ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-10253/19 от 17.09.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11a-10253/2019 Судья: Меркулова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Жукова А.А., Ишимова И.А.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-264/2019 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 мая 2019 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании пени,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее - МИФНС № 18 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за период с 01 декабря 2015 года по 25 мая 2018 года в сумме 3575,11 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за период с 04 декабря 2015 года по 25 мая 2018 года в сумме 2522,11 рублей; пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 25 мая 2018 года в сумме 186,81 рублей, всего пени в размере 6284,03 рублей.

В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, транспортного налога. Согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, в собственности ответчика находятся следующие объекты налогообложения:

- квартира по адресу: <адрес> дата регистрации права – 14 августа 2008 года;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> дата регистрации права – 16 декабря 2000 года;

- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> дата регистрации права - 29 апреля 2008 года;

- земельный участок по адресу: <адрес>, дата регистрации права 30 ноября 2000 года.

МИФНС № 18 по Челябинской области ФИО1 были начислены налоги, за неуплату которых ответчику начислены пени в соответствии с требованиями закона. Требование № 18656 от 26 мая 2018 года об уплате пени направлено в адрес ответчика, однако в указанный в нем срок не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала.

Решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 мая 2019 года требования МИФНС России №18 по Челябинской области удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом не установлены существенные для дела обстоятельства, поскольку не дана оценка представленным ею квитанциям об оплате 22 декабря 2017 года налогов и пени. Судом отказано ей в приобщении решений налогового органа от 10 сентября 2018 года, 04 декабря 2018 года. Вывод суда о взыскании пени ничем не обоснован, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании каких уведомлений насчитаны налоги.

Административный ответчик ФИО1, представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены.

Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, не явившихся в судебное заседание.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке части 2 статьи 308 КАС РФ, дополнительно представленные административным истцом документы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (статья 48 НК РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в собственности в спорный налоговый период объектов налогообложения.

Выявив наличие у ФИО1 задолженности по уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование № 18656 от 26 мая 2018 года об уплате в срок до 04 июля 2018 года:

- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в сумме 3575,11 рублей,

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в сумме 2522,11 рублей,

- пени по транспортному налогу в сумме 186,81 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 пени по налогам, при этом, суд исходил из того, что порядок и сроки обращения в суд, установленные статьей 48 НК РФ налоговым органом соблюдены, расчет пени налоговым органом произведен верно, доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.

Судебная коллегия находит выводы суда, основанными на неверном применении норм НК РФ, регулирующих отношения, в силу следующего.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Так, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд (сроки давности взыскания налогов и пени).

Согласно статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Так, из материалов дела следует, что по требованию № 18656 сумма пени, подлежащих взысканию, превышала 3000 рублей, в связи с чем, в соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании пени до 04 января 2019 года.

06 августа 2018 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области вынесен судебный приказ № 2а-948/2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по пени в размере 6284,03 рублей, то есть без пропуска установленного законом шестимесячного срока.

21 августа 2018 года указанный судебный приказ был отменен по заявлению ФИО1 (л.д.13).

После отмены судебного приказа № 2а-948/2018, налоговый орган 26 февраля 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением, направив его в Катав-Ивановский городской суд Челябинской области посредством почты России, что подтверждает почтовый конверт (л.д.20), отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087533934589, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока (21 августа 2018 года + 6 месяцев = 21 февраля 2019 года).

Вывод суда о том, что административный истец обратился с исковым заявлением в суд 19 февраля 2019 год, согласно штемпеля на списке почтовых отправлений судебная коллегия отклоняет, поскольку список № 19 внутренних почтовых отправлений от 19 февраля 2019 года свидетельствует лишь о направлении в адрес ФИО1 административного искового заявления, и о направлении в адрес Катав-Ивановского городского суда Челябинской области ходатайства № 03-16/7/002786 и отзыва № 03-15/9/002785 от 19 февраля 2019 года (л.д.14-15).

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд административным истцом не было заявлено.

Данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения спора по существу.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Следует учитывать, что своевременность подачи искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Также из материалов дела усматривается, что налоговым органом предъявлены требования о взыскании пени на недоимку по налогу на имущество за 2011 год в размере 10,24 рублей, за 2012 год в размере 293,97 рублей, за 2013 год в размере 547,23 рублей, за 2014 год в размере 1147,22 рублей; пени на недоимку по земельному налогу за 2009 год в размере 1,71 рублей, за 2014 год в размере 1045,70 рублей, но поскольку обязанность по уплате пени производна от обязанности по уплате недоимки и возникает лишь при наличии последней, соответственно, пени могут быть взысканы лишь в том случае, когда административным истцом были своевременно предприняты меры к принудительному взысканию суммы пениобразующей недоимки. В материалах дела доказательства принудительного взыскания недоимки по спорным налогам за указанный период с ФИО1 отсутствуют, в связи с чем, взыскание пени на суммы недоимок, право на взыскание которых, налоговым органом утрачено, невозможно.

На основании вышеизложенного решение Калининского районного суда г. Челябинска подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 28 мая 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за период с 01 декабря 2015 года по 25 мая 2018 года в сумме 3575,11 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за период с 04 декабря 2015 года по 25 мая 2018 года в сумме 2522,11 рублей; пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 25 мая 2018 года в сумме 186,81 рублей - отказать.

Председательствующий

Судьи