ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 110001-01-2020-012214-53 от 03.02.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г.Сыктывкар, Республика Коми Дело № 2-475/2021 (№ 33-725/2022)

УИД № 11RS0001-01-2020-012214-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Костенко Е.Л., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Розовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 февраля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения Республики Коми «Театр оперы и балета» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 года, которым постановлено:

«Требования исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределённого круга лиц к ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика» о возложении обязанности обеспечить соблюдение прав маломобильных групп населения удовлетворить частично:

Обязать ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Свода правил 59.13330.2020 в здании по адресу: <...>, где расположено ГАУ РК «Театр оперы и балета», а именно:

а) на территории, прилегающей к зданию:

1) выполнить работы по организации парковочного места для маломобильных групп населения путем обустройства бордюрного среза в местах пересечения транспортных и пешеходных путей, обозначения места парковки в соответствии с требованиями п. 5.1.1 СП 59.13330.2020, выполнить тактильно-контрастные указатели согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2020;

2) выполнить работы по ремонту лестницы путем восстановления покрытия, приведению ширины ступеней, обустройству ограждения в соответствии с требованиями п. 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020;

3) обустроить пандус в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14 - 5.1.17 СП 59.13330.2020;

б) на входе в здание:

1) выполнить работы по восстановлению покрытия входной площадки;

2) выполнить работы по замене дверного блока при входе в здание в соответствии с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2020;

3) привести глубину тамбуров входной группы в соответствие с требованиями п. 6.1.8 СП 59.13330.2020;

4) выполнить работы по размещению контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м в соответствии с п. 6.1.6 СП 59.13330.2020;

в) на путях движения внутри здания, в том числе пути эвакуации:

1) оборудовать здание тактильными напольными указателями в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020;

2) провести работы по приведению лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;

3) привести ограждения лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;

4) заменить дверные блоки (вход в зрительный зал, аварийные выходы, буфет, туалеты) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м;

г) в зоне целевого назначения:

1) провести ремонт лестниц, ведущих на сцену, путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП СП 59.13330.2020, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2020;

2) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;

3) оборудовать в помещениях кассы, гардероба окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020;

4) в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2020 оборудовать здание пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения, или подъемными платформами наклонного перемещения в целях обеспечениях их доступа на второй этаж;

д) в санитарно-гигиенических помещениях:

1) оборудовать универсальную кабину уборной для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2020;

е) системы информирования:

1) обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с разделом 6.5 СП 59.13330.2020;

2) установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020;

3) оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами.

4) приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования.

Возложить на ООО «Здоровый продукт» обязанность оборудовать в помещениях буфета окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределённого круга лиц в части:

выполнения работ на прилегающей к зданию территории по обустройству предупреждающих тактильно-контрастных указателей в соответствии с требованиями п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;

устранения препятствий на входе в здание в виде порогов в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;

установки информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы в соответствии с требованиями п.п. 5.1.1, 8.1.6 СП 59.13330.2016;

установки кнопки вызова персонала;

организации в зрительном зале в соответствии с п. 8.1.5 СП 59.13330.2016 мест для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, а также остальных требований, заявленных к ООО «Здоровый продукт» отказать.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения директора ГАУ РК «Театр оперы и балета» ФИО1, прокурора Елфимовой О.С., представителя ГКУ РК «Служба единого заказчика» ФИО2,, судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к ГАУ РК «Театр оперы и балета», Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (после преобразования - Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений), ГКУ РК «Служба единого заказчика», ООО «Здоровый продукт» об устранении нарушений требований Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании, расположенном по адресу: <...>.

Определением суда от 01.10.2021 прекращено производство по делу в части требований и.о. прокурора г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности обеспечить соблюдение прав маломобильных групп населения в связи с отказом прокурора от требований к указанном ответчику в полном объёме и принятия его судом.

В отношении остальных ответчиков прокурором требования изменены (л.д.152 т.3) и сформулированы следующим образом:

1. Возложить на ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика», ООО «Здоровый продукт» в срок до 01.07.2022 устранить нарушения требований Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» в здании по адресу: <...>, где расположено Государственное автономное учреждение Республики Коми «Театр оперы и балета», а именно:

а) на территории, прилегающей к зданию:

1) выполнить работы по организации парковочного места для маломобильных групп населения путем обустройства бордюрного среза в местах пересечения транспортных и пешеходных путей, обозначения места парковки в соответствии с требованиями п. 5.1.1 СП 59.13330.2016, выполнить тактильно-контрастные указатели согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2016;

2) выполнить работы по ремонту лестницы путем восстановления покрытия, приведению ширины ступеней, обустройству ограждения и предупреждающих тактильно-контрастных указателей в соответствии с требованиями п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;

3) обустроить пандус в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.15 - 5.1.17 СП 59.13330.2016;

б) на входе в здание:

1) выполнить работы по восстановлению покрытия входной площадки;

2) выполнить работы по замене дверного блока при входе в здание в соответствии с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2016;

3) привести глубину тамбуров входной группы в соответствие с требованиями п. 6.1.8 СП 59.13330.2016;

4) выполнить работы по размещению контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м в соответствии с п. 6.1.6 СП 59.13330.2016;

5) устранить препятствия на входе в здание в виде порогов в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;

6) установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему в соответствии с требованиями п.п. 5.1.1, 8.1.6 СП 59.13330.2016;

7) установить кнопку вызова персонала;

в) на путях движения внутри здания, в том числе пути эвакуации:

1) оборудовать здание тактильно-контрастными предупреждающими указателями в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2016;

2) провести работы по приведению лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;

3) привести ограждения лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;

4) заменить дверные блоки (вход в зрительный зал, аварийные выходы, буфет, туалеты) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м;

5) устранить препятствия в виде порогов путем их ликвидации или обустройства в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;

г) в зоне целевого назначения:

1) в соответствии с п. 8.1.5 СП 59.13330.2016 в зрительном зале предусмотреть места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м), остальные 4% мест предусмотреть в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» или сурдопереводчика и зоне слышимости аудиокомментирования;

2) провести ремонт лестниц, ведущих на сцену, путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2016;

3) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;

4) в помещениях кассы, буфета, гардероба окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2016;

5) в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2016 оборудовать здание пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения, и/или подъемными платформами в целях обеспечениях их доступа на второй этаж;

д) в санитарно-гигиенических помещениях:

1) оборудовать универсальную кабину уборной для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.1330.2016;

е) системы информирования:

1) обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с п. 6.5.1 СП 59.13330.2016;

2) установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016;

3) оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами.

2. Обязать ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика» приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для установки, подключения и дальнейшего использования в здании по адресу: <...>, где расположено Государственное автономное учреждение Республики Коми «Театр оперы и балета», в срок до 01.07.2022.

В судебном заседании представитель прокурора Семенова Я.В. на требованиях настаивала.

Представители ГАУ РК «Театр оперы и балета» ФИО1, ФИО3 с требованиями не согласились, полагали, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования оно не вправе осуществлять работы по капитальному ремонту и реконструкции здания. Также пояснили, что часть требований прокурора была исполнена в ходе рассмотрения судом настоящего дела.

Представитель ответчика ГКУ РК «Служба единого заказчика» ФИО2 требования также не признала, пояснила, что на Службу возложены только полномочия по реконструкции объекта, для этого определен срок 4,5 года, капитальный ремонт здания должен осуществляться его собственником.

Представитель Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений ФИО4 после отказа прокурора от требований к комитету оставила разрешение спора на усмотрение суда, при удовлетворении требований просила установить разумный срок для их исполнения. Также указала, что работы по приведению здания в соответствии с требованиями законодательства должны быть осуществлены ГКУ РК «Служба единого заказчика» в силу заключенного с ним договора оперативного управления имуществом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГАУ РК «Театр оперы и балета» выражает несогласие с решением суда, считая, что оно вынесено с неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению представителя театра, ГАУ РК «Театр оперы и балета» не является надлежащим ответчиком, так как проведение реконструкции, капитального ремонта здания с целью выполнения требований истца является обязанностью ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми».

Также в жалобе ГАУ РК «Театр оперы и балета» указывает, что вывод суда о том, что ГАУ РК «Театр оперы и балета» не лишено возможности за счет собственных средств и предоставленных денежных средств производить капитальный ремонт переданного в безвозмездное пользование имущества (ремонт лестницы, входной площадки и обустройство пандуса) несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку балансодержателем здания театра оперы и балета является ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми», одновременно являясь заказчиком, застройщиком при проведении строительства (в том числе капитального ремонта), финансирование ГАУ РК «Театр оперы и балета» для выполнения капитальных ремонтов не производится, выполнение капитального ремонта силами ГАУ РК «Театр оперы и балета» невозможно.

Кроме того, ГАУ РК «Театр оперы и балета» в жалобе просит установить срок выполнения обязанностей до 31.12.2025 г. в связи с тем, что исполнение решения в течение 12 месяцев со дня вступления его в законную силу невозможно.

В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» указывает, что согласно заключению эксперта, большинство требований истца можно устранить только в ходе капитального ремонта или реконструкции здания театра оперы и балета. В настоящее время готовится документация для проведения закупки по выбору подрядчика на выполнение в 2022-2023 г.г. проектно-изыскательных работ по реконструкции здания, с учетом требований действующей нормативно-технической документации в области организации доступа маломобильных групп населения. Также ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» указывает на невозможность устранения нарушений в ходе капитального ремонта по причинам того, что: ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» не может являться заказчиком работ по капитальному ремонту здания, т.к. это не предусмотрено Уставом; адресной инвестиционной программой Республики Коми не предусмотрено финансирование работ по капитальному ремонту здания театра; расходование средств бюджета Республики Коми на капитальный ремонт здания театра в условиях планируемой реконструкции здания является нецелесообразным и неэффективным; в случае капитального ремонта здания, театр должен будет прекратить свою работу на весь период такого ремонта; в случае проведения капитального ремонта здания ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» необходимо будет понести затраты (временные и финансовые за счет средств республиканского бюджета) на подготовку сметы.

ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» полагает, что исполнить постановленное решение суда в течение 12 месяцев со дня вступления его в силу невозможно.

Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений в своем отзыве на апелляционную жалобу указывает, что возложение судом обязанности по приведению здания театра в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 на ГКУ РК «Служба единого заказчика Республики Коми» является правомерным в силу зарегистрированного в установленном порядке права оперативного управления. Кроме того, в соответствии с п. 3.3.3 договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Коми № Б-1940-08/2019 от 14.08.2019 ГАУ РК «Театр оперы и балета» обязуется нести расходы по содержанию имущества, в том числе эксплуатационные и коммунальные, и обеспечению необходимым для функционирования каналами связи, поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом состоянии, своевременно и за свой счет производить текущий ремонт в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации. Таким образом, ГАУ РК «Театр оперы и балета» не лишено возможности за счет собственных и предоставленных денежных средств производить ремонт здания театра. Также Комитет сообщает, что распоряжением Правительства Республики Коми от 18.01.2021 № 12-р утверждена адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, куда также включен объект - здание театра, определены лимиты бюджетных ассигнований, определен срок ввода объекта в эксплуатацию – 2025 год.

Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Сыктывкара просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГАУ РК «Театр оперы и балета» - без удовлетворения.

Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.

Судебное заседание было открыто 31.01.2022, после перерыва продолжено 03.02.2022.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Судом установлено, что нежилое четырехэтажное здание Государственного театра оперы и балета (литер А), площадью 7717,1 кв.м, 1969 года постройки, расположенное по адресу: <...>, находится в государственной собственности Республики Коми. С 03.03.2010 здание было закреплено на праве оперативного управления за ГАУ РК «Театр оперы и балета» (34-40, 56, 143-145 том 1).

Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия учредителя ГАУ РК «Театр оперы и балета» согласно Уставу, является Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия собственника имущества ответчика от имени Республики Коми – Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (ныне – Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений).

10.05.2017 директором ГАУ РК «Театр оперы и балета» утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №1 - здания театра оперы и балеты, согласно которому объект для инвалидов временно недоступен, необходимо проведение ряда работ для обеспечения доступности здания для указанной категории зрителей (пп.3.3, 3.5) (л.д. 105-107 том 1).

Решением Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 02.04.2019 №237, в редакции решения от 26.04.2019 №366, здание изъято из оперативного управления ГАУ РК «Театр оперы и балета» и закреплено на праве оперативного управления за ГКУ РК «Служба единого заказчика» (л.д. 146-147, 148 том 1).

По уставу ГКУ РК «Служба единого заказчика», утвержденному 08.02.2021, целью деятельности казенного учреждения является участие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации в целях проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения (п.3.2). Пункт 3.4 Устава закрепляет основные виды деятельности учреждения, в том числе выполнение функций заказчика, застройщика, технического заказчика при проведении строительства, реконструкции объектов государственной собственности Республики Коми, в том числе объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Коми в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие соответствующей инфраструктуры (л.д. 121-128 том 3).

На основании решения Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 09.07.2019 №654 здание государственного театра оперы и балеты передано в безвозмездное пользование ГАУ РК «Театр оперы и балета» (л.д. 149-150 том 1).

14.08.2019 между Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений при участии ГКУ РК «Служба единого заказчика» и ГАУ РК «Театр оперы и балета» заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Коми №Б-1940-08/2019, согласно которому здание государственного театра оперы и балета (далее также имущество) передано в безвозмездное пользование ГАУ РК «Театр оперы и балета» на срок с 02.04.2019 по 31.12.2021. Имущество передано ссудополучателю для осуществления уставной деятельности и обеспечения его сохранности по акту приема-передачи (л.д. 151-155 том 1).

Условиями договора безвозмездного пользования на ГАУ РК «Театр оперы и балета» возложены обязанности: использовать имущество исключительно по назначению, указанному в договоре (п.3.3.2); нести расходы по содержанию имущества, своевременно и за свой счет производить текущий ремонт имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации (п.3.3.3).

Как следует из пояснений представителей сторон в суде апелляционной инстанции, в настоящее время договор безвозмездного пользования заключается на следующий срок на тех же условиях.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.01.2020 №21-р утверждена адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Программой (п.36) предусмотрена реконструкция здания театра оперы и балета с определением заказчика работ - ГКУ РК «Служба единого заказчика», года ввода в эксплуатацию – 2023 год и ответственного ведомства за реализацию проекта - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК.

На основании договора аренды недвижимого имущества от 05.03.2021 ГАУ РК «Театр оперы и балета» передало в аренду ООО «Здоровый продукт» часть нежилых помещений № 4 (буфет), 28 (холодный цех) общей площадью 71,6 кв.м. на первом этаже здания для использования под организацию услуг общественного питания на срок с 05.03.2021 по 06.03.2022 (л.д. 238-241 том 2). Условиями договора аренды предусмотрена обязанность арендатора: своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемых помещений (п.2.2.4), обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе, использующих кресла-коляски и собак-проводников) (п.2.2.7).

Согласно справке ООО «Здоровый продукт» от 13.09.2021 барная стойка в кафе-баре здания театра оперы и балета является собственностью указанного общества (л.д. 129 том 3).

Определением суда от 22.04.2021 в целях разрешения спора была назначена строительная судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО «БТЭ при ТПП РК».

Согласно заключению судебного эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» В.Н.Н. от 31.05.2021 № 071/5-2/00145 (л.д. 174-206 том 2) здание театра оперы и балета не соответствует требованиям Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001», а именно (таблица №2):

а) на территории, прилегающей к зданию:

- отсутствуют элементы информации об объекте (п. 5.1.1 СП 59.13330.2016),

- отсутствуют тактильно-контрастные указатели (п. 5.1.10 СП 59.13330.2016),

- ширина ступеней не соответствует п. 5.1.12 СП 59.13330.2016, отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные указатели,

- уклон, поручни, поверхность пандуса не отвечают п.п. 5.1.14, 5.1.15 - 5.1.17 СП 59.13330.2016,

- отсутствует парковочное места для маломобильных групп населения (п.п. 5.2.1, 5.2.3 СП 59.13330.2016),

б) на входе в здание не организован доступный вход для маломобильных групп населения, в том числе:

- ширина дверного блока при входе в здание не соответствует с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2016

- глубина тамбуров входной группы не соответствует п. 6.1.8 СП 59.13330.2016;

- отсутствует контрастная маркировка на прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м согласно п. 6.1.6 СП 59.13330.2016;

- высота дверных порогов превышает 0,014 м (п. 6.1.5 СП 59.13330.2016),

в) на путях движения внутри здания:

- отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели (п. 6.2.3 СП 59.13330.2016);

- лестница не соответствует п.п. 6.2.8, 6.2.11 СП 59.13330.2016 (подступенки в пределах одного марша различаются по высоте, отсутствуют тактильные полосы, ограждения лестницы расположены выше разрешенной высоты, не имеют завершающие горизонтальные части),

- отсутствуют рельефные обозначения этажей, предупредительные полосы об окончании перил,

г) в санитарно-гигиенических помещениях не оборудованы универсальные кабины уборные для инвалидов, оборудованные системой тревожной сигнализации или двухсторонней громкоговорящей связи (п.п. 6.3.1, 6.3.3, 6.3.6 СП 59.1330.2016),

д) в зоне целевого назначения:

- в зрительном зале обустроено только три места для зрителей на креслах-колясках, тогда как их количество должно быть не менее 5% общего числа зрителей (п. 8.1.5 СП 59.13330.2016),

- гардероб, санузлы, буфет, подъем на сцену не доступны для зрителей на креслах-колясках (п. 8.1.7, 8.6.1, 8.6.7 СП 59.13330.2016),

- отсутствуют технические средства информирования, тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы (п.6.5.1, 6.5.9, 8.1.6 СП 59.13330.2016).

В таблице №3 заключения экспертом приведен перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для приведения объекта в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Указанные экспертом виды работ требуют проведения как текущего, так и капитального ремонта здания. Работы по приведению глубины тамбуров в нормативное состояние с обустройством дверных блоков с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м, работы по оборудованию лифта либо подъемника для обеспечения подъема маломобильных групп граждан на второй этаж здания для прохода в зрительный зал согласно выводам эксперта требуют проведения реконструкции здания.

Эксперт В.Н.Н. в суде первой инстанции поддержала сделанные ею в экспертном заключении выводы.

Сторонами было признано и не оспаривалось иными участвующими в деле лицами то обстоятельство, что спорное здание не отвечает существующим требованиям доступности для маломобильных групп населения.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 2, 19, 44 и 68 Конституции РФ, ст. ст. 2, 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ОНН от 13.12.2006 № 61/106, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормами Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утверждённым приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», действующих в настоящее время, оценил представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, и исходил из доказанности факта использования ГАУ РК «Театра оперы и балета» в своей деятельности здания, не соответствующего общеобязательным требованиям законодательства, касающимся необходимости приспособления объектов для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе в части создания условий для беспрепятственного к ним доступа, что влечет нарушение конституционных прав данной категории граждан, а поэтому имеет особое общественное значение.

Возлагая обязанность по приведению здания театра оперы и балета в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 на обоих ответчиков - ГАУ РК «Театр оперы и балета» и ГКУ РК «Служба единого заказчика» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд исходил из того, что ГКУ РК «Служба единого заказчика» в силу закрепления за ним спорного имущества на праве оперативного управления и своей уставной деятельности осуществляет выполнение функций заказчика, застройщика, технического заказчика при проведении строительства, реконструкции объектов государственной собственности Республики Коми, в том числе объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Коми в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие соответствующей инфраструктуры.

В то же время фактическим пользователем здания является ГАУ РК «Театр оперы и балета», не лишенное возможности за счет собственных и предоставленных денежных средств производить ремонт переданного ему имущества, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела ГАУ РК «Театр оперы и балета» самостоятельно предприняло меры по ремонту лестницы, входной площадки и обустройство пандуса на прилегающей к зданию территории, устранению порогов на входе в здание (л.д. 44-83 том 3). Указанные виды работ относятся к капитальному ремонту.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по оборудованию в помещениях буфета, в здании театра, окна с высотой и шириной прилавка в соответствии с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 на ООО «Здоровый продукт», как собственника мебели и оборудования в кафе-баре здания театра оперы и балета, установив срок для исполнения указанного требования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, при этом суд исходил из объема и характера работ, а также из того, что срок действия заключенного с ООО «Здоровый продукт» договора аренды нежилых помещений (по 06.03.2022) не позволяет установить указанному ответчику срок исполнения решения суда до 01.07.2022.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Статьями 2 и 7 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу положений ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» должны отвечать определенным требованиям, перечень которых в настоящее время установлен в Своде правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2002 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ГАУ РК «Театр оперы и балета» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, безусловно не влекут отмену решения суда в апелляционном порядке, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального или процессуального права; указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Возлагая обязанность по устранению нарушений требований Свода правил 59.13330.2020 в здании театра оперы и балета на ГАУ РК «Театр оперы и балета», суд исходил из того, что обязанность у ГАУ РК «Театр оперы и балета» по обеспечению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры возникла в силу императивного указания закона - п. 1 абзаца 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.

Согласно данной правовой норме федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

При принятии решения суд первой инстанции учел, что нежилое здание театра оперы и балета находится в государственной собственности Республики Коми и передано в оперативное управление ответчику ГКУ РК «Служба единого заказчика», а в фактическое пользование - ГАУ РК «Театр оперы и балета».

Право оперативного управления в силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ является разновидностью вещных прав.

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязаны обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание театра как к социально значимому объекту.

Выбор способа обеспечения доступа (текущий ремонт, капитальный, реконструкция) принадлежит указанным лицам.

Судебное решение отражает те условия, которым здание театра должно соответствовать с целью защиты прав инвалидов.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о доказанности обстоятельств, являющихся основанием возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений требований Свода правил 59.13330.2020 в здании театра оперы и балета, однако полагает необходимым увеличить предоставленный ответчикам срок исполнения решения Сыктывкарского городского суда от 01.10.2021, установив его - до 01.03.2024.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает принятые ГАУ РК «Театр оперы и балета» минимальные меры для обеспечения доступа инвалидов в здание театра до реконструкции этого объекта, а также объем и состав требуемых работ, выполнение которых возложено на ответчиков настоящим решением суда, затруднительность исполнения судебного акта в течение одного года, принципы разумности и соблюдения баланса права и обязанностей сторон.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, сделанные с учетом обстоятельств дела и конституционных гарантий и прав граждан, не подтверждают нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 года оставить без изменения, уточнив его в части срока исполнения: определить срок исполнения настоящего решения – до 01.03.2024.

Апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Коми «Театр оперы и балета» оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 февраля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: