мирового суда о том, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО между истцом и ответчиками является заключенным на условиях типового договора, является правильным. Факт отсутствия подписанного истцом и ответчиками письменного договора на бумажном или ином носителе не имеет юридического значения, поскольку ответчики не представили доказательств направления региональному оператору в установленный срок заявки и документов для заключения договора на иных условиях, отличных от типового.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с п.п. 16-18 утвержденного Правительством РФ типового договора, в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Ответчики не представили суду доказательств, что ими была соблюдена процедура фиксации нарушений условий договора оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, предусмотренная положениями типового договора, а также иных доказательств оказания истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества, поэтому, у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что истец оказывал ответчикам услуги ненадлежащего качества. Не имеется таких оснований и у суда апелляционной инстанции.
Предусмотренных законом оснований, для освобождения ответчиков от платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО судом не установлено. Доказательств оплаты за оказанную услугу за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. ответчики не представили.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчики не пользуются услугами истца и самостоятельно утилизируют и обезвреживают отходы путем сжигания и посредством сдачи в пункты приема допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждается. Представленная ответчиками видеозапись о том, как они утилизируют и обезвреживают образующиеся них отходы, как правильно указал суд первой инстанции, не имеет отношения к рассматриваемому периоду, за который истец просит взыскать задолженность, поскольку видеозапись, исходя из пояснений ответчиков в суде первой инстанции и даты создания видеофайлов, осуществлялась в 2020 году.
Кроме того, самостоятельное обезвреживание отходов путем сжигания может указывать лишь на нарушение ответчиками порядка обращения с ТКО.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Утилизацией отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Обезвреживание отходов – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание).
Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами собственником жилого дома установлен в ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, закон не допускает иной порядок обращения с ТКО, кроме как путем заключения соответствующего договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, собственники жилых домов не вправе самостоятельно осуществлять обезвреживание ТКО путем сжигания.
Поэтому, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков платы за обращение с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. Размер платы определен судом правильно, в соответствии с действующими тарифами и нормативами. Расчет задолженности и размер взысканной судом суммы ответчики не оспаривали.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Ровеньского района Белгородской области от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области к Мельник С.П., Сирой Ю.В., Сирому В.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мельник С. П., Сирой Ю. В., Сирого В. Г. - без удовлетворения.
Судья О. Н. Головчанов
Мотивированное определение изготовлено 19.04.2021 г.