ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9509/18 от 19.07.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11 -9509/2018 Судья Чистякова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Швайдак Н.А., Шушкевич О.В.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.,

19 июля 2018 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2018 г. по иску областного государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» к Шведову Евгению Васильевичу о взыскании расходов на обучение.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца областного государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» Забелиной А.ЕЕ, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Областное государственное учреждение «Противопожарная служба Челябинской области» (далее - ОЕУ «Противопожарная служба») обратилось в суд с иском к Шведову Е.В. о взыскании расходов на обучение в размере 7 316 рублей 43 копейки, расходов на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что Шведов Е.В. работал в ОЕУ «Противопожарная служба». На основании приказа от 07 сентября 2016 г. № **** «О направлении на обучение спасателей» в период с 12 по 30 сентября 2016 г. он направлен на обучение, стоимость которого в соответствии с государственным контрактом от 23 мая 2016 г. №**** составила 7 981 рубль 28 копеек. Со Шведовым Е.В. заключен договор на обучение от 09 сентября 2016 г. № ****, пунктом 2.3.5 которого предусмотрено, что работник обязан возместить работодателю понесенные в связи с обучением расходы в случае увольнения без уважительных причин до истечения трёх лет с момента окончания обучения - дата окончания обучения 30 сентября 2016 г., то есть Шведов Е.В. должен был отработать до 30 сентября 2019 г. Однако, 14 декабря 2016 г. ответчик уволен по собственному желанию. Поскольку ответчик уволен до истечения трёх лет с момента окончания обучения, то на нем лежит обязанность возместить затраты работодателя, понесенные им на обучение за 33 неотработанных месяца.


В судебное заседание представитель истца ОГУ «Противопожарная служба» не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Шведов Е.В.в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие оснований для взыскания расходов на обучение, поскольку договор на обучение он по своей воле не подписывал, аттестационные экзамены не сдавал, сертификат об обучении не получал. Фактически его обучение было повышением квалификации.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ОГУ «Противопожарная служба» просит отменить решение суда, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Указывает, что доводы ответчика о понуждении его к заключению ученического договора документально не подтверждены и являются необоснованными. Не согласны с позицией суда о том, что повышение квалификации за счет средств работодателя не может быть предметом ученического договора и взыскиваемые затраты учреждения не могут быть отнесены к обучению согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации и не могут служить основанием для возложения материальной ответственности, так как данная позиция противоречит трудовому законодательству.

В возражениях истца на апелляционную жалобу он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик Шведов Е.В. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Еражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу статьи 197 Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное


3

образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 07 октября 2008 г. Шведов Е.В. принят на работу в ОЕУ «Противопожарная служба» на должность ****, с ним заключен трудовой договор от 07 октября 2008 г. № ****. 30 июня 2014 г. он получил среднее профессиональное образование по специальности «****». 04 ноября 2014 г. ответчик переведен на должность ****, 14 декабря 2016 г. -уволен по собственному желанию (л.д.6-15,30,3 1,83-85).

Согласно Приказу МЧС России от 05 апреля 2011 г. № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделении пожарной охраны», действовавшему в период работы ответчика, **** при осуществлении деятельности обязан: выезжать на тушение пожаров и проведение АСР (аварийно-спасательных работ), знать тактико-технические характеристики пожарного инструмента и аварийно-спасательной техники, имеющейся на вооружении подразделения, проводить занятия с личным составом отделения, контролировать несение службы личным составом отделения, обеспечивать выполнение личным составом отделения нормативов по пожарно-строевой (пожарно-спасательной) подготовке и т.д. (л.д. 88).

Приказом ОЕУ «Противопожарная служба» от 07 сентября 2016 г. №**** в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации поисково-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Челябинской области, в целях обучения работников подразделений ОЕУ «ППС ЧО» по квалификации «спасатель» и на основании государственною контракта от 23 мая 2016 г. №**** организовано обучение работников 114-120 по квалификации «спасатель» в Федеральном автономной учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области» (далее - ФАК ДПО ФПС по Челябинской области) с 12 по 30 сентября 2016 г., включая **** Шведова Е.В. Данным приказом поручено главному бухгалтеру обеспечить направляемых на обучение работников денежными средствами на командировочные расходы, а


начальнику правового обеспечения организовать заключение с ними договоров на обучение (л.д. 18).

09 сентября 2017 г. между ОГУ «Противопожарная служба» (работодатель) и Шведовым Е.В. (работник) заключен договор № ****, согласно которому работодатель на основании приказа от 07 сентября 2016 г. №**** «О направлении на обучение спасателей» направляет работника для прохождения обучения по профессиональной переподготовке в ФАК ДПО ФПС по Челябинской области, продолжительность обучения работника с 12 по 30 сентября 2016 г., стоимость обучения, оплаченная работодателем, составляет 7 981 рубль 28 копеек, договор является дополнением к трудовому договору (л.д.29).

В соответствии с пунктами 2.3.4, 2.3.5 указанного договора работник обязан приступить к работе по окончании обучения и отработать в ОГУ «Противопожарная служба» в течении трёх лет, возместить работодателю понесенные в связи с обучением расходы в случае увольнения без уважительных причин до истечения трёх с момента окончания обучения. Возмещенные затраты исчисляются пропорционально фактически не отработанному сроку.

В период с 12 по 30 сентября 2016 г. ответчик прошел в ФАК ДПО ФПС по Челябинской области повышение квалификации по категории «****» в объеме 120 часов, о чем ему выдано удостоверение о повышении квалификации (л.д.67).

31 января 2017 г. истцом направлено Шведову Е.В. уведомление о возмещении понесенных в связи с его обучением расходов, в связи с увольнением без уважительных причин до истечения трёхлетнего срока с момента окончания обучения в сумме 7 316 рублей 43 копеек (л.д.32).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что прохождение обучения ответчика инициировано работодателем, новой профессии Шведов Е.В. не получил, имело место не профессиональное обучение или переобучение, а повышение квалификации работника и затраты истца не могут быть признаны материальной ответственностью работника в порядке статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца затрат на проведение повышения квалификации, поскольку в данном случае отсутствуют основания для возложения на работника материальной ответственности.

Доводы апелляционной жалобы истца о не согласии с позицией суда о том, что повышение квалификации за счет средств работодателя не может


5

быть предметом ученического договора и взыскиваемые затраты учреждения не могут быть отнесены к обучению согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, так как данная позиция противоречит трудовому законодательству, не являются основанием для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Деятельность противопожарной службы Челябинской области регламентирована Законом Челябинской области от 20 декабря 2012 г. №442-30 «О пожарной безопасности в Челябинской области», в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого противопожарная служба Челябинской области создается в форме областного государственного учреждения, является составной частью Государственной противопожарной службы и осуществляет взаимодействие с другими видами пожарной охраны на территории Челябинской области.

В силу статьи 2 этого Закона правовую основу обеспечения пожарной безопасности на территории Челябинской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О пожарной безопасности» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Челябинской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Челябинской области, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности на территории Челябинской области.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 мая 2016 г. №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) сотрудник федеральной противопожарной службы обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 77 Федерального закона дополнительное профессиональное образование сотрудников федеральной противопожарной службы осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Порядок организации дополнительного профессионального образования сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.


1

6

В силу пунктов 16, 17, 27, 36, 39-41 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06 октября 2017 г. № 428, дополнительное профессиональное образование личного состава федеральной противопожарной службы реализуется по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение сотрудников федеральной противопожарной службы по программам повышения квалификации осуществляется в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Сотрудникам федеральной противопожарной службы, успешно освоившим программу повышения квалификации или переподготовки и прошедших итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Профессиональное обучение личного состава федеральной противопожарной службы осуществляется по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки в образовательных организациях МЧС России, а также при необходимости в других организациях МЧС России, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельнсти по программам профессионального обучения. Обучение личного состава федеральной противопожарной службы по программам профессионального обучения организуется на основе ежегодных планов, определяющих категории должностей, сроки (даты) и планируемое количество подлежащих направлению на обучение сотрудников федеральной противопожарной службы. Кадровые подразделения органов, организаций, подразделений МЧС России на постоянной основе ведут списочный учет (пофамильные списки) сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих направлению на профессиональное обучение, организуют их направление на обучение в соответствии с утвержденными планами. Руководители органов, организаций, подразделений МЧС России обеспечивают направление сотрудников федеральной противопожарной службы на профессиональное обучение в образовательные и иные организации МЧС России в соответствии с утвержденными планами.

Частью 11 статьи 77 Федерального закона и пунктом 1 Правил возмещения сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной


службы и (или) замещении должности в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и увольнения со службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № 927, предусмотрена обязанность возмещения сотрудником федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности затрат на обучение только в случаях увольнения в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона: а) не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности; б) не менее трех лет - после отчисления из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в федеральной противопожарной службе; в) не менее пяти лет - при получении высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации по очной форме обучения в адъюнктуре образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности; г) не менее пяти лет - при приеме на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров по очной форме обучения в адъюнктуре в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности в год получения высшего образования предыдущего уровня в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Обязанность по возмещению сотрудником затрат на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) при увольнении Федеральным законом и вышеуказанными Правилами не предусмотрена. Отсутствуют такие нормы и в областном законодательстве.

Правовой анализ указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что периодическое дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации) для сотрудника государственной противопожарной службы является обязательным, не зависит от его волеизъявления, является условием выполнения аварийно-спасательных работ, входящих в должностные обязанности.

Из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что положения Федерального закона и приказов МСЧ России о повышении квалификации распространяются на работников ОГУ «Противопожарная служба», которые один раз в три года обязаны пройти повышение квалификации и не могут от него отказаться, без периодического повышения квалификации они не смогут работать.


Учитывая изложенное, а также отсутствие нормативно установленной обязанности для сотрудников государственной противопожарной службы возместить затраты работодателя на периодическое повышение квалификации судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и взыскания с ответчика в пользу истца понесенных затрат на обучение.

Ссылки в апелляционной жалобе истца на то, что доводы ответчика о понуждении его к заключению ученического договора документально не подтверждены и являются необоснованными, на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 498-0, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что Шведов Е.В. заключил 09 сентября 2017 г. договор не по своему добровольному желанию, а во исполнение приказа ОЕУ «Противопожарная служба» от 07 сентября 2016 г. №**** «О направлении на обучение спасателей» и в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями но проведению аттестации поисково-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Челябинской области, что следует из текста самих приказа и договора. Таким образом, судом правильно установлено отсутствие добровольности со стороны ответчика при заключении договора об обучении.

Указание в апелляционной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. № 16-КГ17-3 судебная коллегия считает необоснованным, поскольку данное определение содержит иные обстоятельства дела, не связанные с обязательным прохождением периодического повышения квалификации в государственной противопожарной службе.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Еражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ашинекого городского суда Челябинской области от 09 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» -без удовлетворения.

Председательсгвующий

Судьи: