ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9896/20 от 01.10.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Максимова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-9896/2020

1 октября 2020 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Плотниковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1623/2020 по исковому заявлению ФИО2 к Калининскому управлению социальной защиты населения администрации г.Челябинска о признании решения недействительным, возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика Калининского управления социальной защиты населения администрации г.Челябинска ФИО3 и третьего лица Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Калининскому управлению социальной защиты населения администрации г.Челябинска (далее - УСЗН) о восстановлении срока на обжалование решения от 15 апреля 2019 г. об отказе в назначении государственного пособия, признании этого решения недействительным, возложении обязанности на Калининское УСЗН выплатить единовременное пособие при рождении ребенка ФИО1.

В обоснование иска указала, что оспариваемым решением УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ ей неправомерно отказано в назначении государственного пособия в связи с рождением ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку по закону ей положена выплата пособия.

Определением судьи от 18 марта 2020 г. административное исковое заявление ФИО2 принято к производству в порядке гражданского судопроизводства (л.д.127 т. 1).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены 16 октября 2019 г. (в протокольной форме) общество с ограниченной ответственностью «Компания Антари» (далее – ООО «Компания Антари») и государственное учреждение – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 44 т.1), 18 марта 2020 г. - ФИО5 и общество с ограниченной ответственностью «Бостон» (л.д. 128 т.2).

Истец ФИО2 в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца и третье лицо - ФИО5 в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика УСЗН ФИО3 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции указана о законности позиции ответчика.

Представители третьих лиц Министерства социальных отношений по Челябинской области, ООО «Компания Антари», ООО «Бостон» в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что выплата пособий, связанных с рождением ребенка, осуществляется работодателем за счет средств Фонда социального страхования, а в ситуации, когда Фонд социального страхования отказывает работодателю в принятии к зачету расходов и в выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, пособия, связанные с рождением ребенка, выдаются застрахованной женщине через УСЗН. Работодатель не выплачивает пособия, связанные с рождением ребенка, за счет своих средств. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» получение единовременного пособия при рождении ребенка является правом одного из родителей, а не его обязанностью. По смыслу указанной статьи пособия, связанные с рождением ребенка, получает только один из родителей. Указывает, что если ее супруг – ФИО5 не обратился по месту работы с заявлением о выплате пособия при рождении ребенка, то это не значит, что она не имеет права его получить, в том числе через Калининское УСЗН. Считает, что указание в решении суда на то, что работодателем ООО «Компания Антари» не было принято решение об отказе в выплате ей пособия, связанного с рождением ребенка, не соответствует действительности, так как ООО «Компания Антари» отказало ей в выплате указанного пособия в устной форме, о чем в ходе судебного заседания даны соответствующие объяснения ФИО5 Указывает, что на момент вынесения УСЗН решения ни она, ни ФИО5 не состояли в трудовых отношениях с какой-либо организацией. Полагает, что в соответствии с пунктом 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, она имела право на получение пособия при рождении ребенка, при этом, данный факт никак не отражен в оспариваемом судебном акте.

Истец ФИО2, третье лицо ФИО5, представители третьих лиц Министерства социальных отношений по Челябинской области, ООО «Компания Антари», ООО «Бостон» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 и ФИО5 родилась дочь ФИО1 (л.д.176 т.1).

На момент рождения ребенка ФИО2 состояла в трудовых отношениях с ООО «Компания Антари», ФИО5 состоял в трудовых отношениях с ООО «Бостон» и ООО «Речелстрой» (л.д.162-165 т.1, л.д.19-23 т.2).

С целью получения единовременного пособия в связи с рождением ребенка, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ООО «Компания Антари» с соответствующим заявлением (л.д.82 т.2).

17 сентября 2018 г. Государственным учреждением – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение с/с о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО «Компания Антари» с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением в сумме 63 620 руб. 50 коп., в том числе произведенные в апреле 2018 г. в размере 63 620 руб. 50 коп.; произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 63 620 руб. 50 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2018 г.; доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 620 руб. 50 коп. (л.д.19-20 т.1).

Как следует из указанного решения, согласно акту камеральной проверки от 14 августа 2018 г. не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 63 620 руб. 50 коп., начисленные ФИО2, в том числе: пособие по беременности и родам в сумме 40 751 руб. 50 коп., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 705 руб. 11 коп., пособие при рождении ребенка в размере 19 272 руб. 95 коп., ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 2 890 руб. 94 коп. Камеральной проверкой правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выявлены факты недобросовестности страхователя, указывающие на создание искусственной ситуации для получения денежных средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку имеются факты, свидетельствующие о фиктивном характере приема на работу ФИО2 и получении материальной выгоды за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 620 руб. 50 коп. ФИО2 принята в ООО «Компания Антари» с 1 июля 2017 г. на основное место работы в качестве <данные изъяты><данные изъяты> за 152 дня до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам, начавшегося ДД.ММ.ГГГГ), при этом с даты приема фактически к работе не приступила, находилась в отпуске без сохранения заработной платы, после ухода работника в отпуск по беременности и родам, в отпуск по уходу за ребенком ставка остается вакантной. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии производственной необходимости в приеме ФИО2 на работу, дают основания полагать, что целью вышеуказанных действий являлось формальное создание условий трудовых отношений для получения денежных средств за счет территориального органа Фонда социального страхования на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Возмещение средств Фондом является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а потому формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем документов, не является основанием для безусловного возмещения ему расходов (л.д.13-20 т.1).

5 апреля 2019 г. ФИО2 обратилась в УСЗН с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка – дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к которому приложила справку и свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке, копию трудовой книжки, в которой содержалась запись о трудоустройстве в ООО «Компания Антари» с 1 июля 2017 г. без даты увольнения, а также решения государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и объяснение относительно отказа Фонда социального страхования в выплате пособия и пропуска шестимесячного срока (л.д.215-243 т.1).

15 апреля 2019 г. УСЗН по результатам рассмотрения заявления ФИО2 принято решение об отказе в назначении соответствующего пособия в связи с отсутствием у заявителя права на его получение через органы социальной защиты населения, поскольку родители ребенка – ФИО2 и её супруг ФИО5 трудоустроены, соответственно, имеют право на назначение и выплату пособия по месту работы (л.д.8, 215 т.1).

В связи с несогласием с принятым решением, ФИО2 15 мая 2019 г. подана жалоба в Министерство социальных отношений по Челябинской области (л.д.9 т. 1).

20 июня 2019 г. Министерством социальных отношений по Челябинской области ФИО2 дан ответ об отсутствии у неё права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении через органы социальной защиты населения, также отмечено о пропуске заявителем установленного действующим законодательством шестимесячного срока со дня рождения ребенка для обращения за соответствующим пособием (л.д.67-68 т. 1).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения УСЗН от 15 апреля 2019 г. и возложении обязанности на УСЗН выплатить истцу единовременное пособие в связи с рождением ребенка, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рождения ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ её мать ФИО1 и отец ФИО5 были официально трудоустроены, в то время как пунктом 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, прямо предусмотрено право на получение пособия при рождении ребенка по месту работы (службы).

Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Одним из видов государственных пособий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ является единовременное пособие при рождении ребенка.

В силу статьи 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок).

Согласно пункту 25 Порядка право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы). В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего. В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата пособий, связанных с рождением ребенка, осуществляется работодателем за счет Фонда социального страхования, а в ситуации, когда Фонд социального страхования отказывает работодателю в принятии к зачету расходов и в выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и связи с материнством, пособия, связанные с рождением ребенка, выдаются застрахованной женщине через УСЗН, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании вышеуказанных норм права.

Как следует из трудовой книжки ФИО2 с 1 июля 2017 г. она принята на работу в ООО «Компания Антари» на должность <данные изъяты>, запись об увольнении с работы на момент рождения ребенка и обращения в Калининское УСЗН отсутствовала (л.д.220-222 т.1).

Согласно ответу ООО «БосТон» на запрос от 27 марта 2020 г. единовременное пособие ФИО5 при рождении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не назначалось и не выплачивалось. 28 апреля 2018 г. ФИО5 была выдана справка о том, что он работает в ООО «БосТон» с 6 декабря 2016 г. по настоящее время в должности <данные изъяты> (в соответствии с приказом от 6 декабря 2016 г.). В этот период единовременное пособие при рождении ребенка ФИО1 не назначалось и не выплачивалось. Решением единственного участника от 11 декабря 2019 г. ФИО5 снят с должности <данные изъяты> ООО «БосТон» (л.д. 182 т.1).

Из изложенного следует, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка в УСЗН 5 апреля 2019 г. она и ее супруг ФИО5 не могли быть признаны ответчиком неработающими, поэтому ответчиком обоснованно было отказано в назначении органом социальной защиты населения единовременного пособия при рождении ребенка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отказ работодателя ООО «Комания Антари» в выплате ФИО2 спорного пособия (документально не подтвержден) и наличие решений Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. и от 22 ноября 2018 г. об отказе в выделении ООО «Компания Антари» денежных средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения ФИО2 не являются основанием для выплаты единовременного пособия УСЗН. Даже в случае установления фиктивности трудовых отношений с ФИО2 единовременное пособие при рождении ребенка не подлежало выплате через УСЗН, так как такое пособие подлежало назначению и выплате по месту работы отца ребенка, что предусмотрено абзацем 3 пункта 27 Порядка.

Иные доводы апелляционной жалобы истца не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения по существу иного судебного акта, а также влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанций.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 15 июня 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: