ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11/1-21/2012 от 01.10.2012 Ливенского районного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Соповой Н.И.,

при секретаре Иванниковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе Волгоградской области на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области, мирового судьи судебного участка №3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 17 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Управления Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе Волгоградской области к ФИО4 о взыскании суммы недоимки по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 13631, 22 рублей, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Калачевском районе Волгоградской области к ФИО4 о взыскании суммы недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа и пени отказать»,

УСТАНОВИЛ:

Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района, мирового судьи судебного участка №3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области было постановлено вышеуказанное решение.

С данным решением не согласен истец, подав апелляционную жалобу, указав в ней, что решение мирового судьи принято не соответствующее нормам законодательства РФ, по следующим основаниям. Отказывая в удовлетворении заявленного иска мировой судья указывает, что истцом не представлено достаточных доказательств того, что ответчик ФИО4 в 2010 г. и 2011 г., являясь главой юридического лица - Крестьянское хозяйство ФИО4, осуществлял деятельность на выделенном ему участке, а также обращался в налоговый орган с заявлением об изменении правового статуса указанного хозяйства с юридического лица на индивидуального предпринимателя, что позволило бы взыскать именно с ответчика, как индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа и пени. С указанной позицией не согласны по следующим основаниям. Глава крестьянского фермерского хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица, является плательщиком страховых взносов после 01.01.2010. В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, при этом следует учитывать, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств вне зависимости от регистрации хозяйства к качестве юридического лица, как и индивидуальные предприниматели, обязаны уплачивать страховые взносы с даты государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по дату снятия с налогового учета вне зависимости от осуществления деятельности, получения дохода и иных причин. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями, то есть несут ответственность за неуплату страховых взносов всем принадлежащим им имуществом, в том числе и заработком, получаемой пенсией и тому подобное. ФЗ № 212-ФЗ не предусмотрены такие основания для освобождения от уплаты страховых взносов, как «не осуществление деятельности на выделенном земельном участке». Документом, подтверждающим факт постановки крестьянского (фермерского хозяйства) с правами юридического лица на налоговый учет является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании выписки из ЕГРЮЛ, крестьянское хозяйство ФИО4 было зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, а снято с учета ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом приведенных выше норм, ФИО4 обязан уплачивать страховые взносы вплоть до даты снятия крестьянского хозяйства с регистрационного учета, следовательно, требования УПФР в Калачевском районе Волгоградской области о взыскании с ФИО4 задолженности по уплате страховых взносов за 2010 год и за 2011 год (начисленной по ДД.ММ.ГГГГ- дату снятия с учета) является абсолютно законным, основанным на нормах действующего законодательства, регулирующего вопросы уплаты страховых взносов и подлежащим удовлетворению

С учетом вышеизложенного, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области мировым судьей судебного участка № 3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области ФИО5 при вынесении решения допускает существенное нарушение норм материального права, выразившееся в том, что не были применены нормы права, которые подлежат применению.

В судебное заседание представитель истца не явился, направив в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Доводы апелляционной жалобы поддерживал.

Ответчик ФИО4 в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, при этом пояснил, что действительно в 1992 году он зарегистрировался в налоговой службе как юридическое лицо, перечислял налоги, в том числе и в пенсионный фонд как глава крестьянского фермерского хозяйства. С администрацией Калачевкого района Волгоградской области он заключил договор аренды земель сельскохозяйственного назначения 93 га -ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, в собственность ему был предоставлен земельный участок 17,3 га. На данной земле он выращивал сельхозкультуры. В 1998 году по семейным обстоятельствам он уехал из Калачевского района вначале в Ростовскую область, а затем в Орловскую область Ливенский район. Перед отъездом из Калачевского района он заходил к налоговому инспектору ФИО1 и сообщал о своем отъезде, она пояснила, что каких-либо заявлений ему писать не надо, его ликвидируют и так, если он в течение года не будет обрабатывать арендованную землю. В регистрирующий на тот период орган- Администрацию Калачевского района он не обращался с заявлением о самоликвидации и в последующие годы не интересовался, ликвидировали ли его как главу крестьянского хозяйства или нет. В пенсионный фонд он также не сообщал, что прекращает свою деятельность. В настоящее время ему известно, что его как юридическое лицо ликвидировал налоговый орган только ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, главе крестьянского хозяйства ФИО4 постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ администрация Калачевского района №182 для организации крестьянского хозяйства предоставлено в собственность 17,3 га земли, из них 17,3 га сельскохозяйственных угодий, 17, 3 га пашни. (л.д.67)

На основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель- Администрация Калачевского района Волгоградской области в лице Главы Администрации ФИО3 сдает, а арендатор - Крестьянское хозяйство ФИО4, в лице Главы крестьянского хозяйства ФИО4 принимает в аренду с правом последующего выкупа сроком на 5 лет земельные участки общей площадью 93,6 га, для ведения крестьянского хозяйства. Общая сумма ежегодной платы за арендованные земельные участки составляет 31450 рублей.

В соответствии с выпиской из постановления Администрации Калачевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации крестьянского хозяйства ФИО4» (л.д.65) комитет экономики и финансов постановил зарегистрировать крестьянское хозяйство ФИО4, расположенное на территории Голубинской сельской администрации. Состав крестьянского хозяйства: глава крестьянского хозяйства ФИО4

На основании Постановления Администрации Калачевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-79), предоставлено ФИО4 из земель совхоза «Голубинский» земельный участок площадью 110,9 га пахотных земель под крестьянское хозяйство, из них в собственность 17, 3 га пашни, в арендное пользование сроком на пять лет с правом выкупа 93, 6 га.

Из требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4,8) УПФ РФ в Калачевском районе Волгоградской области ставит в известность плательщика страховых взносов КХ ФИО4, о том, что за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по страховым взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12240,20 рублей. Указанные суммы необходимо уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность в сумме 1391,02 рублей. Указанные суммы необходимо уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) Крестьянское хозяйство ФИО4 исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст.21.1 Федерального Закона №129 от 08.08.2001 г.- 18.01.2011 г.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе ФИО2 в суде показала, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в налоговом органе обязан выплачивать в Пенсионный фонд страховые выплаты также как и предприниматели, что определено Федеральным законом №167 от 2001 года. Выплаты он должен производить пока его не снимут с учета в МРИФНС, не зависимо занимается ли он деятельностью и имеет ли доход или нет. Для пенсионного фонда важен факт регистрации. ФИО4 был зарегистрирован как юридическое лицо, следовательно, должен был производить страховые выплаты в Пенсионный фонд.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста госналогоинспектор МРИ ФНС России №№ по Орловской области ФИО6, в суде показала, что до 2002 года МРИФНС не являлся регистрирующим органом и ликвидировать юридическое лицо- крестьянское хозяйство имел право тот орган, который его регистрировал. В настоящее время МРИФНС является регистрирующим органом, куда были переданы сведения, в том числе о юридических лицах и налоговый орган имеет право принять решение о признании юридического лица не действующим, если юридическое лицо не отчитывается более года и нет движения по его счетам. Видимо, в связи с этим глава крестьянского хозяйства ФИО4 и был ликвидирован в 2011 году. До момента ликвидации сведения о нем направлялись в Пенсионный фонд, куда он должен был платить страховые выплаты.

На основании ст.21 ч.1, п. а Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

На основании ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», снятие с регистрационного учета крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального Закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

На основании ст.2 Федерального Закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального Закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно п.3 ст.23 ФЗ от 11.06.2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального Закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что мировым судьей необоснованно было отказано в иске, поскольку действующим законодательством предусмотрено возникновение обязанности глав крестьянских (фермерских) хозяйств по уплате страховых взносов, при этом действие данной обязанности продолжается с момента регистрации и до прекращения деятельности данного хозяйства, а основанием для прекращения деятельности служит исключительно внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности крестьянского (фермерского хозяйства) хозяйства.

Таким образом, доводы ответчика о том, что он фактически не обрабатывал арендованную землю с 1998 года и считал, что его должен был в связи с этим ликвидировать регистрирующий орган, не имеет в данной ситуации правового значения, кроме того, ответчику ничто не препятствовало обратиться с заявлением в регистрирующий орган о прекращении деятельность своего крестьянского хозяйства и в последующем выяснить вопрос о ликвидации его регистрирующим органом.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права является:

- неприменение закона, подлежащего применению.

Учитывая, что мировым судьей не были применены положения Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», регулирующие отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а применены положения ст.ст. 32,33 Закона РСФСР от 22.11.1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которым деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случае неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года по решению районного (городского) Совета народных депутатов, однако, исходя из положений данных статей, законом предусмотрено право районного (городского) Совета народных депутатов прекратить деятельность крестьянского хозяйства, но в их обязанность это не входит. Из представленного ответа председателя комитета по сельскому хозяйству администрации Калачевского муниципального района следует, что согласно архивным данным никакого решения Совета народных депутатов о ликвидации или закрытии КХ ФИО4 не имеется, а согласно данным комитета экономики имеется запись в Акте от 11.02.2003 года - дело по КХ ФИО4 передано в МРИФНС №5 по Волгоградской области. В соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, КХ ФИО4 было поставлено на учет в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ и снято с учета в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в этот период, крестьянское хозяйство ФИО4 было зарегистрировано в налоговом органе и имело статус юридического лица. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 года №212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств, как и индивидуальные предприниматели, обязаны уплачивать страховые взносы с даты государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по дату снятия с налогового учета вне зависимости от осуществления деятельности, получения дохода и иных причин. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями, то есть несут ответственность за неуплату страховых взносов всем принадлежащим им имуществом, в том числе и заработком, получаемой пенсией и тому подобное. Указанным законом не предусмотрены такие основания для освобождения от уплаты страховых взносов, как «не осуществление деятельности на выделенном земельном участке». В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных УПФ РФ требований.

На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ФИО4 в пользу УПФ РФ в Калачевском районе Волгоградской области задолженность по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 13631 рублей 22 копеек.

Поскольку исковые требования УПФ РФ в Калачевском районе Волгоградской области удовлетворяются, исходя из ст. 98 ГПК РФ,суд считает необходимым взыскать с ФИО4 государственную пошлину, от которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.328 - 330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе Волгоградской области удовлетворить.

Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 1 г. Ливны и Ливенского района Орловской области, мирового судьи судебного участка №3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 17 мая 2012 года отменить.

Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе Волгоградской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО4 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в Калачевском районе Волгоградской области задолженность по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 13631 (Тринадцать тысяч шестьсот тридцать один) рубль 22 копейки.

Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования – Ливенский район в размере 545 (Пятьсот сорок пять) рублей 25 копеек.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>