Мировой судья
Судебного участка Калманского района
Пошовкина И.С.
(дело № 2-2250/2020)
Дело № 11-9/2021
УИД 22MS0065-01-2020-002980- 09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего, судьи Федоровой Н.А.
при секретаре Дорн В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Министерства сельского хозяйства Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от 30.12.2020г. по иску Министерства сельского хозяйства Алтайского края к ФИО1 о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере 32 000 рублей в связи с неисполнением условий договора от 01.09.2011г. № 15в о целевой подготовке специалиста. В обоснование заявленных требований истец указал, что 01.09.2011 г. между ФИО2, Министерством сельского хозяйства Алтайского края, Алтайским государственным аграрным университетом и ООО «Реванш» заключен договор о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств Министерства. Предметом договора явились взаимные обязательства сторон по подготовке и закреплению кадров АПК края в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.1995г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», а также ведомственной целевой программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы и утвержденным постановлением Администрации края порядком ее реализации. Согласно п.п. 2.1. и 2.2. договора ответчик обязался освоить образовательную программу по избранной специальности «Ветеринария» и в месячный срок по окончании обучения заключить с ООО «Реванш» срочный трудовой договор и отработать по окончанию Агроуниверситета на предприятии ООО «Реванш» (или на другом предприятии АПК, по согласованию с Министерством) не менее 3 лет. Пунктом 2.4 договора установлено, что в случае отчисления ответчика из АГАУ, неявки на работу на предприятие ООО «Реванш» в установленнный в п.2.3. договора месячный срок по неуважительным причинам, досрочного расторжения трудового договора - контракта вследствие нарушения его условий со стороны ответчика, последний обязан в месячный срок возместить Министерству и ООО «Реванш» расходы, понесенные ими в связи с настоящим договором в полном объеме с учетом сложившейся в АГАУ стоимости 1 года обучения на момент заключения договора.
Истец свои обязательства по оплате обучения ответчика в АГАУ исполнил в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 10.08.2011г. № и списком студентов, зачисленных в 2011 году на 1 курс очного обучения в АГАУ по специальности «Ветеринария» по целевому договору.
Приказом АГАУ №-с от 23.08.2017г. ответчик с 31.08.2017г. отчислен в связи с завершением обучения.
Согласно справке администрации <адрес> от 01.04.2020г. № 10, ответчик была направлена на обучение по целевому договору сельскохозяйственной организацией ООО «Реванш» <адрес>, на момент окончания учебного учреждения данное хозяйство было ликвидировано по причине банкротства, в хозяйства района ответчик не была трудоустроена. При указанных обстоятельствах истец полагает, что ответчиком были нарушены п.п. 2.1., 2.2., 2.3. и 2.4. договора от 01.09.2011 г., бюджету Алтайского края причинен ущерб в размере 32 000 рублей, подлежащий взысканию с ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от 30.12.2020г. иск Министерства сельского хозяйства Алтайского края оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец оспаривает состоявшееся судебное решение, указывает, что при принятии решения мировой судья не принял во внимание п.5.5. договора о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств ГУСХ и предприятия от 01.09.2011г. № 15в, согласно которому ответчик должна была обратиться в Министерство для заключения соглашения о перераспределении на другое предприятие. Вместе с тем ответчик в Министерство для заключения соглашения о перераспределении не обращалась.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, истец ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, ответчик об уважительности причин неявки суд не уведомил, что в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает, что оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется, исходя из следующего.
Положения ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и включают в состав реального (фактического) ущерба расходы, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условиях, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Постановлением Администрации Алтайского края от 22.05.2006г. № 218 утверждено Положение о Главном управлении сельского хозяйства Алтайского края, согласно которого Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Главное управление") является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство, животноводство, рыбоводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения (далее - "агропромышленный комплекс"). Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти в сфере агропромышленного комплекса, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, правовыми актами Алтайского краевого Законодательного Собрания и Администрации края, настоящим положением. Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Главное управление осуществляет, в том числе следующие полномочия: реализует на территории Алтайского края мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы; осуществляет мониторинг и комплексный анализ состояния сельского хозяйства Алтайского края, осуществляет прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического развития сельского хозяйства Алтайского края; реализует краевые и ведомственные целевые программы в установленной сфере деятельности; является уполномоченным органом по взаимодействию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; разрабатывает концепции, стратегии, планы в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края, осуществляет анализ их выполнения и ежегодную корректировку, определяет приоритеты развития сельского хозяйства Алтайского края; осуществляет функции распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Главного управления и реализацию возложенных на него полномочий; обеспечивает методическую поддержку, организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности краевой комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, подготовку и представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей отчетности по данному вопросу; на основании данных бухгалтерской отчетности организаций агропромышленного комплекса готовит сводную отчетность по районам края; участвует в создании единой системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства; проводит мероприятия по стимулированию производительности труда, росту эффективности сельскохозяйственного производства; участвует в разработке программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, программ государственной поддержки руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995г. № 942 утверждено Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, действующее в момент заключения договора о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств ГУСХ и предприятия от 01.09.2011г. № 15в.
Согласно п.1, п.4, п.7, п.8 вышеназванного Положения, основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее именуется - целевая контрактная подготовка специалистов), является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов. Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до 3 лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Студенты, заключившие контракт с образовательным учреждением и отказавшиеся от заключения контракта с работодателем либо расторгнувшие заключенный контракт (не выполняющие его условий), возмещают учебному заведению и работодателю до получения диплома затраты, связанные с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом. Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов из числа лиц, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с учебными заведениями.
Администрацией Алтайского края 05.02.2008г. издано постановление № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», согласно которому определена проблема в виде низкого процента трудоустройства и закрепления в АПК выпускников образовательных учреждений аграрного профиля, поставлена задача кадрового обеспечения села в рамках краевых целевых программ. Для решения задачи улучшения кадрового обеспечения сельского хозяйства необходимо расширить доступ сельской молодежи к получению профессионального образования в учебных заведениях аграрного профиля, обеспечить закрепляемость квалифицированных специалистов на селе. В комплекс мероприятий по развитию кадрового обеспечения сельского хозяйства, в том числе была включена целевая контрактная подготовка кадров за счет средств краевого бюджета, которая производится за счет заключаемыми ежегодно 2-сторонними договорами между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и учебными заведениями аграрного профиля, а также 4-сторонними договорами между абитуриентами, предприятиями АПК, Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и учебными заведениями аграрного профиля в порядке, утвержденным Администрацией края.
В судебном заседании установлено, что 25.06.2011г. между Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и Алтайским государственным аграрным университетом заключен договор № 209 о целевом приеме и подготовке специалистов в Алтайском государственном аграрном университете, согласно условиям которого АГАУ в 2011 году выделяет в пределах контрольных цифр бюджетного приема по заявке заказчика по целевому набору 125 мест на очное отделение и 37 мест на заочное отделение, согласно приложения. Кроме того, АГАУ выделяет 40 мест на заочное отделение для выпускников сельскохозяйственных техникумов для обучения по сокращенной программе. Заказчик производит разовую целевую выплату АГАУ для осуществления уставной деятельности, на содержание и укрепление материально-технической базы, социальные нужды университета и организацию практической подготовки студентов. В обязанности заказчика совместно с районными органами управления АПК, согласно условий договора, входит: определение порядка отбора абитуриентов для участия в конкурсе и обеспечение контроля за его соблюдением, по результатам отбора направление на обучение в ВУЗ выпускников средних общеобразовательных школ; содействие заключению договоров о целевой контрактной подготовке специалистов непосредственными заказчиками-предприятиями АПК края; перечисление разового целевого взноса в объеме 4 900 000 рублей за счет средств краевого бюджета, предусмотренных ведомственной целевой программой «развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы»; предоставление для организации производственной, практической подготовки студентов рабочие места на предприятиях АПК, в соответствии с заключенными договорами; оказание содействия в предоставлении молодым специалистам – выпускникам ВУЗа работы в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, создание необходимых условий для их адаптации и закреплении на предприятиях АПК, обеспечение профессионального роста, непрерывного совершенствования знаний и приобретения фактических навыков работы. В свою очередь АГАУ обязалось в установленном порядке организовать прием документов, провести вступительные испытания с абитуриентами на целевую подготовку, после чего с участием представителей заказчика на конкурсной основе провести зачисление студентов на выделенные целевые места; обеспечивать качественную подготовку специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом; способствовать своевременному прибытию выпускников АГАУ для работы в хозяйства и предприятия АПК, поддерживать с ними постоянную связь; оказывать содействие и принимать участие в ежегодном проведении встреч студентов и выпускников с представителями направивших их на учебу районных органов и хозяйствующих субъектов, заключению между ними договоров на трудоустройство и др..
01.09.2011г. между ФИО2, ООО «Реванш» Тюменцевского района, Агроуниверситетом, Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края заключен договор о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств ГУСХ и предприятия. Предметом настоящего договора являлись взаимные обязательства сторон по подготовке и закреплению кадров АПК края в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.1995г. №, а также ведомственной целевой программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы». Согласно условий договора в обязанности студента входило: освоить образовательную программу, не позднее шести месяцев до окончания обучения заключить с заказчиком срочный трудовой договор - контракт и отработать по окончанию Агроуниверситета на предприятии заказчика (или на другом предприятии АПК, по согласованию с Главным управлением) не менее 3 лет; в месячный срок после окончания обучения прибыть на предприятие заказчика на работу по полученной специальности; в случае неявки на работу на предприятие заказчика в месячный срок по неуважительным причинам, обязан возместить заказчику и Главному управлению расходы, понесенные ими в связи с настоящим договором в полном объеме. Заказчик обязан до 20.07.2011 года произвести Агроуниверситету оплату в виде разового целевого взноса в сумме 8000 рублей; обеспечить ежегодное проведение встреч со студентом в Агроуниверситете с целью взаимного обмена информацией о ходе обучения и о положении дела на своем предприятии; не позднее шести месяцев до окончания обучения заключить со студентом срочный трудовой договор - контракт; предоставить студенту после окончания обучения рабочее место в соответствии с полученной специальностью и заключеннным срочным трудовым договром-контрактом; при отказе в приеме на работу студента заказчик возмещает Главному управлению затраты на обучение студента, либо по согласованию с Главным управлением и Студентом передают функции работодателя другому юридическому лицу. Агроуниверситет обязался создать условия для освоения студентом основной образовательной программы по очной форме обучения; направлять студента для прохождения производственной практики; оказывать студенту активное содействие в его трудоустройстве в АПК края и др.. Главное управление взяло на себя обязанности обеспечивать направление студента на обучение в Агроуниверситет; в срок до 22.07.2011г. произвести единовременную оплату на счет университета в размере 32 000 рублей; обеспечить надлежащий контроль за прохождением учебы и качеством целевой подготовки студента; обеспечить контроль за предоставлением студенту работы заказчиком в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, оказать содействие в создании социальных условий для закрепления его на производстве; при невозможности по каким-либо причинам трудоустроить студента у заказчика на условиях настоящего договора, по соглашению сторон организовать перераспределение студента на другое место работы. Согласно п. 6.2 договора, при невыполнении Главным управлением обязательств, предусмотренных в п.5.5 настоящего договора, студент освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств по настоящему договору.
11.07.2011г. ФИО2 выдано направление на целевой прием и целевое обучение на очном отделении Алтайского государственного аграрного университета с частичной оплатой ГУСХ и предприятия.
Приказом ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» от 30.07.2011г. №-с ФИО2 зачислена на факультет ветеринарной медицины по специальности «ветеринария» на полный курс обучения с 01.09.2011г.
Приказом ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» от 23.08.2017г. №-с ФИО2 отчислена в связи с завершением обучения по специальности «ветеринария» 31.08.2017г..
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.02.2013г. ООО «Реванш» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре, как ликвидируемый должник.
При установленных обстоятельствах, анализируя в совокупности Положение о Главном управлении сельского хозяйства, Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием от 19.09.1995г. №, Постановление Администрации Алтайского края 05.02.2008г. № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», условия договора от 25.06.2011г. № 209 о целевом приеме и подготовке специалистов в Алтайском государственном аграрном университете; условия договора от 01.09.2011г. о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств ГУСХ и предприятия от 01.09.2011г., суд приходит к выводу, что именно на Главное управление сельского хозяйства была возложена обязанность трудоустроить студента ФИО2, после ее окончания Агроуниверситета, на предприятия АПК Алтайского края, чего сделано не было.
Кроме того, исходя из полномочий Главного управления сельского хозяйства, даты признания ООО «Реванш» банкротом, Главное управление сельского хозяйства должно было знать о ликвидации предприятия, и в силу условий договора от 01.09.2011г. о целевой подготовке специалиста по очной форме обучения в Алтайском государственном аграрном университете с частичной оплатой за счет средств ГУСХ и предприятия, своевременно (с 2013 года по 23.02.2017г.) предложить ФИО2 иное место для трудоустройства.
Сведений о том, что ФИО2 предлагалось иное место работы, а также ее отказа от выхода на иное место работы - в суд не представлено.
Таким образом, суд соглашается с выводами мирового судьи о том, что правовых оснований для удовлетворения иска - не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта в апелляционном порядке.
Указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, апелляционная жалоба не содержит, не установлено таковых и судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Калманского района Алтайского края от 30.12.2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Министерства сельского хозяйства Алтайского края – без удовлетворения.
Судья Н.А. Федорова