ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9943/18 от 25.07.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-9943/2018

судья Артемьев С.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2018 года город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Закировой СЛ.,

судей Хорошевой О.Н., Беломестновой Ж.Н.,

при секретаре Гуня К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 19 марта 2018 года по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрациям Еманжелинского городского поселения и Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коркино Челябинской области (межрайонное) об оспаривании решений и возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Закировой СЛ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 обратились с иском к администрациям Еманжелинского городского поселения и муниципального района Челябинской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коркино Челябинской области (межрайонное) о признании незаконными постановления главы Еманжелинского городского поселения №№ 417 и 418 от 20 декабря 2017 года (с учетом уточнений), так как в них не указано, что ФИО1, а также ФИО2 с семьей - детьми ФИО3 и ФИО5 - должны быть учтены по категории граждан, выехавших из закрывающихся поселков районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с определением норматива 100 % стоимости одного квадратного метра общей стоимости.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коркино Челябинской области (межрайонное).

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1, которая является и представителем других истцов, требования поддержала.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Еманжелинского городского поселения ФИО6 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что оспариваемые постановления вынесены на основании решений жилищной комиссии.

Представители ответчика администрации Еманжелинского муниципального района ФИО7, ФИО8 в судебном заседании пояснили, что после исправления допущенных ранее ошибок при формировании учетных дел статус истцов определен верно, вносить изменения в учетные дела необходимости нет.

Представитель ответчика Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО9 иски не признала.

Представители ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коркино Челябинской области (межрайонное) в судебное заседание не явились, извещены.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении требований.

Признал незаконными пункты 2 и 3 постановления от 20 декабря 2017 года № 418 главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года».

Признал ФИО2 нуждающимся в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий в составе семьи из 3 человек: ФИО2, ФИО3, и ФИО4 с 24 июля 2013 года.

Признал ФИО2 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» в составе семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, из 3 человек: ФИО2, ФИО3 и ФИО4 с 24 июля 2013 года.

Признал незаконным пункт 3 постановления от 20 декабря 2017 года № 417 главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года».

Признал ФИО1 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» в составе семьи одного гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии. В удовлетворении других требований отказал.

В апелляционной жалобе администрация Еманжелинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить. В обоснование доводов указывает на то, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истцы просили их признать нуждающимися в получении жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а решение принято с обоснованием норм Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Также указывают на неверное применение судом положений ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку несовершеннолетние дети ФИО2 с отцом совместно не проживали, прибыли в г. Еманжелинск в разное время. При обращении 27 июля 2013 года ФИО2 просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в составе одного человека, не указывая детей.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что судом не принято во внимание, что постановка на учет носит заявительный характер. При обращении с

заявлением о постановке на учет ФИО2, прибывший из районов Крайнего Севера в 2012 году, не указывал своих детей в качестве членов семьи, которые прибыли на территорию Челябинской области в 2009 и 2010 годах. Поскольку требований о признании детей ФИО3 и ФИО4 членами семьи ФИО2 в судебном порядке не заявлял, то суд первой инстанции, разрешая спор о составе семьи последнего, вышел за рамки исковых требований. Считают, что реализация права ФИО2 на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи из трех человек может быть осуществлена в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно имеющейся в Челябинской области очередности и при наличии средств, выделенных из федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

В возражениях на апелляционные жалобы истцы просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалоб.

Истцы ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО4, представители ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрации Еманжелинского городского поселения Челябинской области, Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коркино Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, поэтому судебная коллегия, в соответствии с положениями ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителей ответчика администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области - ФИО10., ФИО8, представителя ответчика Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО9, поддержавших доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» и приравненных к ним

местностей» (далее ФЗ № 125-ФЗ).

Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 указанного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что ФИО1, **** года рождения, проживала в пос. ****, с 19 октября 1984 года по 17 марта 1997 года с супругом К.А.М., **** года рождения, сыном ФИО2, **** года рождения, внучкой ФИО11, **** года рождения (т.1 л.д. 5).

Поселок Торго Олекминского района Якутской АССР был образован в 1975 году, ликвидирован на основании постановления правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 года № 652 «О мерах по закрытию п. Торго Олекминского улуса и обеспечению социальной защиты населения» (т.2 л.д. 9).

С 17 марта 1997 года по 27 августа 2004 года ФИО1 проживала без права прописки по адресу **** в составе семьи: муж К.А.М., **** года рождения, сын ФИО2, **** года рождения, внучка ФИО11, **** года рождения, внук ФИО3, **** года рождения (т.2 л.д. 10, 12). Данное помещение в сентябре 2008 года ФИО1, К.А.М., ФИО2 сдано по акту ООО «Уют» (т.2 л.д. 13).

Из справки муниципального образования «Олекминский улус (район) Республики Саха (Якутия)» от 13 августа 2008 года следует, что семья К-ных в составе 5 человек (в том числе дети) состояли на учете по выезду граждан из закрываемого пос. Торго. При выезде за пределы Олекминского района Республики Саха (Якутия) ФИО1, К.А.М., ФИО2, ФИО11, ФИО3 государственную жилищную субсидию (ГЖС) не получали (т.2 л.д. 11).

Впоследствии семья К-ных приехала в г. Еманжелинск.

Из копий паспортов истцов следует, что в г. Еманжелинске на регистрационном учете ФИО1 по адресу ****, состояла с 29 октября 2004 года по 15 ноября 2004 года, по адресу ********, состоит с 11 ноября 2008 года (т. 2 л.д. 173-174); ее супруг К.А.М. по адресу ****, состоял на учете с 29 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, по адресу ****, - с 11 ноября 2008 года, умер **** года (т. 2 л.д. 189-190, т. 1 л.д. 29); сын ФИО2 по адресу ****, состоит на учете с 24 мая 2012 года (т. 2 л.д. 179- 180); внучка ФИО11, **** года рождения, по адресу ****, состоит на учете с 14 января 2010 года (т. 2 л.д. 167-168);

внук ФИО3, **** года рождения, состоит на учете по адресу ****, с 15 сентября 2009 года (т. 2 л.д. 161-162).

Квартира по адресу ****, общей площадью **** кв.м, на праве собственности с 22 апреля 2008 года принадлежит Б.Е.А., которая 25 октября 2011 года заключила с К.А.М. договор аренды жилого помещения (т. 1 л.д. 112, 113). Собственником квартиры по ул. ****, общей площадью ****кв.м, являлся Б.Е.В. с 22 апреля 2008 года (т. 1 л.д. 114).

В 2010 году К.А.М. повторно установлена **** (т. 2 л.д. 16).

26 сентября 2012 года К.А.М. обратился с заявлением в администрацию Еманжелинского муниципального района, в котором просил включить его в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года», состав семьи: супруга ФИО1 В качестве других членов семьи указаны сын ФИО2, внучка ФИО11, внук ФИО3 (т.1 л.д. 52).

28 декабря 2012 года постановлением администрации Еманжелинского городского поселения муниципального района Челябинской области № 215 К.А.М., выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и в связи с закрытием поселков, включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с составом семьи 2 человека: супруга ФИО1 (т.1 л.д. 53).

**** года К.А.М. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (т.1 л.д. 21).

По заявлению ФИО1 от 19 июля 2013 года (т.1 л.д. 54), постановлением администрации Еманжелинского городского поселения муниципального района Челябинской области № 187 от 30.12.2013 года внесены изменения в постановление администрации Еманжелинска от 28 декабря 2012 года № 215: в состав программы включена ФИО1, выехавшая из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, в том числе в связи с закрытием поселков, состав семьи 1 человек (т.1 л.д. 54 оборот, 107).

24 июля 2013 года ФИО2 подано заявление о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (т.2 л.д. 69). Постановлением Еманжелинского городского поселения № 185 от 27 декабря 2013 года ФИО2, как выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и в связи с закрытием поселков, включен в составе семьи 3 человека: он, сын ФИО3, дочь ФИО11 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы (т.2 л.д. 70).

16 мая 2017 года ФИО1 обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что относится к категории выехавших из закрывающегося п. Торго Олекминского улуса на Крайнем Севере, состав семьи: сын ФИО2, внучка ФИО12 (сменила фамилию на ФИО13) Т.И., внук ФИО3 (т.2 л.д. 71).

С аналогичными заявлениями обратились 25 августа 2017 года ФИО4, ФИО3 (т. 2 л.д. 23, 26).

20 декабря 2017 года постановлением администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области № 417 отменены постановление Еманжелинского городского поселения № 215 от 28.12.2012 года и постановление Еманжелинского городского поселения № 187 от 30.12.2013 года (п. 1); ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19 июля 2013 года в составе семьи 1 человек (п. 2); ФИО1 признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года с 19 июля 2013 года в составе семьи 1 человек (п. 3) (т.1 л.д. 236-237).

20 декабря 2017 года постановлением администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области № 418 отменено постановление Еманжелинского городского поселения № 185 от 27 декабря 2013 года (п. 1); ФИО2 признан нуждающимся в предоставлении субсидий на улучшение жилищных условий в составе семьи 1 человек с 24 июля 2013 года (п. 2); ФИО2 признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-

2020 годы» в составе семьи 1 человек с 24 июля 2013 года (п. 3) (т. 2 л.д. 205-206).

Отказывая в иске в части требований истцов, касающихся изменения категории лиц с «выезжающих из районов Крайнего Севера» на «выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера» суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пришел к выводу, что отсутствуют основания для изменения категории, поскольку достоверно было установлено, что до выезда из районов Крайнего Севера истцы не проживали в поселке Торго Олекминского района Республика Саха (Якутия), а жили в г. Олекминск, который является действующим населенным пунктом.

Решение в указанной части сторонами не обжалуется.

Разрешая заявленные требования, суд согласился с доводами ответчиков об ошибочности признания К.А.М. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», пришел к выводу о наличии у ФИО1 права на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера, при этом признав п. 3 постановления от 20 декабря 2017 года № 417 незаконным, признав ФИО1 участником подпрограммы в составе семьи одного гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, без указания даты.

Между тем, судом не учтено следующее.

Согласно ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 ФЗ № 125-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ № 125-ФЗ в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина (ч. 5 ст. 5 ФЗ № 125-ФЗ).

Согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи) (п.п. «з»).

Как следует из материалов дела, К.А.М. 26 сентября 2012 года обратился с заявлением о постановке его и супруги на учет нуждающихся для получения жилищных субсидий в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года» (т. 1 л.д. 52).

28 декабря 2012 года К.А.М. совместно с супругой ФИО1 включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы как лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

После обращения ФИО1 с заявлением об исключении К.А.М. из списка очередности в связи с его смертью, в составе программы она

была оставлена одна, при этом ее категория не изменилась (т.1 л.д. 54 оборот).

Из объяснений представителя администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, данных суду апелляционной инстанции, следует, что дата постановки на учет ФИО1 с 2012 на 2013 год была изменена на основании ее заявления от 19 июля 2013 года, которое было подано после смерти К.А.М. До этого К.А.М., будучи ****, подавал заявление о предоставлении ему жилья по договору социального найма как ****, одновременно с этим, он имел право претендовать на получение жилья как выехавший из районов Крайнего Севера, но подтверждающих документов выезду из районов Крайнего Севера К.А.М. представлено не было.

Объяснения представителя ответчика о не представлении необходимых документов судебная коллегия оценивает критически, поскольку подтверждающих документов этому не представлено, на это впервые было обращено внимание суда только в суде апелляционной инстанции, ранее такого довода не было. О предоставлении заявителем необходимых документов с момента подачи заявления и до 28 декабря 2012 года свидетельствуют фактические действия администрации, принявшей постановление о включении в программу ФИО3 и ФИО1 как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом судебная коллегия принимает во внимание и тот факт, что после смерти супруга К.А.М., как член семьи гражданина, состоявшего на учете, ФИО1 продолжала состоять в составе программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», относящейся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, своим заявлением от 19 июля 2013 года подтвердила свое право и желание участвовать в указанной программе. Федеральным законом № 125-ФЗ прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти.

Поскольку ФИО1 являлась членом семьи умершего К.А.М., который состоял на учете в составе программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», на день смерти проживала совместно с ним и вела общее хозяйство, то она вправе претендовать на получение жилищной субсидии с даты обращения супруга.

Включив ФИО1 в соответствующий список после смерти К.А.М., в качестве члена его семьи, ответчик тем самым признал ее право, а последующая отмена постановления № 215 от 28 декабря 2012 года и постановления № 187 от 30 декабря 2013 года не может быть признана обоснованной, поэтому постановление от 20 декабря 2017 года № 417 в целом не может быть признано законным, оно подлежит отмене.

Таким образом, решение суда в части отказа ФИО1 в признании незаконными пунктов 1 и 2 постановления от 20 декабря 2017 года № 417 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку принято с нарушением норм материального права, в силу чего судебная коллегия полагает возможным в интересах законности проверить решение суда в указанной части, выйдя за пределы доводов апелляционных жалоб (абзац второй части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Поэтому, решение суда в указанной части подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения о признании незаконным постановления от 20 декабря 2017 года № 417 главы и возложении на администрацию Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области обязанности восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента постановки на такой учет в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года», относящейся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 26 сентября 2012 года.

Разрешая требования ФИО2, ФИО3, ФИО13 (до регистрации брака Кузиной) Т.И., придя к обоснованному выводу о том, что ФИО3 и ФИО4 как члены семьи их отца ФИО2, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, прибыли с ним из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживают по избранному месту жительства, суд первой инстанции признал пункты 2 и 3 постановления от 20 декабря 2017 года № 418 главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области незаконными, признал ФИО2 нуждающимся в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий в составе семьи из 3 человек:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 с 24 июля 2013 года; признал ФИО2 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» в составе семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии из 3 человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4 с 24 июля 2013 года.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с отказом в иске о признании незаконным п.1 постановления от 20 декабря 2017 года № 418 в силу следующего.

Несмотря на то, что 24 июля 2013 года ФИО2 просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в состав семьи 1 человек, постановлением главы Еманжелинского городского поселения № 185 от 27 декабря 2013 года он был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в составе семьи 3 человека: он, сын ФИО3 и дочь ФИО11, как лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В качестве основания для отмены постановления № 185 от 27 декабря 2013 года жилищной комиссией в протоколе № 142 от 14 декабря 2017 года указано на то, что в момент вселения ФИО3 в г. Еманжелинск, его дети уже несколько лет проживали в г. Еманжелинске, т.е. в районах Крайнего Севера дети с отцом совместного хозяйства не вели, совместно на избранное место жительства с района Крайнего Севера не прибывали.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ № 125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В соответствии с пп. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению

жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно пп. «в» п. 17 указанных Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что по 17 марта 1997 года ФИО2 совместно с дочерью ФИО11 и сыном ФИО3 проживали в п. Торго Олекминского улуса Республики Саха (Якутия) (т.2 л.д. 7). В этом же составе указанные лица проживают без права прописки в г. Олекминске Республики Саха (Якутия) с 17 марта 1997 года по 27 августа 2004 года.

Из справки от 23 ноября 2011 года следует, что ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания до 05 сентября 2012 года по адресу: ****; по указанному адресу постоянно зарегистрированы его мать ФИО1, отец К.А.М., дочь ФИО11, сын ФИО3 (т.1 л.д. 12).

Справка от 24 июля 2013 года подтверждает регистрацию ФИО1 по адресу: ****, с 11 ноября 2008 года; ее внучки ФИО11 с 14 января 2010 года, внука ФИО3 с 14 января 2010 года, сына ФИО2 с 24 мая 2012 года (т.1 л.д. 111).

ФИО2 01 июня 2011 года уволен из Государственного учреждения «Якутская база авиационной охраны лесов» (район Крайнего Севера) в связи с уходом на досрочную пенсию (т.2 л.д. 127 - 130).

Из текста искового заявления, объяснений истцов в судебном заседании, не опровергнутых ответчиками, следует, что дети ФИО2 на момент прибытия в г. Еманжелинск были несовершеннолетними, заботу о них осуществлял отец ФИО2, который перевез семью в г. Еманжелинск

в 2008 году, оставил детей со своей матерью, а сам вернулся в район Крайнего Севера для доработки специального стажа, после чего вернулся, вышел на пенсию и стал проживать в г. Еманжелинске с семьей.

Анализируя указанные выше обстоятельства, суд, придя к обоснованному выводу о том, что ФИО11, ФИО3 как члены семьи ФИО2 выехали с ним из районов Крайнего Севера и прибыли на избранное им место жительства в г. Еманжелинск, постоянно проживают по избранному месту жительства, не учел, что у администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области не имелось оснований для отмены постановления № 185 от 27 декабря 2013 года, которым ФИО2 признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в составе семьи 3 человека: сын ФИО3, дочь ФИО11

На основании вышеизложенного, решение суда в этой части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным постановления от 20 декабря 2017 года № 418 и возложении на администрацию Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области обязанности восстановить ФИО2, ФИО3, ФИО4 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с момента постановки на такой учет в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года», относящихся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 24 июля 2013 года.

Доводы апелляционных жалоб о том, что дети ФИО2 какое-то время проживали с бабушкой, а с отцом вместе не проживали, прибыли в г. Еманжелинск в разное время, не являются основанием для отказа в признании постановления от 20 декабря 2017 года № 418 незаконным. Указанные доводы проверены судом первой и апелляционной инстанции, ответчиками не опровергнут указанный истцами факт совместного прибытия из района Крайнего Севера в избранное ими место жительства в г. Еманжелинск.

Ссылка Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на разные даты регистрации членов семьи К-ных в г. Еманжелинске, не опровергает факт выезда ФИО2 с детьми ФИО11 и ФИО3 в 2008 году из района Крайнего Севера и въезда в г. Еманжелинск.

Не указание ФИО2 в заявлении от 24 июля 2013 года членов семьи не свидетельствует о нежелании ФИО2 включить в состав участников подпрограммы в качестве членов своей семьи ФИО3 и ФИО11, поскольку представленные им документы для включения в состав участников программы подтверждают такое желание, что следует из учетного дела ФИО2

Судебная коллегия обращает внимание на то, что буквальное содержание статьи 5 ФЗ № 125-ФЗ применительно к выехавшим членам семьи из районов Крайнего Севера не содержит положения об одномоментном прибытии указанных в законе лиц из данных районов. Достаточным основанием, по мнению судебной коллегии, является выезд детей К-ных из районов Крайнего Севера, что в рассматриваемом деле подтверждается совокупностью доказательств.

Определение места жительства несовершеннолетних детей и порядок участия в их воспитании, содержании по нормам семейного законодательства является правом родителя, которое в настоящем деле не может быть ограничено в случае принятия буквального содержания заявления ФИО2 от 24 июля 2013 года.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб в данной части не могут быть признаны обоснованными.

Довод апелляционных жалоб о том, что суд вышел за пределы исковых требований, применив нормы ФЗ № 125-ФЗ, признав детей ФИО3 и ФИО4 членами семьи ФИО2, в то время как таких требований в судебном порядке не заявлялось, судебная коллегия отклоняет на основании ст. 148, ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела, а принимая решение, суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

По мнению судебной коллегии, в рассматриваемом споре не требовалось самостоятельного требования о признании несовершеннолетних детей членами семьи своего отца, поскольку судебный порядок такого признания установлен только в отношении иных лиц (ст. 5 ФЗ № 125-ФЗ, п.п. «в» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153). Данный

вопрос является юридически-значимым обстоятельством по характеру спора, подлежащим установлению в судебном порядке.

Таким образом, доводы жалоб выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, поэтому их следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 19 марта 2018 года отменить в части отказа ФИО1, ФИО2, ФИО14, ФИО4 в удовлетворении требований по оспариванию решений, в остальной части решение изменить, принять новое.

Признать незаконным постановление от 20 декабря 2017 года № 417 главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года».

Возложить на администрацию Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области обязанность восстановить ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с момента постановки на такой учет в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года», относящейся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 26 сентября 2012 года.

Признать незаконным постановление от 20 декабря 2017 года № 418 главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области «О признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года».

Возложить на администрацию Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области обязанность восстановить ФИО2, ФИО3,

ФИО4 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с момента постановки на такой учет в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года», относящихся к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 24 июля 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Апелляционные жалобы администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи

/