ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9/2012 от 12.05.2012 Тасеевского районного суда (Красноярский край)

  АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 12 мая 2012 года с. Тасеево

 Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:

 судьи Саюнова В.В.,

 при секретаре Триппель Л.А.

 с участием:

 истца Соколовой Тамары Владимировны,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района ФИО5, представителя ответчика – Министерства финансов Красноярского края ФИО4 на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе,

 УСТАНОВИЛ:

 Решением мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском района от 06.02.2012 года удовлетворены частично исковые требования Соколовой Тамары Владимировны к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района о возмещении материальных убытков за твердое топливо и взыскано в пользу Соколовой Т.В. <данные изъяты> рублей и расходы, связанные с обращением в суд в размере <данные изъяты> рублей. Всего подлежит взысканию <данные изъяты> рублей.

 Представитель ответчика – УСЗН администрации района ФИО5 обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года, с которым не согласен, просит решение отменить и вынести новое решение по следующим основаниям:

 1) В законодательные акты субъектов РФ были внесены существенные изменения, которыми предоставлено право на предоставление компенсации на оплату жилых помещений только педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

 2) Поскольку предоставление льгот предусмотрено федеральным законом «Об образовании» для указанной категории лиц, то обязанностью по их предоставлению относится к федеральному бюджету, а не относится к полномочиям субъекта РФ и органов местного самоуправления.

 Представитель ответчика – Министерства финансов Красноярского края ФИО4 обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года, с которым не согласен, поскольку мировой судья неправильно применил нормы материального права, просит решение отменить и вынести новое решение по следующим основаниям:

 1) Истцы получали меры социальной поддержки в виде субсидий на топливо в соответствие с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и требуют получения компенсаций расходов на оплату жилых помещений по Закону РФ «Об образовании», что является двойной мерой оказания услуг;

 2) Законом об образовании не предусмотрено предоставление льгот на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а такая льгота предоставлялась нормативными актами СССР;

 3) Законом Красноярского края предусмотрена льгота только проживающим и работающим в сельской местности педагогическим работникам, но не педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.

 4) Полномочия по предоставлению льгот предусмотрена федеральным законодательством, следовательно и являются федеральными расходными обязательствами, следовательно Министерство Красноярского края, как и Управление социальной защиты населения администрации Тасеевского района не могут быть надлежащими ответчиками.

 В судебном заседании истец Соколова Т.В. с решением мирового судьи согласна, просит его оставить в силе, поскольку она является педагогическим работником, проживающей и работавшей в педагогических учреждениях более 10 лет, вышедшей на пенсию и не должна быть ущемлена в льготах на приобретение твердого топлива.

 Представитель ответчика – управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещён своевременно, в поступившем ходатайстве руководитель ФИО5 просит рассмотреть дело в их отсутствие.

 Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания извещен надлежащим образом и своевременно, о чем свидетельствует заказное уведомление о вручении, суд полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных и не явившихся в судебное заседание.

 Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:

 Согласно представленной трудовой книжки истец Сокловоа Т.В. работали в образовательных учреждениях Тасеевского района до ухода на заслуженный отдых, тем самым истец является педагогическим работником образовательных учреждений, проживающей и работавшей на территории Тасеевского района – в сельской местности более 10 лет.

 В соответствие с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.12.2011 года № 439 –ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

 Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных классов и семилетних школ» от 04.05.1971 года № 225«О некоторых мероприятиях по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ в сельской местности».

 Положения, касающиеся льгот педагогическим работникам школ в сельской местности, вышедших на пенсию сохранили свое действие и в настоящее время, дополнив в 2004 году нормой предоставления мер социальной поддержки, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации.

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении № 553-О-П от 02.04.2009 года, что правовая позиция изменений содержания и форм ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами ранее действовавшим законодательством.

 Данные требования заложены в Федеральном законе от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и констатирующие о необходимости введении правовых механизмов, обеспечивающих сохранение ранее достигнутого уровня и совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

 Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 В соответствие с Законом Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам производится юридическими лицами, оказывающими услуги отопления.

 В соответствие со ст. 2,7 Закона Красноярского края от 10.06.2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 % оплаты жилой площади, 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.

 Таким образом, вышедшим на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, и имеющие право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением должны быть освобождены от платы за получение таких видов коммунальных услуг, - как освещение и отопление (теплоснабжение).

 Мировым судьей дан анализ правовым нормам, применяемым к спорным правоотношениям, которые в полном объеме соответствуют обстоятельствам дела, поскольку истцы понесли убытки на оплату отопления своих жилых помещений за период с 2009 по 2011 года.

 Поскольку педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, управлением социальной защиты населения в 2009 - 2010 годах производились единовременные компенсационные выплаты на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления на основании Законов Красноярского края от 02 октября 2008 года № 7-2096 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2008 год» и от 08 октября 2009 года № 9-3687 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2009 год», в 2010 году на основании Закона Красноярского края № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в 2011 году на основании Закона Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5931 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что для расчета компенсационных выплат истцам на приобретение и доставку твердого топлива также должны применяться положения, установленные в изложенных выше нормах законодательных актов субъекта Российской Федерации – Красноярского края.

 В абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не указано, что субъект Российской Федерации наделяется полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе и пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

 Законодательством установлен порядок предоставления мер социальной поддержки, не соблюдение субъектом РФ установленного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав граждан, установленного федеральным законодательством.

 В силу ст.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.

 Проверив материалы дела, решение мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого решения мирового судьи. Суд первой инстанции дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам, проанализировал нормы закона и применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу о полном удовлетворении исковых требований истцов.

 Доводы апелляционной жалобы представителей ответчика по существу сводятся к переоценке доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку эти доводам дана должная правовая оценка мировым судьёй при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в вынесенном решении.

 Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального права и вынесено законное, обоснованное решение.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ суд,

 ОПРЕДЕЛИЛ:

 Решение мирового судьи судебного участка 125 в Тасеевском районе от 06.02.2012 года оставить без изменения,  а апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения администрации Тасеевского района ФИО5 и представителя Министерства финансов Красноярского края ФИО4 без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Судья В.В. Саюнов.

 Дело №11-9/2012