ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9582/19 от 29.07.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-9582/2019 Судья Булавинцев С.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.

29 июля 2019 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО20 на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 октября 2018 г. по иску ФИО20 к Администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО20 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации г.Магнитогорска Челябинской области (далее - УСЗН г. Магнитогорска) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка от 27 июня 2018 г., возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

В обоснование требований указала, что 27 июня 2018 г. обратилась в УСЗН г. Магнитогорска с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка - ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В назначении указанного пособия ей отказано в связи с тем, что рожденный ребенок не является первым, поскольку 1 июня 2016 г. ФИО20 лишена родительских прав в отношении ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает отказ незаконным, поскольку при определении права на ежемесячную выплату не должен учитываться ребенок, в отношении которого она лишена родительских прав.

17 сентября 2018 г. в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика УСЗН г. Магнитогорска, не имеющего статуса юридического лица) на надлежащего ответчика - Администрацию г.Магнитогорска Челябинской области (л.д.20).

Истец ФИО20 и её представитель ФИО21 в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель ответчика Администрации г. Магнитогорска Челябинской области ФИО22 возражала против удовлетворения иска, указав о законности принятого решения.

Решением суда в удовлетворении требований ФИО20 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО20 просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами, при этом ответчик не представил доказательств принятия обжалуемого решения в рамках предоставленных ему полномочий и компетенции, а также законности спорного решения. Ссылается на Письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 12-1/10/П-1584, в котором содержится разъяснение о том, что при определении права на ежемесячную выплату не учитываются дети, в отношении которых заявители лишены родительских прав. Считает, что в соответствии со статьей 71 Семейного кодекса Российской Федерации ею утеряны все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого она лишена родительских прав, а также право на льготы и государственные пособия. Полагает, что лишение права на льготы и пособия, как санкция за невыполнение родительских обязанностей в отношении сына ФИО3., умершего ДД.ММ.ГГГГ г., было прекращено до вступления в законную силу Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в связи с чем к ней повторно применены санкции, лишающие права на льготы и государственные пособия в связи с рождением ФИО6.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация г.Магнитогорска Челябинской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 января 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 октября 2018 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО20 – без удовлетворения.

Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 3 июля 2019 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 января 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на судебное обжалование решений органов государственной власти, в том числе судебной (статья 46, части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной проверки решений судов по жалобам заинтересованных лиц; конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128 (определения от 15 января 2008 г. №107-О-О, от 15 мая 2017 г. №908-О и др.).

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, требования об оспаривании решений органа местного самоуправления об отказе в назначении и выплате денежных средств в связи с рождением первого ребенка фактически являются спором о наличии права конкретного лица на установление права на получение ежемесячных выплат и, как следствие, на получение им различных мер социальной поддержки. Ввиду этого такие требования, исходя из характера возникших правоотношений, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Предъявление истцом в суд административного искового заявления и рассмотрение его судом в порядке административного производства не повлияло на разрешение спора по существу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38 часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и предоставляет законодателю право определить виды такого обеспечения, его размеры, условия и порядок предоставления (статья 39 части 1 и 2).

Статьёй 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей») установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 2 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

В силу пункта 15 «е» части 1-1 статьи 3 Закона Челябинской области от 24 ноября 2005 г. № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделяются установленными законодательством Российской Федерации государственными полномочиями по социальной поддержке граждан, имеющих детей, - в части назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и формирования электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц в кредитных организациях.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 27 июня 2018 г. ФИО20 обратилась в УСЗН г. Магнитогорска с заявлением о назначении ежемесячной выплаты по нормам Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в связи с рождением первого ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом сообщила, что в брак с отцом ребенка не вступала, родительских прав в отношении него не лишалась, состав семьи два человека – она и ребенок, доходов не имеет. К заявлению приложены копии свидетельств о рождении детей, свидетельства о смерти ФИО4., объяснительная об отсутствии работы, справка ОКУ Центр занятости населения города Магнитогорска от 27 июня 2018 г. о неполучении пособия по безработице, ИНН (л.д. 29).

Решением УСЗН г. Магнитогорска от 27 июня 2018 г. № 31 ФИО20 отказано в назначении этой ежемесячной выплаты в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка. Согласно справке отдела опеки и попечительства от 27 июня 2018 г. ФИО20 решением суда лишена родительских прав отношении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следовательно, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является первым ребенком, рожденным ФИО20 Иных оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты не указано (л.д. 27).

ФИО20 является матерью ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.29,31).

Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинского области от 1 июня 2016 г. ФИО20 лишена родительских прав в отношении сына ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок передан на воспитание опекуну ФИО13. С ФИО20 взысканы алименты на содержание сына (л.д. 75-84). ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.35).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка осуществляется женщине, родившей первого ребенка, в то время как ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вторым ребенком истца.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, а доводы апелляционной жалобы истца считает заслуживающими внимания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрена ежемесячная выплата в связи с рождением, как первого, так и второго ребенка при одинаковых условиях (дата рождения ребенка, начиная с 1 января 2018 г., гражданство Российской Федерации, размер среднедушевого дохода семьи, не превышающий 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации) и в одинаковом размере, Различными являются органы, которые осуществляют ежемесячные выплаты, и средства, за счет которых производятся выплаты.

Согласно частям 3, 10 статьи 3 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ежемесячно уменьшается на сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Истец в связи с рождением ФИО16 не имеет права на материнский (семейный) капитал, поскольку ФИО17 не подлежит учету в качестве первого ребенка в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки женщин, родивших второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г., не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

В соответствии с полномочиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», к числу полномочий данного государственного органа относится разъяснение по единообразному применению Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (пункт 5.2.103(2)).

Письмом от 7 марта 2018 г. № 12-1/10/П-1584 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснено, что Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» направлен на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации путем увеличения численности первых и вторых рождений. При определении права на ежемесячную выплату в рамках реализации данного Федерального закона не учитываются дети, в отношении которых заявители лишены родительских прав.

По смыслу указанных разъяснений для целей реализации Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которого истец была лишена родительских прав, не должен учитываться при определении права ФИО20 на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением у неё ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО19 как первого ребенка. Иное толкование приведенных норм повлечет нарушение прав и законных интересов истца, поскольку в связи с лишением её родительских прав в отношении ФИО5. она не вправе претендовать на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (в связи с рождением второго ребенка в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), и, следовательно, на назначение ей ежемесячной выплаты в связи с рождением второго ребенка.

Между тем, судом при разрешении спора указанные обстоятельства дела не учтены, положения закона применены неправильно, поэтому судебная коллегия считает необходимым решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований отменить и принять новое решение о признании незаконным и отмене решения УСЗН г. Магнитогорска от 27 июня 2018 г. № 31 об отказе ФИО20 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, возложении обязанности на Администрацию г. Магнитогорска Челябинской области в лице УСЗН г.Магнитогорска назначить ФИО20 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 октября 2018 г. отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконным и отменить решение Управления социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 27 июня 2018 г. № 31 об отказе ФИО20 в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.

Обязать Администрацию г. Магнитогорска Челябинской области в лице Управления социальной защиты населения администрации г.Магнитогорска Челябинской области назначить ФИО20 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

Председательствующий

Судьи: