ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-9/2018 от 24.05.2018 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело № 11-9/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Кононова С.С.

с участием истца Гаськовой С.Н.

представителя ответчика Егоровой Л.В.

при секретаре Гурьяновой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Гаськова С.Н. к МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (далее – МУП «ШТЭС») о взыскании переплаты за коммунальные услуги, штрафа,

по апелляционной жалобе истца Гаськовой С.Н.

на решение мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края Карпович Н.В. от 16 февраля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Гаськовой С.Н. отказано,-

УСТАНОВИЛ:

Гаськова С.Н. обратилась к мировому судье судебного участка №133 в Шушенском районе с вышеуказанным иском, в котором просила с учетом уточнений взыскать с МУП «ШТЭС» переплату за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за отопительный период 2016-2017 года в размере 12908,16 руб., плату за отопление за сентябрь 2016 гора в размере 1567,50 рублей, штраф за нарушение прав потребителя.

Исковые требования Гаськова С.Н. обосновывает тем, что ответчик МУП «ШТЭС» неправильно начислял плату за коммунальные услуги в отопительный период 2016-2017 года, распределив её на весь отопительный сезон каждый месяц одинаковыми суммами, в то время, как отопление начинается с 15 сентября и заканчивается 15 мая. С включением отопительного сезона с 15.09.2016 в подъезде №6 (в том числе, в её квартире <адрес>) отсутствовало отопление до 30 сентября 2016 года, в связи с этим, плата за отопление должна подлежать возврату. Перерасчет размера платы в соответствии с предельным индексом роста цен на коммунальные услуги произведен без учета платы за услугу по горячему водоснабжению в размере 5 куб. м.

Мировым судьей в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Гаськова С.Н. просила решение мирового судьи отменить, принять новое решение, которым взыскать с МУП «ШТЭС» 10958,66 руб. – сумму переплаты ха отопление и водоснабжение; и 1567,50 руб. – сумму за отопление за сентябрь 2016 года в связи с его отсутствием.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отопление с 15.09.2016 в 6 подъезде по стояку в квартирах ,,, отсутствовало до 30 сентября 2016 года, что зафиксировано актом, в котором расписались все жильцы квартир, который не был принят во внимание как доказательство. МУП «ШТЭС» взимает плату за отопление за 9 месяцев, а не за 7, вопреки Постановлениям Правительства РФ №354 и №603. В базовом периоде (декабрь 2015 года) в перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с предельным индексом цен не включена горячая вода в объеме 5 куб. м. и в базовом периоде 2016 года – горячая вода и стоки по ГВС, ссылка не отсутствие показаний по ГВС по приборам учета необоснованна.

Истец Гаськова С.Н. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснив, что ответчик неправомерно не включает в перерасчет в соответствии с индексом цен на коммунальные услуги плату за ГВС, при этом, в 2017 году взимал с неё плату за данную услугу по средним значениям, в связи с тем, что не передавала показания прибора учета потребления горячей воды. Плата за отопление превышает предельный индекс роста цен. В сентябре 2016 года неоднократно обращались и в МУП «ШТЭС» и в ООО УК «Жилсервис» по поводу завоздушивания трубы отопления в 6 подъезде, однако, отопления в её квартире не было до конца сентября. В других квартирах отопление было.

Представитель ответчика Егорова Л.С. с апелляционной жалобой не согласна, поскольку за недостатки во внутридомовой системе отопления отвечает управляющая компания. Их организация тепло подала с начала отопительного сезона. Расчет платы за коммунальные услуги Гаськовой С.Н. произведен в соответствии с предельным индексом изменения размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Постановлением Правительства №400. В перерасчет платы не включалась услуга по горячему водоснабжению, т.к. объем потребления в базовом период декабре 2016 года согласно переданным истцом показаниям прибора учета горячей воды составил 0 куб. м. В 2017 года Гаськова С.Н. показания прибора учета горячей воды не передавала до июля месяца, в связи с чем, начисление платы за горячее водоснабжение производилось по среднему потреблению за последние полгода. В дальнейшем после подачи показаний был произведен перерасчет в соответствии с их значением.

Представитель третьего лица ООО УК «Жилсервис» Корницкий А.П. и представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в неявившихся лиц.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с со ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

В силу ст.157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации

В соответствии с Указами Губернатора Красноярского края от 31.12.2015 №315

УГ и от 30.13.2016 №286-УГ в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (процентов) -4,4%; в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 0%.

В судебном заседании установлено, что Гаськова С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Истец оспаривает правильность начисления ей платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленной МУП «ШТЭС» за период с июля 2016 года по июль 2017 года, ссылаясь на необоснованное превышение роста платы за коммунальные услуги свыше предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и неправильное применение указанного индекса к расчетам, поскольку в него не включена плата за услугу по горячему водоснабжению и водоотведению ГВС.

В соответствии с пунктами 4-6, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие:

а) изменения набора коммунальных услуг;

б) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

В силу п.63 приведенных Основ, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.

Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа.

Таким образом, в соответствии с приведенным порядком применения предельных индексов перерасчет платы за весь набор коммунальных услуг в текущем месяце производится по отношению к размеру платы за аналогичный набор коммунальных услуг в базовом периоде, исходя из объема потребления коммунальных услуг, не превышающего объем оказанных услуг в базовом периоде. В случае если объем потребления коммунальных услуг меньше того же объема базового периода, перерасчет размера платы в соответствии с предельным индексом изменения размера платы за коммунальные услуги производится из суммы фактического начисления платы за коммунальные в соответствии с потребленным объемом, который повышению до уровня объема базового периода не подлежит.

Проверив представленные ответчиком и Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края расчеты размера компенсации в соответствии с предельным индексом платы за коммунальные услуги, начисленной истцу, суд находит их правильными и обоснованными, полностью соответствующими вышеприведенным нормативным актам, и данным, указанным в реестрах начисления и оплаты по лицевому счету Гаськовой С.Н. и выставленных ей МУП «ШТЭС» в спорный период платежных документах. Поскольку плата за отопление имеет наибольший удельный вес в структуре платы за все коммунальные услуги МУП «ШТЭС» правомерно уменьшила истцу размер платы за отопление на размер компенсации в соответствии с предельным индексом.

В соответствии с п.4.21., 42.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа,

Из материалов дела следует, что оплата коммунальной услуги по отоплению оказываемой МУП «ШТЭС» оплачивается потребителями в течение отопительного сезона, который на территории Красноярского края составляет 9 неполных месяцев, при этом, платежи за отопление в каждом месяце являются равными, что позволяет избежать увеличения платы за отопление в месяцах с полным периодом отопления.

В связи с изложенным, доводы Гаськовой С.Н. о неправомерной разноске ответчиком платежей за отопление на девять, а не на семь месяцев, суд состоятельными не находит.

В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Согласно пункту 21 Правил №354, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Из акта жильцов дома по адресу: <адрес> 6 подъезд и пояснений сторон, данных как в суде первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции, следует, что в период с 15 сентября 2016 по 30 сентября 2016 года по стояку в квартирах с --- не было отопления в связи с завоздушиванием батарей, в других квартирах отопление имелось.

Из указанного следует, что недостатки услуги по отоплению в данный период были связаны с проблемами во внутридомовой системе отопления, обслуживание которой находится в зоне эксплуатационной ответственности управляющей организации, которой является ООО УК «Жилсервис».

Следовательно, в данном случае МУП «ШТЭС», осуществляющая подачу теплового ресурса до границы дома, является ненадлежащим ответчиком, поскольку не отвечает за обслуживание домовых сетей, и заявленные к Предприятию исковые требования в этой части также удовлетворению не подлежат.

Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, основаны на неверном толкования вышеприведенных нормативно-правовых актов, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов суд не усматривает.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края Карпович Н.В. от 16 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Гаськова С.Н. к МУП «ШТЭС» о взыскании переплаты за коммунальные услуги, штрафа оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Гаськовой С.Н. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.С. Кононов