ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-96/2014 от 23.06.2014 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Мировой судья Решетова Е.С. Дело №11- 96/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июня 2014 года г. Горно-Алтайск

Апелляционная инстанция Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай в составе:

председательствующего Беспаловой Т.Е.,

при секретаре Сабаевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу <данные изъяты>, апелляционное представление прокурора <данные изъяты> на решение мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Республики Алтай от 20 января 2014 года, которым частично удовлетворены исковые требования прокурора <данные изъяты> в инстересах <данные изъяты>..

Взыскано с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны в пользу <данные изъяты> неполученная денежная компенсация за приобретенное твердое топливо за 2010-2012 годы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с исковыми требованиями в интересах <данные изъяты> к Министерству труда и социального развития Республики Алтай о взыскании недополученной денежной компенсации за приобретенное твердое топливо за 2010-2012 год в размере <данные изъяты> рубля.

В процессе рассмотрения дела прокурор заменил ответчика и предъявил указанные требования к министерству финансов Республики Алтай о взыскании указанной денежной суммы за счет средств казны Республики Алтай.

Заявленные требования мотивированы тем, что <данные изъяты>, являющаяся инвалидом второй группы, ветераном труда Российской Федерации в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> год использовала свое право на получение мер социальной поддержки в виде денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату топлива в количестве <данные изъяты> куб.м. дров. Прокурорской проверкой установлено, что норматив потребления коммунальных услуг составляет <данные изъяты> куб.м дров в плотной массе, а предельные розничные цены на топливо, реализуемое гражданам на территории Республики Алтай устанавливались Комитетом по тарифам Республики Алтай за 1 складочный куб.м. При этом ГОСТом <данные изъяты> установлен коэффициент полнодревесности по отношению к складочному объему поленницы, который составляет <данные изъяты> Расчет недополученного <данные изъяты> объема дров в плотной массе с учетом коэффициента <данные изъяты> составляет <данные изъяты> куб.м (<данные изъяты>). В связи с чем прокурор исчислил недополученную компенсацию <данные изъяты> в 2010 году в сумме <данные изъяты> руб ( <данные изъяты>) в 2011 году- <данные изъяты> рубля, в 2012 году -<данные изъяты> рубля, что в общей сумме составляет <данные изъяты> рубля. Поскольку Республика Алтай не произвела финансовое обеспечение по выплате компенсаций расходов на оплату топлива в соответствии с Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», постановлеия правительства Республики Алтай «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Алтай» убытки в виде неполученной компенсации за твердое топливо, причиненные <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки за период с 2010-2012 год подлежат возмещению за счет средств казны Республики Алтай.

Мировой судья, рассмотрев заявленные исковые требования, приняла вышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> в интересах <данные изъяты> к Минфину Республики Алтай.

Прокурор, не согласившись с принятым решением, представил в суд апелляционное представление, в котором просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в заявленном размере, мотивируя тем, что расчет приведенный судьей в решении является некорректным, неправильным и существенно ухудшает положение истца.

<данные изъяты>. представила апелляционную жалобу на указанное решение мирового судьи в которой указала, что не согласна с принятым мировым судьей решением, поскольку конкретно не установлена организация по поставке твердого топлива по конкретным предельным розничным ценам. Не установлена рыночная цена твердого топлива для населения. Не установлена вместимость складочного кубометра и в плотной массе дров в автомобилях «Зил» и «Газ». Не установлено на какую площадь жилого помещения установлен норматив твердого топлива, из которого рассчитывается компенсация.

В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты><данные изъяты>. поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в представлении.

Истец <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено судом без удовлетворения в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд.

Представитель ответчика <данные изъяты>., считала решение суда подлежащим отмене, апелляционная жалоба в установленный законом процессуальный срок представителем ответчика не подана.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Республики Алтай <данные изъяты> полагал требования истца безосновательными.

Выслушав участников процесса, проверив доводы апелляционной жалобы и представления, исследовав материалы дела, суд находит решение мирового судьи обоснованным и не подлежащим отмене.

В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на федеральном уровне Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные, ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

В статье 28 Федерального закона "О ветеранах" указано, что реализация мер осуществляется по предъявлению удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1.01.1992 г. либо Правительством Российской Федерации.

В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленных вышеуказанными федеральными законами, суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.

В частности, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Между тем право указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов жилой площади и коммунальных услуг (для инвалидов - скидка не ниже 50 процентов) было сохранено (абзац тринадцатый ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ, ст. 14 Федерального закона N 1244-1, подп. 8, 9 п. 1 ст. 14, подп. 5, 6 п. 1 ст. 15, подп. 5 п. 1 ст. 16, подп. 2, 3 п. 1 ст. 19, подп. 9, 10 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах").

Разрешая возникший спор, мировой судья, исходя из заявленных прокурором исковых требований и оснований иска - возмещение убытков истцу <данные изъяты>. в связи с невыплаченной денежной компенсацией расходов на приобретение твердого топлива в период с 2010 по 2012 годы в полном размере, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.

Мировым судьей правильно на основании вышеприведенных нормативных актах установлено право истца <данные изъяты>., как ветерана труда и инвалида на получение меры социальной поддержки в 2010 - 2012 годах в виде выплаты денежной компенсации в размере 50% расходов на оплату топлива и транспортных услуг для доставки твердого топлива в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, которые для истца составили <данные изъяты> куб.м дров в плотной массе, согласно Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов»,Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2004 года №193 «О Порядке финансирования расходов, связанных с реализацией закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».

В соответствии с п.5 Порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов и жертвам политических репрессий по оплате за топливо, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 28.12.2004 N 193( в редакции действующей на момент предоставления денежной компенсации), денежная компенсация определяется учреждениями и предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи твердого топлива.

Расчет суммы денежной компенсации производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Алтай, исходя из предельных розничных цен на топливо, установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере государственного регулирования тарифов (цен), транспортных услуг на доставку твердого топлива, установленных органами местного самоуправления, и в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Мировой судья, принимая решение, исходил из установления обстоятельств фактической выплаты истцу денежной компенсации, расходов, понесенных истцом на приобретение твердого топлива, в период с 2010 по 2012 год, обосновано пришел к выводу, что указанные расходы возмещены истцу не в полном объеме.

Мировой судья обосновано не принял расчет взыскиваемых убытков, составленный прокурором, поскольку прокурор в расчете обосновал нарушение прав истца недоплатой ежегодно компенсационной выплаты за 4 куб.м. дров, в то время, как социальная поддержка заключается в выплате денежной компенсации за установленный объем твердого топлива 10 куб.м. дров, приобретенный получателем льготы самостоятельно. То есть при приобретении твердого топлива у покупателя имеется возможность, заключая договор с продавцом твердого топлива отслеживать объем поставленного товара и согласовывать стоимость этого товара. Поэтому недопоставка продавцом твердого топлива- дров, указанного в договоре, не связана с компенсационной выплатой, предоставляемой на основании документов, предоставляемых получателем льготы, так как при выплате денежной компенсации на заявителе льготы, то есть на истце, лежит обязанность предоставить документы, подтверждающие право на социальную льготу и документы, подтверждающие понесенные расходы на установленный объем твердого топлива.

Мировым судьей на основании приведенных в решении нормативных актов обосновано установлено, что норматив потребления коммунальных услуг составляет 10 куб.м дров в плотной массе, а предельные розничные цены для определения пределов средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Алтай установлены за 1 складочный куб.м на основании постановлений Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2008 года №18/4 на 2010 год и от 17.12.2010 года №19/4 на 2011-2012 годы.

При этом согласно п.3.6.2 ГОСТа 3243-88 «Дрова. Технические условия», объем в плотной мере определяют умножением объема поленицы в складочной мере на соответствующий коэффициент полнодревесности, который применительно к дровам, приобретенным истцом составляет 0,71.

При расчете компенсационной выплаты, подлежащей возмещению истцу размер возмещения определялся исходя из документов, представленных <данные изъяты> о расходах, понесенных в связи с приобретением твердого топлива, в размере установленной нормы 10 куб.м, при этом компенсационная выплата не должна превышать установленного размера предельной розничной цены топлива печного бытового, исчисленного за 1 складочный куб.м, установленной на год постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай.

10 куб.м дров в плотной массе эквивалентно 14,08 куб.м объема дров в складочной мере, с учетом коэффициента полнодревесности, установленного ГОСТОм.

Таким образом предельная компенсация, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Алтай в 2010 году за расходы понесенные в связи с приобретением твердого топлива составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек ( <данные изъяты> складочного куб.м х <данные изъяты> рублей ( установленная розничная цена) х50%), в 2011 и 2012 годах – <данные изъяты> рублей.(<данные изъяты>).

Мировым судьей правильно исчислена сумма недоплаты компенсационной выплаты <данные изъяты> за период 2010-2012 годы в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, поскольку в 2010 году расходы на приобретение 10 куб.м твердого топлива составили сумму <данные изъяты> рублей, определяемая компенсационная выплата <данные изъяты> рублей, что не превышает максимально возможной суммы компенсационной выплаты согласно установленной розничной цены, фактически выплачена сумма <данные изъяты> рублей, то есть недоплата составила <данные изъяты> рубль; в 2011 году – понесены расходы на сумму <данные изъяты> рублей, компенсационная выплата должна составлять <данные изъяты> рублей, фактически выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, то есть недоплата составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в 2012 году понесены расходы на приобретение дров в сумме <данные изъяты> рублей, компенсационная выплата составляет <данные изъяты> рублей, фактически выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, сумма недоплаты составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Мировой судья не принял расчет заявленной суммы, представленный прокурором, как безосновательный, поскольку предоставляемая истцу льгота носит компенсационный характер, не связана с предоставлением твердого топлива в натуре, поэтому использование в расчете 4,084 куб.м дров, как недопоставленного твердого топлива истцу не основано на порядке предоставления льготы.

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе не могут повлиять на законность принятого мировым судьей решения, поскольку предметом судебного разбирательства являлась недополученная сумма компенсационной выплаты, а не порядок установления льготы инвалидам и ветеранам труда.

руководствуясь п.1 ст.328, 329, 330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от 20 января 2014 года по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> к Министерству финансов <данные изъяты> о взыскании недополученной денежной компенсации за приобретенное твердое топливо за 2010-2012 годы оставить без изменения апелляционную жалобу <данные изъяты>, апелляционное представление прокурора <данные изъяты>- без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Федеральный судья Т.Е. Беспалова