ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 110001-01-2021-015918-15 от 21.04.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Некрасова О.С. Дело 11RS0001-01-2021-015918-15 (№ 2-521/2022 г.)

(№ 33-2628/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 21 апреля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 января 2022 года, по которому

отказано в удовлетворении иска ФИО1 к ПАО «Т Плюс» о защите прав потребителя - о возложении обязанности по обеспечению давления горячей воды в месте подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома <Адрес обезличен> согласно требованиям законодательства.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения ФИО2 - представителя ФИО1 и ТСЖ «Морозова,35/1», судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения требований – т. 1 л.д. 100) к ПАО «Т Плюс» об обязании обеспечить давление горячей воды в месте подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома <Адрес обезличен> согласно требованиям законодательства, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры <Адрес обезличен>; по договору теплоснабжения и поставки горячей воды <Номер обезличен>, заключенному <Дата обезличена> между управляющей организацией ТСЖ «Морозова 35/1» и поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению ПАО «Т Плюс», ответчик обязан поддерживать установленный техническими условиями <Номер обезличен> от 29 апреля 2001 года уровень давления в обратном трубопроводе - 37 м вод.столба и уровень давления горячей воды в подающем трубопроводе - 9м вод.столба, а также обязан обеспечивать уровень давления горячей воды в месте присоединения многоквартирного дома <Адрес обезличен> к наружной водопроводной сети в соответствии с пунктом 5.11 Свода Правил 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» - не менее 50м вод.столба, исходя из того, что многоквартирный дом имеет 11 этажей, из которых 9 жилых этажей, 1 этаж - техническое подполье и 1 этаж - технический чердак. Однако, согласно актам, составленным 22 января 2021 года, 29 июня 2021 года, 13 сентября 2021 года и 21 сентября 2021 года, давление горячей воды в месте технологического присоединения многоквартирного дома к наружной водопроводной сети не соответствует гарантированному уровню давления, что не позволяет управляющей организации ТСЖ «Морозова 35/1» и обслуживающей организации ООО «Винер» обеспечить предоставление жильцам указанного многоквартирного дома коммунальных услуг надлежащего качества. В связи с этим с декабря 2020 года температура и давление горячей воды в квартире истца не соответствует требованиям, предусмотренным установленным нормативным требования, что нарушает права ФИО1 как потребителя коммунальной услуги.

В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель заявленное требование поддержали.

Представители ответчика ПАО «Т Плюс» иск не признали.

Представитель третьего лица ООО «Винер» полагал иск подлежащим удовлетворению.

Представитель ТСЖ «Морозова 35/1» и представитель АО «КЭК», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 1 л.д. 120), в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие; в письменном отзыве на иск представитель АО «КЭК» с иском не согласился (т. 1 л.д. 127,128).

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ПАО «Т Плюс» просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены по доводам апелляционной жалобы решения суда не усматривает.

В соответствии с пунктами 8, 10 и подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель, которым может выступать, в том числе ресурсоснабжающая организация, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами (пункт 1). Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве (пункт 2).

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ).

Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.

Согласно части 3 статьи 15.1 Федерального закона «О теплоснабжении», пункту 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года № 808, к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В пункте 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за предоставление качественных коммунальных услуг и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацу 3 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению (пункт 2.1).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с 29 декабря 2020 года является собственником квартиры по адресу: <Адрес обезличен>; указанная квартира находится на ... этаже дома <Адрес обезличен> (т. 1 л.д. 51-53).

Многоквартирный дом имеет 9 этажей, подвал, цокольный этаж, мансарду, мезонин, техподподполье и чердачное помещение (т. 1 л.д. 55,58,149).

Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Морозова 35/1», обслуживание дома - ООО «Винер».

Исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению является ПАО «Т Плюс».

По агентскому договору <Номер обезличен>, заключенному 29 июня 2017 года между ПАО «Т Плюс» (принципал) и АО «КЭК» (агент), АО «КЭК» за вознаграждение и по поручению ПАО «Т Плюс», от имени последнего и за его счет осуществляет проверку качества поставляемой покупателям, передаваемой и (или) получаемой от контрагентов тепловой энергии, теплового носителя, горячей воды на соответствие нормативным требованиям и условиям заключенных с ПАО «Т Плюс» договоров (т. 1 л.д. 195, 199 оборот).

1 ноября 2016 года между ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) и ТСЖ «Морозова 35/1» (потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) <Номер обезличен> (т. 1 л.д.30-36).

Приложением № 2 к указанному договору является акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

По условиям пунктов 2.2.1 и 2.2.2 договора теплоснабжения и поставки горячей воды ПАО «Т Плюс» обязано подавать потребителю энергетические ресурсы (тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения) в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и режиме, предусмотренном приложением № 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства РФ, а также поддерживать давление в обратном трубопроводе в соответствии с необходимыми расчетными величинами, обеспечивающими заполнение верхних линий и приборов систем теплопотребления потребителя, а также в соответствии с уровнем давления горячей воды, согласованным в приложении № 1 к настоящему договору.

В свою очередь ТСЖ «Морозова 35/1» по условиям пунктов 2.3.2 и 2.3.3 договора теплоснабжения и поставки горячей воды обязано оплачивать потребляемые энергетические ресурсы и обеспечивать прием энергетических ресурсов, получаемых в точках поставки от теплоснабжающей организации в соответствии с согласованными сторонами количеством и максимумом нагрузок согласно приложениям № 1 и № 3 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 2.5.2 указанного договора ТСЖ «Морозова 35/1» вправе получать энергетические ресурсы в количестве, режиме и с качеством, указанными в приложении № 1 к настоящему договору, и позволяющими потребителю обеспечить предоставление соответствующих коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и (или) жилых домов.

В пункте 2.2.1 договора теплоснабжения и поставки горячей воды установлено, что качество горячей воды должно отвечать установленным требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании.

Понижение температуры горячей воды, подаваемой ПАО «Т Плюс» на вводе в многоквартирный дом и (или) жилой дом, до температуры горячей воды в местах водоразбора, определенной в соответствии с установленными требованиям к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению, обеспечивают лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри многоквартирного и (или) жилого дома.

Согласно приложению № 1 к указанному договору гарантированный уровень давления горячей воды в месте присоединения дома должен соответствовать техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (пункт 6); температура и диапазон давления в подающем трубопроводе (точке поставке) должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

По техническим условиям <Номер обезличен> на присоединение к тепловым сетям от 29 апреля 2001 года давление в трубопроводе в точке присоединения должно составлять 9м, давление на обратном трубопроводе – 37 м вод.ст. (т. 1 л.д. 111).

Согласно пункту 7 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см).

В пункте 5.11 СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (актуальная редакция СНиП 2.04.02-84, утв. приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/14), предусмотрено, что минимальный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственном питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.

В примечании к указанному пункту Свода правил указано, что в часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м, при этом должна обеспечиваться подача воды в емкости для хранения.

По сведениям ПАО «Т Плюс» для расчета минимального напора в сети водопровода используются следующие формулы: Н=10+4* ( n-1), 10+4* (9-1) =42 м вод. ст. (4,2 кгс/см?, либо 0, 42 Мпа) - при максимальном хозяйственном потреблении на вводе здания; Н=10+3* ( n-1), 103* (9-1) = 34 м. вод. ст. (3, 4 кгс/см?, либо 0, 34 Мпа) - при минимальном хозяйственном потреблении на вводе здания (т. 1 л.д. 148).

Согласно пункту 5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09; отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.

В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.246-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.

Разделом 5 договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 1 ноября 2016 года установлена ответственность сторон за нарушение обязательств договора.

Согласно пункту 5.1 договора за нарушение обязательств о договору (в том числе за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения и горячего водоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя) стороны договора несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 5.2 договора теплоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемых тепловой энергии и горячей воды, в том числе за температурные параметры горячей воды в пределах, согласованных в приложении № 1 к настоящему договору, в точках поставки, указанных в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение № 2 к настоящему договору), а также за соблюдение установленного порядка приостановления или ограничения подачи энергетических ресурсов в пределах, определяемых гражданским законодательством РФ и нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.

Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажор) (пункт 5.3 договора теплоснабжения и поставки горячей воды).

Согласно пункту 5.4 договора теплоснабжающая организация не несет ответственности перед потребителем за снижение параметров энергетических ресурсов и снижение параметров теплоносителя или качества горячей воды, вызванные: действиями персонала потребителя или третьих лиц; действиями собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и (или) жилых домах; ограничением или прекращением подачи энергетических ресурсов в соответствии с настоящим договором.

В приложение № 2 к договору теплоснабжения и поставки горячей воды установлено, что границей ответственности, определяемой балансовой принадлежностью сторон, является: 1) между ПАО «Т Плюс» и тепловой сетью, проходящей от 2УТ9-25 до наружной стены жилого дома <Адрес обезличен>, включенного в реестр муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» как бесхозяйное имущество и переданного на обслуживание ПАО «Т Плюс» - фланцевое соединение запорной арматуры в точке подключения 2УТ9-25; 2) между тепловой сетью, проходящей от 2УТ9-25до наружной стены дома <Адрес обезличен>, включенного в реестр муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» как бесхозяйное имущество и переданного на обслуживание ПАО «Т Плюс» и ТСЖ «Морозовза 35/1», - наружная стена жилого дома <Адрес обезличен>.

Границей ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей является: между ПАО «Т Плюс» и ТСЖ «Морозова 35/1» - наружная стена жилого дома <Адрес обезличен> (т. 1 л.д. 36).

В 2021 году в ТСЖ «Морозова 35/1» поступали обращения ФИО1 в связи с пониженным давлением и пониженной температурой горячего водоснабжения в принадлежащей ей квартире (т. 1 л.д. 14,15,20).

В связи с указанными обращениями представителями управляющей и обслуживающей организацией производились замеры температуры и давления горячего водоснабжения в квартире истца, о чем составлены акты от 13 сентября 2021 года, 21 сентября 2021 года, 2 ноября 2021 года, 22 ноября 2021 года (т. 1 л.д.18,19,110,111).

Согласно актам от 13 сентября 2021 года, 21 сентября 2021 года, 2 ноября 2021 года при проведении замеров были выявлены факты несоответствия температуры и давления горячего водоснабжения установленным требованиям в квартире истца.

В акте от 22 ноября 2021 года установлено, что параметры температуры и давления горячего водоснабжения соблюдены: температура горячей воды в месте водоразбора составила 60°С, давление горячей воды в месте водоразбора - 0,072 Мпа, при этом параметр Р3 (давление теплоносителя подающего трубопровода в систему горячего водоснабжения), который по заявленным исковым требованиям не соответствует установленным нормативным требованиям, не измерялся.

В связи с этим ТСЖ «Морозова 35/1» 11 января 2021 года и 14 мая 2021 года направило ПАО «Т Плюс» обращения, в которых просило провести необходимые мероприятия для восстановления давления горячей воды в подающем трубопроводе не менее требуемых расчетных 0,52 МРа и внести изменения в договор теплоснабжения и подачи горячей воды от 1 ноября 2016 года, указав гарантированный уровень давления горячей воды в системе водоснабжения многоквартирного дома в месте присоединения не менее 0,52 МРа (т. 1 л.д.26,27).

16 сентября 2021 года теплоснабжающей организацией проводилось обследования с участием представителя ТСЖ «Морозова 35/1» и представителя ООО «Винер» напора воды на вводе в многоквартирный дом <Адрес обезличен> в минимальные часы водопотребления, о чем составлен акты проверки режима теплопотребления.

Согласно акту от 16 сентября 2021 года <Номер обезличен> давление напора воды на вводе в жилой дом на момент замеров составляло 3,6 кгс/см..., что соответствует требуемому нормативному уровню (т. 1 л.д.148,156).

Также, в 2021 году по обращению ФИО1 о ненадлежащем оказании ПАО «Т Плюс» коммунальных услуг, выразившемся в отсутствии нормативных значений давления и температуры горячей воды в её квартире, проводилась проверка ... инспекцией ... (т. 1 л.д. 154,162).

В ходе указанной проверки, 3 декабря 2021 года, специалистом ... инспекции в присутствии представителя ТСЖ «Морозова 35/1» и руководителя АО «КЭК» производился осмотр теплового пункта многоквартирного дома <Адрес обезличен>, по результатам которого было установлено, что давление составляет на подающем трубопроводе теплоносителя 0,38 Мпа, на обратном трубопроводе теплоносителя - 0,32 Мпа, на трубопроводе горячего водоснабжения - 0,387 Мпа. Замеры производились после снятия представителем ТСЖ «Морозова, 35/1» и руководителем АО «КЭК» шайбы диаметром 12 мм с пломбой на подающем трубопроводе, расположенном до элеватора. По выводам специалиста ... инспекции в протоколе осмотра, давление на подающем трубопроводе теплоносителя в тепловом пункте с учетом этажности дома (девять этажей) и чердачного помещения без учета подвального помещения должен составлять 0,37 Мпа, исходя из следующего расчета: 10 м + (9 эт. х 3 м)= 10+27=37 м.вод.ст., то есть 0,37 Мпа, где 10 м.вод.ст. составляет подвальное помещение + первый этаж, 9 этажей - 8 этажей + чердачное помещение, 3 м.вод.ст. В ходе осмотра замеры давления и температуры горячей воды в квартире истца не производились в связи с тем, что представитель собственника квартиры <Номер обезличен>ФИО9. на проведении данных замеров не настаивал, указал на то, что температура и давление горячей воды в квартире ФИО1 соответствует норме.

По результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией, ПАО «Т Плюс» к административной ответственности не привлекалось (т. 1 л.д.149,150,153,163).

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из того, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком её прав как потребителя коммунальной услуги по горячему водоснабжению посредством поставки в квартиру истца и многоквартирный дом <Адрес обезличен>

Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, приведенным выше, нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из указанной нормы, бремя доказывания факта некачественного оказания коммунальных услуг лежит на потребителе. Исполнитель коммунальных услуг должен доказать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств.

Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В пункте 2.3.12 договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 1 ноября 2016 года установлено, что ТСЖ «Морозова 35/1» обязано при поступлении жалоб собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и (или) жилых домах, на качество или объем предоставляемой коммунальной услуги, обеспечить организацию и выполнение мероприятий по установлению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с привлечением теплоснабжающей организации в установленных случаях к проверке факта нарушения качества коммунальных услуг.

Порядок взаимодействия сторон договора при проведении проверки причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта проверки определяется в соответствии с требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 105 Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (пункт 107 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 108 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

В соответствии с пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг по окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Таким образом, при проведении проверки по обращению потребителя о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества уведомление ресурсоснабжающей организации о проведении проверки является обязательным, составленный акт проверки должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг.

Истец в подтверждение своих доводов представил суду первой инстанции акты проверок от 13 сентября 2021 года, 21 сентября 2021 года, 2 ноября 2021 года об установлении несоответствия температуры и давления горячего водоснабжения в квартире <Адрес обезличен> установленным требованиям, которые обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, подтверждающих ненадлежащее оказание ответчиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поскольку они не отвечают требованиям, установленным пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг. Акты проверок не содержат данных о времени проведения измерений, об уведомлении теплоснабжающей организации о дате и времени проведении проверок.

Представленный истцом акт проверки от 22 ноября 2021 года не содержит результатов измерения параметра Р3 (давления теплоносителя подающего трубопровода в систему горячего водоснабжения), ненадлежащее качество которого являлось предметом спора.

Иных надлежащих доказательств, неоспоримо подтверждающих предоставление ответчиком ПАО «Т Плюс» коммунальной услуги ненадлежащего качества, истцом в процессе рассмотрения дела суду первой инстанции представлено не было.

В ходе проведения проверки ... инспекции и в судебном заседании суда первой инстанции истец и её представитель от обследования квартиры истца в целях установления факта нарушения ответчиком прав ФИО1 как потребителя услуги отказались (т. 1 л.д. 119 оборот,163).

В ходе обследования, проведенного ПАО «Т Плюс» 16 сентября 2021 года, нарушения уровня давления напора воды на вводе в многоквартирный дом не установлено.

Согласно протоколу осмотра, составленному 3 декабря 2021 года специалистом ... в ходе проверки, проведенной по обращению ФИО1, поданному истцом в период рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, после снятия в ходе осмотра представителем ТСЖ «Морозова, 35/1» и руководителем АО «КЭК» теплового пункта шайбы диаметром 12 мм с пломбой на подающем трубопроводе, расположенном до элеватора, подача давления соответствовала нормативным параметрам.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что зафиксированная протоколом осмотра подача давления горячего водоснабжения после регулировки в тепловом пункте может свидетельствовать о ненадлежащем управлении многоквартирным домом и ненадлежащей эксплуатации систем теплопотребления организацией, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома. Факт некачественной поставки горячего водоснабжения в место присоединения многоквартирного дома к наружному трубопроводу горячей воды не нашел подтверждения при рассмотрении дела.

Нарушений ответчиком прав истца как потребителя коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые с учетом предмета иска позволяли бы суду удовлетворить заявленное требование, не установлено.

В связи с этим вывод суда об отказе в удовлетворения иска ФИО1 является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что расчеты, примененные в ходе проверок для определения нормативного уровня давления на подающем трубопроводе в месте присоединения многоквартирного дома, являются неверными, так как они произведены исходя из 9 этажей жилого дома с учетом чердачного помещения, но без технического подполья, который должен учитываться в расчетах как отдельный этаж, подлежат отклонению как несостоятельные.

В соответствии с пунктом 5.11 СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84) утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/14, минимальный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственном питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.

В примечании к указанному пункту Свода правил указано, что в часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м, при этом должна обеспечиваться подача воды в емкости для хранения.

Согласно пункту А1.7 Свода правил СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003), утвержденного приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 года № 883/пр, при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м; при определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают: подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м.

Таким образом, при определении количества этажей здания техническое подполье, независимо от его высоты, не учитывается.

Из содержания формулы расчета свободного напора в сети водопровода следует, что одной из её составляющих является этажность многоквартирного дома, при этом первый этаж в расчете исключается, так как он принимает максимальное давление горячей воды, поступающей с теплоэнергоустановки.

Согласно материалам дела, оспариваемые расчеты произведены исходя из установленной техническим паспортом этажности многоквартирного дома <Адрес обезличен> – 9 этажей, из которых 8 этажей – жилые, 1 этаж – чердачное помещение; первый этаж с подпольем исключены из расчета, что соответствует указанным требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суду для разрешения спора необходимо было установить уровень давления в подающем трубопроводе горячего водоснабжения в точке присоединения жилого дома как в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) так и в часы вечернего максимума, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда в решении.

В соответствии с примечанием 1 к разделу 7 приложения № 1 к Правилам № 354 давление в системах горячего и холодного водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).

Исходя из указанных положений, установление уровня давления в подающем трубопроводе горячего водоснабжения в точке присоединения жилого дома в часы утреннего максимума, из показателей которого исходил суд при разрешении спора, является достаточным для установления качества давления, который обеспечивается ответчиком при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы о том, что суд при разрешении спора нарушил требования части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку они опровергаются материалами дела.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае суд первой инстанции не допустил нарушения указанной нормы, поскольку рассмотрел иск ФИО1 в пределах заявленных истцом требований об обязании ПАО «Т Плюс» обеспечить давление в подающем трубопроводе горячего водоснабжения в месте подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома <Адрес обезличен> согласно требованиям законодательства, что следует из содержания искового заявления, уточнения к нему и протокола судебного заседания суда первой инстанции от 20 декабря 2021 года (т. 1 л.д. 5,6, 118 оборот).

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2022 года.